Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Директор Государственного агентства связи КР Алмаз Кадыркулов в интервью Tazabek рассказал о развитии рынка IТ-технологий в Кыргызстане. Он сообщил, как в республике внедряется цифровое телевидение, а также насколько распространен интернет в регионах. Директор ведомства сообщил, как распределяются частоты и есть ли еще свободные. А.Кадыркулов рассказал о проекте системы персонификации мобильных терминалов, а также о кибербезопасности в стране.

— В каком сейчас состоянии рынок IТ-технологий в Кыргызстане? Каковы основные показатели по интернету и мобильной связи?

— В настоящее время конкурентный рынок создан во всех сегментах отрасли связи, на котором, по состоянию на 1 января 2013 года, оказывают услуги 312 операторов и службы электросвязи, имеющие 492 лицензии, услуги сотовой связи предоставляют 7 операторов. Сотовые компании, поэтапно снижая тарифы и строя сети в регионах, привлекают все больше абонентов. Количество абонентов сотовой связи достигло 6 324 661, что составляет 113,9% охвата по отношению ко всему населению Кыргызстана. Это объясняется тем, что на сегодняшний день население республики имеет возможность пользоваться услугами одновременно 2-3 операторов мобильной связи.

В прошлом году в Барселоне в феврале проходил ежегодный GSMA-форум, на котором было обсуждено много различных вопросов по ИКТ. Там была представлена выставка и, ко всему прочему, прошло награждение. В прошлом году Государственное агентство связи как представитель правительства Кыргызстана вошло в short-лист стран с лучшими условиями для ведения бизнеса в секторе ИКТ. Из более чем 100 стран, которые участвовали в этом конкурсе, мы вошли в четверку. С нами вместе вошли Колумбия, Бахрейн и Сингапур. И ведь действительно, сфера ИКТ развивается очень бурно.

Отрасль связи занимает около 8% от уровня ВВП страны. Это данные на 2012 год. Это очень хороший уровень, однако, международные исследования показывают, что в здоровой экономике сектор телекоммуникаций страны должен составлять 3-5% от ВВП.

— Как обстоит дело с распространением интернета в Кыргызстане, особенно в регионах?

— Здесь нужно учитывать наш географический рельеф. Очень сложно «обвязать» страну оптоволоконными линиями, как хотелось бы, поэтому для решения задачи, как доставить интернет до потребителя, мы вынуждены использовать беспроводные технологии. На сегодняшний день у трех операторов сотовой связи имеются лицензии на технологию передачи данных, в том числе и интернет, по эфиру, стандарт третьего поколения WCDMA/UMTS. Для развития технологии широкополосного доступа LTE, WIMAX четырнадцати компаниям выданы лицензии и необходимые полосы частот.

Часть компаний уже запустило в коммерческую эксплуатацию свои сети. Меры, предпринимаемые агентством для развития и увеличения охвата населения интернетом, дают свои плоды. Ежегодно количество пользователей Интернет растет, на 1 января 2013 года их количество составляет 3 204 409. Важно также отметить, что растет количество ввезенных девайсов, для сравнения, в 2011 году завезено на 282% больше девайсов, поддерживающих 3G, по сравнению с 2010 годом. Данные за 2012 год анализируются.

— Как Государственное агентство связи этому способствует?

— У нас идет полная либерализация рынка. Мы больше способствуем проведению консультаций, выдаче лицензий, таким образом, улучшая конкурентную среду. У нас, конечно, есть надзорные функции, но у нас есть также возможность предупредить. Если у человека есть хоть какое-то движение в сторону развития рынка, то мы это поддерживаем. В 2011 году мы пересмотрели регламент работы Агентства связи, в результате чего на 75% сократили количество документов, необходимых для получения частотного присвоения, документа, регламентирующего использование того или иного радиоэлектронного средства на определенной частоте. И это автоматически привело к сокращению сроков рассмотрения заявлений, кроме того рассматриваем вопрос об использовании электронных заявок.

— Был проект по прокладке оптоволоконной сети из Китая в Кыргызстан, который затрагивал все регионы КР. На какой он стадии реализации?

— Проект по прокладке оптоволоконного кабеля, который соединит юг и север страны и объединит все области республики в единую сеть, был и есть, более того, он на завершающей стадии. Как вы правильно заметили, строящаяся сеть будет иметь выход на Китай, а по планам еще будет выход на Узбекистан и Таджикистан. С учетом того, что сегодня мы имеем сети ВОЛС с Казахстаном, то по окончанию строительства Кыргызстан станет транзитной страной для информационных потоков наших соседей и это приведет к увеличению скорости Интернет и к уменьшению его стоимости. Кроме того, сеть позволит запустить множество дополнительных высокоскоростных приложений и поднимет уровень телекоммуникационных услуг в стране на новый уровень. Вопрос нелегкий, потому что ситуация в настоящее время обстоит следующим образом: каждый лицензиат прокладывает свою часть, но нет общей договоренности. Должна быть общая договоренность, чтобы проложили все вместе. Подключение к Китаю — это больше политический вопрос. Мы в это особо не лезем.

— Пока это только на бумаге или уже определённые шаги сделаны?

— Проделан огромный объем работ, ВОЛС проведена от Бишкека до Каракола, от Оша до границы с Китаем, линия Бишкек – Ош, самый сложный участок, на завершающей стадии.

— С какого времени реализуется этот проект?

— Мы с интересом следим за реализацией проекта, есть, конечно, много сложностей: это и финансирование проекта, и сложные условия труда, погодные условия, но последняя встреча с представителями ОАО «Кыргызтелеком» вселяет надежду, что в 2013 году сеть будет достроена и начнется ее тестирование.

— В стратегии развития страны до 2017 года сфере ИКТ отводится всего один пункт, в котором речь идет, по большей части, о развитии транспортной отрасли. Один абзац посвящен сфере ИКТ, в котором говорится об электронном правительстве и цифровом телевидении. Несмотря на то, что реализующим агентством является Минтранс, это к вам тоже относится. Что вы делаете в данных направлениях?

— Это к нам косвенно относится. К нам относится цифровое телевидение. Лично я являюсь членом совета по ИКТ. Если стоит задача, что до 2015 мы должны внедрить цифровое телевидение в Кыргызстане, мы это сделаем.

— Вы считаете, это реально — до 2015 года внедрить цифровое телевидение?

-Да.

— Сейчас сколько пользователей цифрового телевидения в Кыргызстане?

— В 2008 году завершено строительство пилотной сети цифрового телевидения в Баткенской области, и сейчас при наличии приемного устройства преобразователя 10 программ в цифровом формате могут принимать подавляющее большинство жителей области. Кроме того, по планам ОАО «Кыргызтелеком» должно запустить сеть цифрового вещания во всех областных центрах в 2013 году. Мы уже готовим 4 мультиплекса для «Кыргызтелеком», чтобы они запускались. Они сейчас проводят подготовительные работы.

— Заместитель министра транспорта и коммуникаций КР Нурлан Баяман сообщал, что он против проводимого «Кыргызтелеком» тендера на приобретение оборудования для проекта «Цифровое телевидение». В чем здесь проблема?

— По большому счету, я бы не стал комментировать это. Есть хозяйствующий субъект, который объявил тендер.

— Какова ваша позиция относительного того, что РПО РМТР будет выделен из «Кыргызтелеком»?

— Если говорить о позиции Государственного агентства связи, то есть два основных условия первое: информационная безопасность страны не должна быть подвергнута никаким рискам; второе: сети действующих операторов связи, использующих существующую инфраструктуру должны работать в штатном режиме. Любое решение данного вопроса должно базироваться на выполнении этих принципов.

— Однако вы являетесь членом совета про ИКТ. Нурлан Баяман сообщал, что решение о выводе РПО РМТР утверждено советом ИКТ от 29 декабря 2012 года.

— Мы не принимали решение. На заседании совета ИКТ было утверждено в плане мероприятий по цифровому вещанию первым пунктом предусмотреть возможность вывода РПО РМТР из состава «Кыргызтелеком». Вопрос о том, чтобы именно выводить, не стоял.

-Так все-таки это решенный вопрос или обсуждается?

— Вы можете спросить в Аппарате премьер-министра протокол заседания ИКТ.

— По вашему мнению, «Кыргызтелеком» способен выжить без РПО РМТР?

— Если хотите уничтожить любое предприятие, то лезьте в него побольше, вот и все. Любое предприятие, которое функционирует, чем больше будет к нему внимания, тем хуже оно будет работать.

— Вы работаете в совете по ИКТ. Расскажите о деятельности совета.

— Сейчас основная задача совета по ИКТ- это переход на цифровое вещание. Это мега-задача, которая курируется премьер-министром. Я считаю, что это правильно. Другие страны могут не успеть, мы себе такой роскоши не можем позволить. Нам необходимо переходить до 2015 года.

— Почему именно до 2015 года?

-Это согласованное решение стран членов Международного союза электросвязи расположенных в 1 районе (страны СНГ, Европы) принятое в «Женева 0.6», что в июне 2015 года отключается весь аналог на приграничных территориях.

— Какие работы уже проделаны по переходу, кроме того, что «Кыргызтелекому» выделено 4 мультиплекса?

— Проведена очень большая работа. Принята Государственная программа перехода на цифровое вещание. Сейчас стоит вопрос о том, чтобы пересмотреть кое-какие пункты. Рынок ИКТ — это самый не консервативный рынок, который меняется каждый день, поэтому приходится пересматривать.

— Как в Кыргызстане распределяются частоты? Есть ли еще свободные? Будут ли они выставлены на аукцион?

— В соответствии с действующим законодательством весь частотный спектр — это собственность государства и никто не имеет вещного права на частоты. Частоты выделяются на определенный лицензией период. В настоящее время частоты выделяются по заявочному принципу, вместе с тем Агентством инициировано изменение в законодательство, по которому наиболее коммерчески ценные частоты будут выделяться на аукционе.

— Почему не разглашаются данные о том, как распределяются частоты?

— Это требование лицензиатов, это коммерческая тайна. При этом на сегодня в силу объективных причин нет разграничения частот между гражданскими и военными службами и разглашение о распределении частот, может помешать работе спецслужб.

— Разглашение облегчило бы жизнь бизнесу, они бы знали, какая частота занята.

— Тут проблем нет, любой бизнесмен может к нам прийти и сказать, мне нужна такая вот частота и сотрудники скажут да или нет. Если она свободна, то проблем не возникнет

— По данным «Гражданская инициатива интернет-политики» на 7 декабря 2012 года из 12 компаний, которые приобрели лицензию на 4G, 3 вели работы по развертыванию сети. Какая сейчас ситуация? Почему не изымаете лицензию за просрочку?

— На сегодняшний день для широкополосного радиодоступа стандартов WiMax и LTE выдано 14 лицензий, из них на последних лицензионных комиссиях 3 лицензии приостановлено, 2 лицензии проходят процедуры для приостановления действия лицензии. Однако хочу еще раз отметить — у Агентства нет цели отбирать лицензии, но и компании должны показать, что они намерены начать работы, а если компания не может этого сделать, то соответственно частоты надо передать другим компаниям, которые готовы начать строительство сети, все эти мероприятия направлены на создание конкурентного рынка. В конечном итоге развитие здоровой конкуренции должно обернуться для нас с вами, как пользователей услуг, хорошим качеством и приемлемыми ценами.

— На какой стадии находится проект стратегии по кибербезопасности?

— У нас кибербезопастность в зачаточном состоянии. Кибербезопасность подразумевает защиту всего, что имеет отношение к ИКТ. У нас могут развивать что-либо, не думая о безопасности. То же электронное правительство, те же сайты, которые у нас взламываются на раз-два. У нас нет кибернауки, кибербезопасности. Это должен быть такой монументальный документ. Кибербезопасность должна быть как ГИБДД. Должны быть правила. У нас нет ни специалистов, ни институтов, ни примеров. Взлом сайта, какие-то банковские хищения пока у нас всерьез не воспринимаются, хотя в мире многие страны начинают заниматься кибербезопасностью.

— То есть это должно быть прописано и юридически закреплено? За нарушения должны быть наказания?

— Да, конечно. Для этого, в первую очередь, должны быть законы

— А кто будет реализовывать ваше предложение тогда?

— Или Министерство транспорта и коммуникаций или Министерство внутренних дел. Те, кто имеет право заниматься законотворчеством. Мы не имеем права заниматься законотворчеством.

— Как можете прокомментировать проект электронного правительства?

-Это шикарный инструмент для спекуляций, для привлечения доноров или кого-либо. У нас на электронное правительство потрачено уже столько денег, а до сих пор понимания даже нет.

— Сколько потрачено?

— Сотни миллионов долларов. Основный принцип электронного правительства, который все должны понять — это не электронный документооборот, это электронное предоставление услуг населению, это минимальный контакт потребителя с государством. Для этого существует электронное правительство. Если этого нет, то электронному правительству существовать не надо. Тогда мы можем также остаться на кустарном, как и есть. Вот это должно быть основное понимание у всех, кто бы ни занимался электронным правительством.

— Кыргызстан готов к этому электронному правительству?

— Вот здесь как раз таки должна быть взаимосвязь с кибербезопастностью.

— Представитель программы ПРООН «Демократическое развитие» Чинара Суюмбаева на круглом столе в Бишкеке сказала, что для внедрения электронного правительства не хватает специалистов и что некоторые госслужащие в отдаленных частях Кыргызстана не умеют пользоваться компьютером.

— Правильные факты озвучены.

— У нас как вообще происходит подготовка кадров в области ИКТ?

— Хаотично. Это уже проблема не области ИКТ, а образования в целом. Если изначально стоит вопрос о том, что школа должна готовить гражданина, то у нас школа готовит непонятно кого. Если высшие образовательные учреждения должны готовить элиту, то у нас получается, что ВУЗы готовят непонятно кого, а мы его берем и доучиваем до специалиста, не говоря уже об элите.

— То есть к вам приходят совершенно без знаний?

— Какие-то знания есть, конечно, но надо же понимать уровень заработной платы на государственной службе.

— Какой у Вас уровень заработной платы?

— У меня 18 тыс. сомов заработная плата.

— Что вы думаете относительно Парка высоких технологий? Насколько он нужен Кыргызстану?

— Нужен.

— Многие фрилансеры говорят, зачем мы пойдем туда.

— Правы.

— Госорганы утверждают, что ПВТ сможет вытащить из тени программистов и разработчиков программного обеспечения, которые работают нелегально. Это возможно?

— Мы живем в реально демократическом и либеральном государстве. У нас нет карательных мер и драконовских налогов, поэтому можно и в тени посидеть. А так проект сам по себе нужный.

— Он жизнеспособный?

— Без комментариев.

— Что за проект по системе персонификации мобильных терминалов?

— У нас завозится и вывозится очень много телефонов. У нас очень высокий уровень краж телефонов. У нас максимальная либерализация в области приобретения sim-карт. Также обстоит дело и с телефонами. Персонификация происходит в три этапа: 1) телефон, который ввозится на территорию страны, по аймей коду регистрируется в серый список; 2) как только он подключается к оператору, он становится белым; 3) но он записан конкретно на человека. При краже этот телефон никому не интересен.

— То есть, я с паспортом покупаю свой телефон?

— Да. Не дай бог, если украли телефон, то его можно найти в течение 15-20 минут и вернуть хозяину. Проект подразумевает увеличение, как безопасности, так и бюджетной части. За каждый персонифицированный телефон устанавливается цена. Вроде бы как телефоны подорожают, это понятно. Но персонификация у нас идет в связке с другими проектами. К примеру, это перенос номера.

Допустим, ваш оператор связи — «Мегаком». У вас код 551 и какой-то там номер. И, соответственно, у вас очень много людей знают этот номер. И, скажем, какой-то другой оператор объявляет какую-то крутую акцию и вам эта акция интересна, но вы не можете перейти на эту акцию, потому что вы сидите на «Мегакоме». При переносе номера, вы со своим номером переходите туда со своим кодом. Таким образом, все операторы начинают воевать за каждого клиента, чтобы они не убежали. Таким образом, улучшается сервис. Благодаря этому рынок у нас получит мощнейшее развитие.

— Это пока только идея?

— Нет, мы законодательно начинаем это продвигать в ЖК КР и это вместе с персонификацией. Если мы продвинем эти два законопроекта, то у нас получается следующее:

Допустим, все говорят, когда в Кыргызстане будет iPhone за 1 доллар? И это становится возможным. Операторы, чтобы вас удержать, они вам дарят этот iPhone, но вы заключите с ними контракт на 5 лет. Вы телефоном пользуетесь. А потерял или украли, это уже не ваши проблемы. Оператор находит и приносит вам. Эти два законопроекта заточены именно на потребителя, но надо понимать, что это приведет к удорожанию услуг.

Надо понимать, что если у нас АРПУ (сколько тратит в месяц человек на разговоры) составляет сейчас около 5 долларов, то человек должен быть готов к тому, что он будет платить больше.

— В других странах сколько АРПУ составляет?

— От 7 до 9 долларов. Вот это все спекуляции, что у меня подорожала связь, надо просто следить за своим счетом. Я вот, честно, не завидую нашим операторам. У них очень тяжелые условия войны. Еще идет давление со стороны фискальных органов по сверхдоходам. Налог с продаж подняли. Была договоренность, нормально сели и поговорили. Самодурством мы не занимаемся. У нас есть нормальный диалог со всеми операторами и лицензиатами.

— Антимонопольный орган нам сообщил, что он обращался к вам с просьбой предоставить информацию об операторах связи. Указ президента им позволяет регулировать деятельность рынка связи, однако закон «Об электрической связи» не дает такого права. Они обратились к вам, что бы вы предоставили информацию, однако, по словам главы департамента, вы отказали им. Разъясните ситуацию.

— Это было обоюдное недопонимание толкования законопроектов. Сейчас мы пришли к общему знаменателю, у нас все нормально. Они работают, и мы работаем, все хорошо. Какую-то информацию они получают от нас и какую-то информацию от лицензиатов. Это делается так, чтобы не было вреда рынку в целом.

— А вообще кто-то должен отслеживать монополистов на этом рынке? У нас столько сотовых операторов. Кто-то должен защищать права потребителя?

— После того, как утвердится новая структура правительства, видоизменится антимонопольный орган. Вот тогда об этом можно говорить.

— По продаже «КыргызМобайлКомпани» было два аукциона, однако из-за отсутствия заявок субъект так и не удалось реализовать. На ваш взгляд, каковы причины? Неужели компания никому не интересна?

— Причина создания «КыргызМобайлКомпани» заключалось в том, что на тот момент, когда я пришел сюда директором, было очень много заявок именно на эти частоты. Чтобы не было неправильных толкований и коррупции, был создан именно этот оператор. Мое личное мнение, которое было тогда и которое сейчас остается, надо продавать все 100%. Любое присутствие государства отпугивает инвесторов. Оставь сейчас в «Кыргыз Мобайл Компани» 100% за частным сектором, он сразу продастся.

-Там какие частоты?

— GSM 1800 и 3G. А если дать возможность принимать участие в аукционе существующим операторам, то цена будет хорошая. Существующие операторы захотят выкупить этого оператора для того, чтобы, по крайней мере, одним конкурентом было меньше, а также для увеличения своей частоты.

— Может быть, Фонд по управлению государственным имуществом недостаточную работу проводит?

— Все нормально, они действуют в рамках закона.

— А заявки были?

— Да были, но инвесторов отпугивает государственная доля участия.

— По городу было установлено 4 wi-fi точки. Будет ли продолжена эта инициатива?

— Думаю, что это получит распространение по всей республике. Предпосылки есть. На самом деле, wi-fi зона — это как хороший рекламный щит. Это надо понимать, тем более, что у нас много политических партий. Надо понимать, что wi-fi зона — это шикарное место для рекламы. Элементарно, вбей название партии и получишь бесплатный wi-fi.

— Какова позиция КР по созданию международного органа при ООН по регулированию интернета?

— В Дубай в декабре 2012 года рассматривалось, что интернет будет контролировать не одна страна, а у каждой страны будет свой интернет, доступ к доменам и свой доступ к ресурсам. Общим голосованием в Международном союзе электросвязи решили, что так и будет. До этого все контролировалось одной страной и одним органом. Другое дело, что многие страны не подписали данный документ. Сейчас осуществляется международный юридический процесс по урегулированию данного вопроса. В общем, получается так, что из 190 участников Международного союза электросвязи 30 стран отказались подписывать. Отказ ничего не означает, в любом случае это прошло. Кыргызстан был за эту инициативу.

— Какова ваша позиция по поводу блокирования Интернет-ресурсов, к примеру «Фергана. Ру»?

— Если к нам поступает нормативный документ, мы обязаны этот нормативный документ исполнять. Я считаю, что это не наше дело блокировать что-либо. Мы регулируем техническую часть, но никак не контент. Для этого должен быть отдельный орган. Который должен за это отвечать.

— Возможно ли такое, что Кыргызстан в будущем купит свой спутник?

— Возможно, когда-нибудь это и случится, основной вопрос это соотношение цены и необходимости запуска своего спутника, но Агентством связи еще 2000 году зарегистрировано в Международном союзе электросвязи две орбитальные позиции и полосы частот для вещательной спутниковой службы и фиксированной спутниковой службы. Другими словами возможность запустить спутник на эти службы у Кыргызстана имеется.

— Существует ли какой-либо орган, который защищает потребителя в спорных моментах с оператором связи?

— Любой потребитель может нам писать жалобу, и мы это рассматриваем сразу, моментально. Допустим, где-то у какой-нибудь бабушки не ловит телевизор, мы направляем наше управление радиомониторинга, они отслеживают и узнают, в чем причина. Согласно этой причине, мы определяем, чья вина. Мы рассматриваем жалобы по Facebook и по Diesel, по Skype.

http://analitika.akipress.org/news:4793