Tazabek — Судебная коллегия по административным и экономическим делам Верховного суда Кыргызской Республики 31 января 2013 года рассмотрела в открытом судебном заседании надзорную жалобу Нурбека Токтакунова на решение межрайонного суда города Бишкек от 30 января 2012 года, которым в удовлетворении заявления Н.Токтокунова об оспаривании действий Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики отказано.
Определение судебной коллегии по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда от 14 марта 2012 года, которым решение межрайонного суда города Бишкек от 30 января 2012 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Н.Токтакунова — без удовлетворения.
Н.Токтакунов обратился в межрайонный суд г.Бишкек с заявлением об оспаривании действий Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики. В обоснование заявленных требований указано, что 20 октября 2011 года им был направлен запрос в Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики о предоставлении сметы расходов ГКНБ КР. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления» государственный орган обязан ежегодно в доступной форме обнародовать информацию, включающую годовой бюджет. 4 ноября 2011 года ГКНБ ответил на запрос заявителя отказом, ссылаясь на статью 2 вышеуказанного закона, при этом было указано, что действие настоящего закона не распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством КР.
Заявитель считает, что ГКНБ нарушил его права на доступ к информации по следующим основаниям. В пункте 3 статьи 33 Конституции Кыргызской Республики гарантируется право на получение информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц, финансируемых из республиканского бюджета. В статье 5 закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления» дается исчерпывающий перечень информации, относящийся к ограниченному доступу. Информацией ограниченного доступа признаются сведения, отнесенные к государственным секретам, а также конфиденциальная информация. Отнесение информации к государственным секретам осуществляется в соответствий с законодательством Кыргызской Республики о государственных секретах.
В статье 5 закона Кыргызской Республики «О защите государственных секретов» дается определение различных категорий государственных секретов. К государственным секретам относится информация, разглашение которой может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, безопасности, экономических и политических интересов Кыргызской республики, нанести ущерб Вооруженным силам и интересам, оказать отрицательное воздействие на обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы КР. При этом, в соответствии со статьей 3 указанного закона одним из принципов отнесения информации к государственным секретам является принцип обоснованности — определении целесообразности засекречивания информации путем экспертной оценки в интересах государства и граждан.
Однако распространение информации о смете расходов ГКНБ не представляет никакой угрозы национальной безопасности, а ГКНБ в своем письме на запрос не обосновал целесообразность ограничения в распространении информации в интересах государства и граждан. В смете расходов даются описания запланированных на год расходов по стандартной классификации: «заработная плата», «государственные закупки», «оборудование», «транспортные услуги» и т.д. То, что обеспечение правопорядка, безопасности и обороны стоит денег, что силовые ведомства платят своим сотрудникам зарплату, содержат внештатных сотрудников и делают закупки, не является тайной. В бюджетных сведениях нет описаний спецопераций и иных секретных мероприятий, с указанием даты и точного времени их проведения.
Заявитель отмечает, что запрашиваемая информация не подходит также под признаки конфиденциальной информации, указанные в статье 5 закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления», так как подобной информацией признаются сведения, относящиеся исключительно к организационно-техническим правилам обеспечения безопасности работы государственного органа и органа местного самоуправления или же отражающее конкретное содержание закрытых слушаний и заседаний, а также личную позицию должностного лица при проведении закрытого совещания или голосования.
На основании изложенного заявитель просил удовлетворить заявленные требования.
Судами первой и апелляционной инстанций были приняты вышеуказанные судебные акты.
Не согласившись с принятыми судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, Н.Токтакунов обратился с надзорной жалобой в Верховный суд КР, в которой указывает, что на судебных процессах он неоднократно задавал вопрос представителям ГКНБ, каким же образом смета расходов Госкомитета национальной безопасности Кыргызской Республики может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности и обороноспособности КР? Представители ГКНБ не дали каких-либо ответов, а единственным доводом, который был использован в ходе судебных рассмотрений, было то, что имеется постановление правительства КР «Об утверждении Перечня главнейших сведений, составляющих государственную тайну» и что на настоящий момент оно имеет юридическую силу. Соответственно, ссылка на указанное постановление правительства Кыргызской Республики не дает разъяснения на поставленный вопрос. Суду не была представлена экспертная оценка о целесообразности засекречивания в соответствии со статьей 3 закона Кыргызской Республики «О защите государственных секретов», а сам текст этого перечня также является документом ограниченного доступа. К тому же, в ходе апелляционного рассмотрения дела в Бишкекском городском суде им был распространен среди журналистов бюджет Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики на 2011 год и проект бюджета на 2012 год. Эти данные были получены из официального издания «Республиканский бюджет Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2012-2014 годы», который был распространен 17 февраля 2012 года в ходе бюджетных слушаний в парламенте. Предпринятые в ходе апелляционного рассмотрения действия с его стороны, если следовать логике представителей Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики, являются разглашением государственной тайны. На основании вышеуказанного, им 4 июня 2012 года в Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики было подано заявление о возбуждении уголовного дела по статье 300 УК Кыргызской Республики. 22 июня 2012 года Государственным комитетом национальной безопасности Кыргызской Республики вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Таким образом, Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики не усмотрел факт разглашения государственной тайны.
Заявитель также указывает, что судами при рассмотрении данного дела нарушен принцип презумпции виновности государственной власти, закрепленный пунктом 4 статьи 267 ГПК Кыргызской Республики. Соответственно, это обстоятельство дает основания полагать об отсутствии всестороннего рассмотрения и изучения обстоятельств, имеющих значение для дела.
На основании изложенного заявитель просил отменить обжалуемые судебные акты.
На заседание надзорной инстанции не явился представитель Генеральной прокуратуры КР, хотя был извещен надлежащим образом.
На основании пункта 7 статьи 351 Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики — неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Генеральной прокуратуры КР.
В судебном заседании надзорной инстанции Н.Токтакунов поддержал доводы, изложенные в надзорной жалобе и просил отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и направить дело на новое рассмотрение.
Представитель ГКНБ не согласился с доводами надзорной жалобы и просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Судебная коллегия по административным и экономическим делам Верховного суда Кыргызской Республики, рассмотрев надзорную жалобу, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, дав оценку правильности применения судами норм права, считает, что решение межрайонного суда г.Бишкек от 30 января 2012 года, определение судебной коллегии по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда от 14 марта 2012 года подлежат оставлению в силе, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 354 ГПК Кыргызской Республики при рассмотрении дела в порядке надзора Верховный суд Кыргызской Республики проверяет правильность применения норм права судами первой, апелляционной и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов жалобы или представления.
Из материалов дела усматривается, что 20 октября 2011 года Н.Токтакунов обратился в Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики с запросом о предоставлении копии сметы расходов ГКНБ на 2011 и предстоящий 2012 годы.
4 ноября 2011 года Государственным комитетом национальной безопасности КР был дан ответ за № 24/2775, в котором было указано, что выдача запрашиваемых сведений не представляется возможной, так как в соответствии со статьей 2 закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» действие настоящего закона не распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Отказ в предоставлении запрашиваемой информации послужил основанием для обращения Н.Токтакунова с заявлением в суд по данному делу.
Суд первой инстанции, отказывая Н.Токтакунову в удовлетворении его заявления, пришел к выводу, что его требования являются необоснованными, так как противоречат требованиям закона.
Судебная коллегия считает, что вышеуказанный вывод суда первой инстанции является правомерным, так как подтверждается материалами дела и соответствует требованиям закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Конституции Кыргызской Республики каждому гарантируется доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а порядок предоставления информации определяется законом.
Согласно части 2 статьи 4 закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является общедоступной. Всякое ограничение доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления запрещено, кроме случаев, указанных в статье 5 настоящего закона.
Между тем, частью 1 статьи 5 вышеуказанного закона установлены ограничения доступа к информации. Так, информацией ограниченного доступа признаются сведения, отнесенные к государственным секретам, а также конфиденциальная информация.
В соответствии со статьей 5 закона Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» государственные секреты Кыргызской Республики подразделяются на три категории: государственная, военная и служебная тайны. К государственной тайне относится информация, разглашение которой может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, безопасности, экономических и политических интересов Кыргызской Республики. Информации, составляющей государственную тайну, присваиваются ограничительные грифы «особой важности» и «совершенно секретно».
Согласно Перечню главнейших сведений, составляющих государственную тайну, утвержденному постановлением правительства КР «Об утверждении Перечня главнейших сведений, составляющих государственную тайну и Положения о порядке установления степени секретности категорий сведений и определения степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях» от 7 июля 1995 года, сведениям о размерах ассигнований и фактических расходах денежных средств по Вооруженным силам, Национальной гвардии, Гражданской обороне, Государственному комитету Кыргызской Республики по национальной безопасности, Министерству внутренних дел Кыргызской Республики присвоен гриф «совершенно секретно». Таким образом, сведения, которые Н.Токтакунов просил предоставить, составляют государственную тайну.
Данное постановление правительства Кыргызской Республики не признано недействительным, не утратило своей юридической силы и не оспорено самим заявителем Н.Токтакуновым.
В соответствии со статьей 90 Конституции Кыргызской Республики постановления и распоряжения правительства Кыргызской Республики обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.
При таких обстоятельствах дела, судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции обоснованно оставлено без изменения решение суда первой инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения межрайонного суда г.Бишкек от 30 января 2012 года, определения судебной коллегии по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда от 14 марта 2012 года не имеется.
Руководствуясь статьей 348, пунктом 1 статьи 356, статьей 359 Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики, судебная коллегия по административным и экономическим делам Верховного суда КР оставила в силе решение межрайонного суда г.Бишкек от 30 января 2012 года, определение судебной коллегии по административным и экономическим делам Бишкекского городского суда от 14 марта 2012 года, надзорную жалобу Токтакунова Н.А. — без удовлетворения.
Председательствующий: А. Токбаева
Судьи: Н. Арапбаев, К. Осмоналиев.