Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Конец августа выдался, как шутили в социальных сетях, просто «чумовой». После сообщения о смерти подростка от бубонной чумы в Иссык-Кульской области общество пребывало если не в состоянии паники, то тревоги точно. Неизбежно вспоминали средневековую пандемию чумы, выкосившую половину Европы. Разумеется, каждому приходила в голову мысль, что подобное может повториться и в Кыргызстане.

Известно, что молчание – широчайшее поле для фантазии. В итоге стали рождаться слухи, а домыслы – верные спутники паники. Оперативно против этого сработала пресс-служба Министерства здравоохранения. И, как всегда, оказалась крайней. Выдавшая за всю историю ажиотажа вокруг чумы лишь один затерявшийся в ленте новостей релиз, пресс-служба правительства не нашла ничего лучше, как потребовать «поставить на место» руководителя пресс-центра.

«Нас обвиняют в том, что это благодаря нашей «прозрачной» работе началась шумиха в мировых СМИ», — сказала Баялинова.

Стоит отметить, что в сентябре проходит саммит ШОС, поэтому правительство, по данным источников «ВБ» в кабмине, попыталось сделать все, чтобы шумихи было как можно меньше. В итоге ее меньше не стало, а вот претензий к правительству прибавилось. Вместо того чтобы задуматься над отсутствием карантинных мероприятий в природных очагах чумы в течение последних 30 лет, кабмин предпочел заткнуть рот.

Что же такого сделал пресс-центр Минздрава, чтобы получить подобные обвинения?

Вот что об этом рассказывает Елена Баялинова. По ее информации, пресс-центр Минздрава о смерти подростка с предположительным диагнозом «чума» узнал из СМИ. Тут же на рабочий и сотовый телефоны стали звонить журналисты, дабы подтвердить или опровергнуть данные сведения. Все это произошло 23 августа.

«На оперативном совещании было решено ответить на запросы СМИ, подготовить и передать информацию о том, что речь идет лишь о подозрении на бубонную чуму, и первый результат анализов отрицательный. Решение было согласовано на уровне аппарата правительства. По поступающим в пресс-центр звонкам и запросам было очевидно, что данные о случае подозрения на чуму в Кыргызстане уже вырвались на просторы СМИ и начали самостоятельно гулять в интернет-пространстве, в том числе и в социальных сетях», — рассказывает Баялинова.

Рассылка первой информации, по ее сведениям, по чуме от имени Минздрава КР, как и всех последующих, была также продублирована на адреса лично заведующей отделом информационной политики аппарата правительства Нурзады Токтогуловой, пресс-службы президента и социального отдела аппарата кабмина.

Однако, по словам и. о. руководителя пресс-центра, взаимодействия с пресс-службами правительства и президента на 23 августа вплоть до 28 августа действительно не было. От них не последовало никакой реакции на рассылку и не было сделано ни одного звонка или заявления.

Пресс-центр Минздрава действовал лишь во взаимодействии с оперативным штабом МЗ КР, который в свою очередь согласовывал свои действия с аппаратом правительства. То, что пресс-служба правительства работала очень вяло, могут подтвердить многие журналисты. Представители СМИ давно уже отмечают, что информационное обеспечение кабмина становится хуже из года в год, как и подготовка к мероприятиям и выездам с участием прессы.

Как поясняет Баялинова, в оперативном штабе Минздрава КР продолжали представлять информацию в СМИ, развеивая тем самым домыслы и слухи о распространении чумы в КР. 26 августа было принято решение два раза в день (в 8.00 и 17.00) отделу общественного здравоохранения МЗ КР в письменной форме готовить служебные эпиддонесения по «чумной» ситуации в Иссык-Кульской области, а пресс-центру МЗ КР на их основе писать пресс-сообщения.

Ежедневно сотрудники пресс-центра Минздрава, и. о. руководителя пресс-центра Елена Баялинова и обозреватель-аналитик Шабдан Рыскулов, оставшись с 1 сентября вдвоем, без пресс-секретаря, который с 1 сентября перешел на другую работу, постоянно (на кыргызском и русском языках) отвечали по требованию на письменные запросы и давали устные комментарии в СМИ, в том числе и международные, а также во все государственные и негосударственные структуры. «Характер этих ответов и комментариев был сугубо официальный на основе имеющихся в ПЦ МЗ КР данных Минздрава», — замечает Баялинова.

По ее данным, 28 августа пресс-центр Минздрава КР в лице обозревателя-аналитика Шабдана Рыскулова, а также пресс-службы МИД и МЧС были приглашены на аудиенцию с заведующей отделом информационной политики аппарата правительства КР Нурзадой Токтогуловой, которая указала всем на непрофессиональную работу и чрезмерную активность. Было приказано никакой информации без согласования с пресс-службой правительства больше не давать. В тот же день, 28 августа, пресс-служба правительства опубликовала на своем сайте «официальное заявление правительства КР».

«В проделанной работе пресс-центр Минздрава руководствовался одной целью – путем представления своевременной взвешенной и выверенной информации со стороны Минздрава блокировать распространение слухов и домыслов о ситуации с чумой в Кыргызстане, а также смягчить наблюдавшееся паническое состояние в обществе», — комментирует Баялинова.

Со своей стороны пресс-центр Минздрава все сделал правильно. Люди нуждались в достоверной своевременной информации – и получали ее от Минздрава посредством СМИ. Поэтому хаоса среди населения, который предрекали, не случилось. Что касается шумихи в мировых СМИ, то вызвана она, скорее, не прозрачной работой Баялиновой, а тем, что там, как и везде, существуют недобросовестные журналисты, которые путем подмены понятий «стряпали» сюжеты о «чумных гостях – мигрантах» или небезопасном отдыхе на Иссык-Куле, преследуя лишь собственные интересы. И опровергнуть их доводы можно было лишь при помощи одного – обратившись к достоверному источнику – информации от пресс-центра Минздрава.

Возлагать вину за пострадавший имидж страны надо на тех, кто как раз-таки и замалчивает реальную ситуацию, позволяя зарубежным строить различные предположения об угрозе чумы. На тех, кто создает дефицит аргументов и фактов, благодаря которым люди черпают сведения из сарафанного радио, работающего по принципу глухого телефона. Но у правительства иное мнение на этот счет. Там вообще конфликт с пресс-центром министерства не комментируют.

Стоит отметить, в Уголовном кодексе Кыргызстана существует статья 257, которая гласит, что «сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенное лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, наказывается штрафом в размере от 500 до 700 расчетных показателей либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет». Далее говорится, что «те же деяния, совершенные ответственным должностным лицом государства, а равно главой органа местного самоуправления, в результате которых причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 700 до 1 тысячи расчетных показателей либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Сегодня, 4 сентября, Елена Баялинова после беседы с министром здравоохранения Динарой Сагинбаевой решила уйти с работы после многолетней службы ведомству. Официально на настоящий момент пресс-секретарь еще не назначен.

http://www.vb.kg/doc/241885_pravitelstvo_obvinilo_press_centr_minzdrava_v_porche_imidja_strany.html