Директор компании Weltkind’s WebWorks Анатолий Лелевкин в интервью «Кибердемократ» рассказал о рынке веб-разработок в Кыргызстане. Он сообщил примерную стоимость создания сайта, а также какие сайты наиболее востребованы. Веб-девелопер в своем интервью поразмышлял над проблемой дефицита кадров в IT- отрасли и поделился опытом, как эту проблему решают у него в компании.
— Что вы можете рассказать про 2013 год? Насколько сильно изменился рынок веб-разработок Кыргызстана?
— Нельзя сказать, что в этом году что-то кардинально изменилось. Эдак, тянули мы лямку, тянули. А тут раз и все изменилось. Нет, кардинально ничего никогда не меняется, разве что весной на площади. А в нашем секторе идет постепенная эволюция.
Что касается общих тенденций, то можно сказать, что заказчики становятся более зрелыми, опытными. Люди работают в интернете, смотрят по сторонам и начинают задумываться о качественном продвижении в сети, качественном маркетинге. Если раньше продвижение в сети заканчивалось тем, что владелец бизнеса заказывал себе небольшую визитку-шаблон на Joomla, платил заслуженные 300 долларов студенту-шабашнику, и оба довольные расходились, то сейчас, я бы сказал, заказчики становятся более взыскательными. Думают, анализируют, сравнивают. Это очень хорошая тенденция, я считаю.
Если еще лет 5-8 назад весь Кирнет можно было представить себе как свалку дешевых шаблонов, то сейчас, по крайней мере, в области бизнеса люди стремятся к качеству. Что говорить, за этот год мы обслужили, в том числе три государственных учреждения, которые были готовы платить достаточно большие деньги за качественную работу. Это там, где раньше разработка сайта велась по такой схеме: списывались 2-3 тысячи, а потом сайт за 100-200 долларов делал племянник одного из «байкешек», «который в компьютерах понимает». Сейчас даже в этом секторе руководители начинают задумываться, начинают демонстрировать свою зрелость. Это не может не радовать.
— Как веб-разработчики в Кыргызстане занимаются поиском новых заказчиков или уже настало время, когда они сами приходят?
— Это знаете, как в анекдоте: «А у нас, милочка, где поймают, там и прут». Я не могу говорить за все компании, все, что касается отношений с клиентами, обычно есть часть коммерческой тайны. Могу сказать о нас. К нам в основном приходят по рекомендациям. Как говорится, наступило время, когда уже не мы работаем на репутацию, а репутация работает на нас.
Пару раз мы пробовали давать широкую рекламу: на дизеле, в прессе. Как правило, это приводило к тому, что наш офис штурмовали желающие сделать сайт-визитку за 300 долларов. Это знаете, такой неловкий момент, когда ты уже знаешь что посетитель — не твой клиент, и надо ему об этом вежливо сообщить. А он тебе увлеченно описывает свое видение сайта.
К слову, очень хорошо работает контекстная реклама на АКИpress в профессиональном режиме. Если правильно настроить ключевые слов, поступает немного обращений, но все те, кто являются нашей целевой аудиторией. Очень доволен.
— Сколько сегодня стоит сделать сайт в Кыргызстане? Качественная работа должна стоить дорого, хотелось бы уточнить эту цену. Есть ли минимум, ниже которого будет брак?
— Сайт можно сделать за 100 долларов. Тут я обычно привожу аналогию с часами. Часы могут быть китайские пластмассовые за 100 сомов. Но они будут выполнять свою роль, показывать время. Но, если вы соберетесь пойти с такими часами, на встречу инвесторов, например, сослужат ли они вам хорошую службу? Так и здесь. За 100 долларов можно сделать сайт, который расскажет о вашей компании. Но если хотите что-то приличное, с чем не стыдно ходить на встречи, тут цены будут иного порядка.
Неплохой сайт-визитку можно сделать за 1000-1500 долларов. Это будет включать в себя уникальный дизайн, удобную систему управления, все будет доделано, доведено до ума. Если сравнивать с часами, это такие швейцарские часики класса Tissot. Ну, а верхняя планка как всегда может волновать изображение. Недавно видел сайт итальянского отеля www.palazzodallay.it. Даже в наших условиях, с нашими ценами на специалистов, я бы оценил его более чем в сотню тысяч долларов. Это работа множества художников, дизайнеров, грамотно сведенная в единое целое. Это если говорить о визитках.
Есть еще более сложные и дорогие продукты. К нам часто приходят и говорят, вот мы хотим сайт как Facebook. Или в последнее время говорят, вот хотим как namba.kg, только лучше. А когда людям говоришь, а вы знаете, что базовый сайт намбы писался почти 2 года, в написании участвовали: тимлид, ведущий программист, 2-3 рядовых программиста, администратор, дизайнер. Еще у них сервера, трафик, аренда офиса… И вот так затратным методом получается стоимость в 200-300 тысяч долларов, люди смотрят на тебя как на сумасшедшего. Большинство людей еще, к сожалению, считают, что это так просто, взяли и создали второй фейсбук. Вон, Цурекберг же за пару месяцев на коленках написал. На самом деле это только красивая легенда.
Стоимость такого программного обеспечения невообразимо дорогая, а выведение его даже просто на самоокупаемость потребует еще в десятки раз больше вложений. На моей памяти лишь несколько интернет стартапов доросли до уровня самоокупаемости. И более сотни всевозможных умерли, лишь пожрав деньги своих инвесторов.
— Какие типы сайтов сейчас более востребованы на рынке Кыргызстана в корпоративном секторе?
— Наиболее востребованы сейчас хорошие сайты-визитки и интернет каталоги. Торговля выходит из бутиков в интернет. Это, конечно, тоже хорошая тенденция. В современном мире время человека становится очень дорогим. Я бы вообще хотел покупать все товары, не выходя из офиса, а свободное время проводить с любимой женой и детьми, чем в бесполезном шопинге.
— Какие методы продвижения дали самый ощутимый и стремительный результат?
— Продвижение веб-сайтов — это целая наука. Нет какого то универсального метода, раз и твой сайт в топе. Есть черное SEO с большим набором инструментов, но, как и все легкое, шальное, оно несет за собой большие риски. Поэтому в SEO, как и везде, лучшие плоды дает планомерный, долгий труд, работа над качеством, содержанием, удобством сайта.
— Спектр услуг веб-разработчиков Кыргызстана достаточно широк. Какие проекты, как правило, даются сложнее?
— Как я уже писал, самые сложные — функциональные проекты. Социальные сети самый яркий пример, биллинговый софт, банковский софт. Даже интернет магазин с более сложным, нежели типовой функционал, задача весьма нетривиальная. Тут есть такая кривая, согласно которой, чем больше функционала содержит в себе проект, тем более в геометрической прогрессии растут требования к квалификации исполнителей, снижается управляемость проектом, возможность прогнозирования сроков и т.п. И там уже целая наука как управлять такими проектами. Есть модели водопада, каскадные модели, agile и прочее. В нашей стране всего 2-3 компании могут решать задачи емкостью от 1000 человеко-часов.
— Участников на рынке web-программирования Кыргызстана сейчас много, но качество оставляет желать лучшего. Почему? Как можно исправить положение?
— Не надо ничего исправлять. Моя любимая поговорка: «Каждый клиент заслуживает своего подрядчика. И наоборот». Да, на рынке есть куча малоквалифицированных игроков в ценовой категории 100-500 долларов. Это говорит о том, что есть спрос на их услуги. Есть огромное количество заказчиков, которые не отличают качество, им и не надо переплачивать. Это как на автомобильном базаре. Можно и за 100 долларов запорожец купить, а можно лексус за $40 000. А представьте, стояли бы одни лексусы дорогие, кто бы на них ездил?
И в равной степени это касается исполнителей. Знаменитый закон перехода количества в качество работает тут как-никогда явно. Вот выходит зеленый студент без опыта. Берет шабашки за 100 долларов. Если он не дурак и подходит к делу с душой, самообучается, изучает новые технологии, скоро его услуги станут стоить 300 долларов. Потом он возьмет в штат дизайнера, верстальщика. Качество вырастет в разы, и услуги будут стоить уже, например, 1000$. И так и происходит развитие. А те кто, не растет качественно, те обречены. Человек — такое поганое существо, что хочет постоянно больше денег. А если ты не улучшаешь качество, а только растешь в цене, ты проиграешь более голодным новичкам. Большое количество псевдо-студий закрылось именно из-за этого. Люди занялись другим делом: торговлей, перегонкой машин, словом тем, где меньше требований к качеству работы и самообразованию.
— Очень часто говорят, что в Кыргызстане очень трудно найти толковых программистов. Каких специалистов сегодня найти сложнее всего?
— Трудно. В городе всего 3-4 хороших дизайнера, 10-15 сильных практикующих программистов. Но и тут палка о двух концах. Все плоть от плоти. Так же, как трудно найти зрелого специалиста, не перегревая рынок неадекватно высокой оплатой труда, так и специалисту, привыкшему много получать после закрытия проекта, где он работал, тяжело сразу найти работу с адекватной оплатой его труда. Такие обычно уезжают дальше в Казахстан, Россию, на Запад. И дефицит понемногу накапливается. Скажем, еще лет 5 назад было 6-8 хороших дизайнеров, половина уехала, выросла цена на услуги тех, кто остался.
Мы нашли для себя выход в обучении новых кадров, коли уж этим не занимаются ВУЗы. Вообще что делают с людьми в ВУЗах для меня остается загадкой. Вроде там два года проходят ООП по программе, приходит выпускник не может ответить, чем отличаются свойства public, protected и private. Что он 5 лет делал в ВУЗе на IT-специальности и каким чудом его закончил — непонятно. Но это отдельная тема. Скажу, что мы выращиваем людей для себя сами. Если брать смышленых и толковых ребят через год-полтора из них получаются очень неплохие девелоперы.
А вообще, глядя по сторонам, я для себя сделал вывод, что любых специалистов найти сложно. Сантехника хорошего сложно найти, что уж говорить об IT-сфере. Вообще, хороших людей гораздо меньше, чем разгильдяев.
— Насколько сейчас программисты из Кыргызстана востребованы «заграничными» клиентами? Растет ли число заказов оттуда?
— Востребованы. Растет. Там есть своя специфика рынка, если изучить ее, можно неплохо зарабатывать на онлайн-биржах типа oDesk, Weblancer. Ребята этим занимаются. У нас целая компания есть, которая кормит штат в 20 человек с этих бирж. Но сразу скажу, что молочных рек и кисельных берегов там тоже нет. Без солидного портфолио вам придется конкурировать с индусами. Их ставка 5-8 долларов в час. 800-1200$ долларов в месяц при условии полной загруженности заказами, что не бывает в принципе. Даже для нашей страны это не самые большие деньги. Можно получать столько же, работая просто за зарплату.
— Проблема недостаточной цифровой грамотностью общества во многом связана с психологической неготовностью населения, незнанием того, что уже есть и доступно. Как ИТ-специалисты могут повлиять на эту ситуацию и могут ли?
— Хороший вопрос. Грамотность, как правило, прямо пропорциональна уровню дохода. Заметьте, в обратном направлении правило не работает. Вопрос тогда стоит, как поднимать уровень доходов всей страны? На мой взгляд, начинать нужно с наведения порядка и установления четких правил в государстве. Приведу пример. Когда молодые люди видят, что можно украсть и купить место в милиции. Можно ограбить, убить, и потом откупиться. Можно отнять чей-то бизнес и стать депутатом. Мало у кого хватит внутреннего стрежня, чтобы, видя это, кропотливо работать. Все будут пребывать в праздности и в поисках шальных денег. Какая тут грамотность, какой тут труд? А ведь именно в кропотливом, многочасовом труде рождается богатство, рождается потребность в новых навыках, знаниях.
В это плане IT-сектор мне нравится тем, что тут сразу видно, кто из себя что представляет. Мне достаточно полчаса поговорить с человеком, чтобы назвать его цену в долларах. Если ты плохой специалист, будь ты хоть трижды отличным болтуном или чьим-то протеже, ты лишишься места, уступишь конкурентам. Поэтому IT-сфера у нас в республике наиболее чиста от всяких детей чиновников, просто неучей. Они просто не выдерживают конкуренции. Тут работают умом и терпением. Каждая копейка достается потом, но зато честно. На мой взгляд, IT-сфера должна стать образцом для построения нового общества в нашей республике.
http://kiber.akipress.org/news:73