Когда в мобильных телефонах появились первые фотокамеры и MP3-плееры, а произошло это всего около 10 лет назад, во всех обзорах неизменно отмечалось, что такие комбайны – просто маркетинговая уловка, и для полноценного выполнения каждой из функций – звонков, прослушивания музыки, фотосъемки – по-прежнему необходимо отдельное устройство. Что мы видим сейчас? Редкие телефоны остались немногозадачными, а те, что все-таки остались – что ж, они стоят совершенно других денег. И если вы умеете только писать тексты и еще не ощутили требований рынка на своей зарплате, вы почувствуете это в самое ближайшее время.
Многозадачный журналист: 11 компетенций, необходимых в медиа уже сейчас
История возникновения многозадачности (если не брать в расчет Цезаря) берет свое начало еще в конце XIX века, когда на вооружение швейцарской армии поступила винтовка новой модификации. Ее требовалось регулярно разбирать для чистки, а сделать это можно было только с помощью отвёртки.
Примерно в это же время в армейский паёк стали включать консервы, которые невозможно было открыть без консервного ножа. Именно так появился знаменитый швейцарский армейский нож, который, ко всему прочему, сделали красным – чтобы легко замечать его на снегу. Первая модификация включала только самое необходимое: собственно нож, отвертку для винтовки, нож для консервов и шило в придачу.
На рубеже XX и XXI веков не менее значительные изменения произошли и в медиаиндустрии по всему миру – состоялся переход от газеты или телеканала как законченного продукта к фабрике контента с его переупаковкой для разных продуктов. Их по-прежнему делали команды специалистов, но в интернете газетчики почувствовали, что их корреспондентам крайне не хватает навыка снимать внятное видео, а телевизионщики испытали нехватку специалистов по написанию цепляющих текстов.
Можно до бесконечности спорить, что же такое журналистика – творчество или ремесло, но нельзя отрицать, что в нашей профессии есть как первое, так и второе. И если творчество является качеством неизменным, то набор «ремесленных» компетенций современного журналиста серьезно расширился. Что же это за умения?
- Написание текста для интернета. Ни для кого не секрет, что в интернете текст выглядит и читается совсем по-другому, чем на бумаге. Писать такие тексты – целое искусство. Вам надо постоянно помнить про насыщение заголовка и первого абзаца ключевыми словами для лучшей индексации в поисковых системах. Ставить ссылки на предыдущие материалы по теме. Добавлять как можно больше врезок с картинками, чтобы заскучавшему читателю было на что кликнуть в начале, середине и конце статьи. Дробить массу текста на небольшие кусочки для лучшей усвояемости (вот буквально разжевывать!).
- Методы проверки фактов или фактчекинг. Одно из главных отличий СМИ от блогов и гражданской журналистики – ответственность за публикуемые факты. С блогера и взятки гладки, а вот если напортачит уважаемое СМИ – оно как минимум опубликует опровержение. Как максимум – испортит репутацию и растеряет драгоценную аудиторию. В современном мире, когда в информационном шуме ежедневно проходят сотни и тысячи «уток» и недостоверных фактов, эта функция СМИ становится все более значимой, и вы как журналист должны уметь быстро проверить, действительно ли дым идет из дома в центре Багдада или это ловко отредактированная с корыстной целью фотоподстава.
- Ведение прямых текстовых и видеотрансляций. Еще пять-десять лет назад ваши читатели довольствовались чтением о событиях, произошедших вчера. Два-три года назад хотели узнавать о тех, что закончилось только что. Теперь же они хотят быть в курсе того, что происходит именно сейчас, в данную минуту. Знать и соучаствовать, сопереживать, следить и ретвитить. А журналист должен выдавать информацию дозировано, но оперативно и интересно. Кстати, это относится не только к сайту, но и к соцсетям. Скорость дает вам дополнительный трафик, достоверность – обеспечивает хорошую репутацию.
- Съемка видео, работа в кадре, озвучение, монтаж. В кармане у вас лежит смартфон, в нем, скорее всего, присутствует камера, а вы на мероприятии, о котором интересно будет не только прочитать, но и увидеть. Еще лучше если вы с напарником – тогда можно и полноценный сюжет сделать, поработав в кадре. А потом прийти в редакцию и не просто скинуть отснятый материал монтажеру, а самому нарезать видео, наложить закадровую озвучку и отрендерить готовый ролик. Пока видео рендерится, можно и текст на сайт написать. А кто сказал, что будет легко?
- Фотосъемка, панорамная и 360-градусная съемка. Помимо стандартного правила «золотого сечения», выставления правильной экспозиции и баланса белого, современному журналисту было бы неплохо освоить и панорамную, а также 360-градусную съемку, благо для этого есть огромное количество бесплатных или недорогих приложений. Согласитесь, картинка с митинга или концерта, которую можно крутить мышкой во всех направлениях, позволит вашим читателям быстрее и интереснее понять, как это было, чем любой многословный текст.
- Создание интерактивного контента. Повторюсь: современная аудитория хочет соучаствовать и становиться вашим соавтором при создании контента. Поэтому интерактивная инфографика, тесты или игры давно стали стандартом для сайтов качественных СМИ. Естественно, шедевры интерактива создаются усилиями целых команд и не за несколько часов, но какие-то простые вещи – например, создать интерактивную хронологию на dipity.com или картинку с интерактивными точками на thinglink.com, – вы сможете и сами. И это не займет так много времени.
- Методы и средства работы с базами открытых данных. Однажды один мой знакомый рассказал историю скандальной газетной статьи, созданной на основе открытых данных. Он пошел в библиотеку, поднял архивы журналов технической проверки эскалаторов в московском метро и обнаружил, что последняя отметка о прохождении осмотра эскалатора на одной из станций была проставлена 15 лет назад при предельно допустимой норме в 10 лет. Другими словами, эскалатор грозил вот-вот сломаться, возможно, вызвав травмы людей или транспортный коллапс. Вот вам и скандал на основе архивов. Сегодня многие массивы данных доступны онлайн – и в библиотеку идти не надо. Но правильно и быстро с ними работать, уметь находить иголку в этих цифровых стогах сена – вот те компетенции, которых не хватает нынешним журналистам.
- Работа в социальных сетях. Казалось бы, нет ничего проще – повесил смешную картинку и ссылку на сайт и сиди, собирай «лайки». Однако, как и в любом другом серьезном деле, работа с соцсетями требует стратегического подхода – планирования, чего именно вы хотите получить от активности в соцсетях, выработки строгих правил и дальнейшего им следования. А для общения с читателями в целях предотвращения некрасивых ситуаций современным журналистам было бы неплохо пройти хотя бы краткий курс по психологии и теории коммуникаций.
- Основы программирования и HTML. Не пугайтесь, писать полноценные программы и ваять каскадные таблицы стилей рынок от вас еще не требует (но скоро может начать). А вот уметь понятным языком объяснить программисту и верстальщику свою задачу вы должны научиться прямо сейчас. То есть хотя бы понимать основные принципы функционирования интернета, разбираться в юзабилити (удобства пользования сайтом – читайте об этом в соседней статье Таисии Ларот) и уметь отличить iOS от Android. Чем больше вы будете разбираться в теме, тем лучше сможете объяснить свои потребности непосредственным исполнителям и тем быстрее они сделают именно то, что нужно вам.
- Основы дизайна. И в отличие от предыдущего пункта это не значит только лишь умение понятным языком объяснить задачу дизайнеру. Если брать дизайн в широком понимании слова, то вы должны научиться брать на себя ответственность за общий вид и восприятие продукта. В число крупных дизайнерских провалов от журналистики можно смело занести заголовок «Сложа руки не сидим» над фотографией чиновника, сидящего за столом со сложенным руками. Или, например, фотографию страшного пожара на обложке журнала, прямо скажем не очень сочетающуюся с названием этого самого журнала – «Огонек».
- Основы маркетинга. Если все предыдущие навыки учили вас условно «продавать» своей контент читателю, аудитории, то познания в маркетинге позволят вам продавать его рекламодателю. И он, в отличие от читателей, будет уже расплачиваться не вниманием, а живыми деньгами.
В нашей информационной высоко конкурентной среде наиболее успешными стали те СМИ, которые вовремя осознали, что монетизация теперь – это забота каждого сотрудника, а не только отдела продаж. И стали активно применять редакционные приемы и методы при создании предложений и контента для рекламодателя. В британской the Daily Telegraph под это выделили специальный отдел. На американском портале BuzzFeed редакция сразу предлагает спонсору несколько вариантов его рекламы в виде забавного текста с подборкой фотографий, а потом они вместе «докручивают» подходящий.
Секрет успеха для журналистов, пожелавших овладеть большим количеством компетенций, прост: вы должны уметь все понемножку, но что-то одно лучше всего. Конечно, где-то наверняка есть уникумы, которые пишут как «золотые перья», снимают как Эйзенштейн, да еще и программировать умеют, но отыскать их не сильно проще, чем снежного человека. А уж когда найдете, будьте уверены, что заломят они цену, возможно превышающую зарплаты нескольких сотрудников, делающих ту же работу. Так что специализацию никто не отменял. Просто не теряйте хватку и набивайте руку и в разных сферах журналистской деятельности. Конечно же, в ближайшем будущем не стоить ожидать того, что все журналисты поголовно превратятся в многозадачных универсалов. Медиа-менеджерам все равно нужно опираться на команды, состоящие из специалистов в разных областях. Но при этом стоит постепенно усиливать свой штат за счет таких «швейцарских ножей» от журналистики, которых я описал выше. Хуже точно не будет.
http://msc.kg/2013/11-navykov-mnogozadachnogo-zhurnalista/