В томительной атмосфере страха и опасений, нависшей над югом Кыргызстана, журналисты прибегают к советским методам выживания: дабы не подвергать себя опасности нарваться на санкции со стороны властей, они прибегают к самоцензуре и пишут лишь на темы, которые считаются безопасными.
В том что касается обстановки для работы журналистов в Кыргызстане, внешние обстоятельства могут оказаться несколько обманчивыми. В своем рейтинге свободы прессы в мире за 2013 год организация «Репортеры без границ» отметила, что медийная обстановка в Кыргызстане является самой благоприятной в Центральной Азии, и поместила республику на 106-е место из 179 охваченных обзором стран. Следующим по показателям стал Таджикистан, занявший 123 место. Казахстан «удостоился» 160-й позиции, Узбекистан – 164-й, а Туркменистан – 177-й.
В докладе организации «Репортеры без границ» рассматривается ситуация по Кыргызстану в целом. Местные же обозреватели отмечают, что условия на севере и на юге республики заметно разнятся. В южном Кыргызстане в 2010 году разразились широкомасштабные массовые беспорядки на национальной почве, и с тех пор ситуация в этом регионе остается весьма напряженной, а этнические узбеки чувствуют себя особенно не в своей тарелке. Сложившаяся ситуация, на взгляд бишкекской общественной организации «Журналисты», негативно сказывается на качестве журналистики.
«Печальная реальность состоит в том, что журналисты южного Кыргызстана стараются защититься, активно прибегая к самоцензуре, – сказала EurasiaNet.org адвокат по вопросам СМИ и юрист общества «Журналисты» Айгуль Матиева. – Представители прессы не отваживаются открыто писать о том, что их волнует, потому что они – люди низкооплачиваемые и уязвимые».
Представители местных властей на юге Кыргызстана отрицают, что атмосфера в сфере СМИ носит репрессивный характер. «Власти не вмешиваются в работу журналистов, – зaявил EurasiaNet.org руководитель пресс-службы мэрии г. Ош Камиль Сыдыков. – Они сами решают, как им писать и о чем писать. Мы их никак не контролируем и не инструктируем».
По утверждению журналистов юга Кыргызстана, властям и не нужно прибегать к жестким методам, потому что по всему случившемуся в регионе на протяжении последних двух с лишним лет нетрудно догадаться, что может произойти с теми, кто пойдет против линии властей. Ошская журналистка Чолпон С., попросившая изменить ее имя по соображениям безопасности, с готовностью признает, что избегает выступать с критикой в адрес политики и действий как местных, так и центральных властей.
«У меня такое ощущение, что все критические материалы отслеживаются властями Кыргызстана, так что я, как и большинство моих коллег, стараюсь не касаться в репортажах тем политики, национализма и коррупции, – поведала Чолпон EurasiaNet.org. – Если подвергаешь критике власти, то тебя в лучшем случае могут вызвать на допрос к сотруднику Государственного комитета национальной безопасности. Писать статьи о росте национализма еще опаснее, так как можно подвергнуться нападению разгневанной толпы за отсутствие патриотизма».
Чолпон – не исключение. Многие журналисты признаются в том, что опасаются за свою безопасность. По словам внештатного ошского журналиста Станислава Полищука, журналисты подвергают свои статьи самоцензуре, потому что понимают, что в случае проблем их ничто не защитит.
«К сожалению, закон не всегда является надежной защитой, так как довольно часто собеседники сообщают факты в неофициальном порядке или просят не называть их фамилии. А без ссылки на источник журналист не может подтвердить и доказать факты, изложенные в своих критических материалах», – сказал Полищук EurasiaNet.org.
По словам руководителя организации «Институт медиа полиси» Бегаим Усеновой, одним из существенных факторов самоцензуры является угроза судебного преследования. Суды республики не считаются независимыми, а власти, как известно, используют судебную систему для проведения в жизнь своей политической воли. Покарать журналиста или СМИ, которые вызвали неудовольствие какого-либо представителя политической элиты, можно легко, обратившись в суд с исковым заявлением.
«В 2012 году «Институт медиа полиси» принимал участие в 24 судебных процессах и зафиксировал 8 случаев применения насилия в отношении журналистов, – сказала она EurasiaNet.org. – Когда бывшие и действующие чиновники и депутаты обращаются в суд с требованием о возмещении вреда, они просят взыскать больше миллиона сомов (порядка 21 тыс. 200 долларов), что свидетельствует о том, что они добиваются не опровержения, а закрытия данного конкретного СМИ».
Кроме того, отметила Бегаим Усенова, парламент КР принял постановление, в результате которого под запретом оказался русскоязычный портал «Фергана», что оказало крайне негативное воздействие на местных журналистов. «В июне 2011 года в процессе обсуждения результатов расследования временной парламентской комиссией трагических событий 2010 года парламент страны принял постановление, в котором дал указание правительству принять меры по блокировке агентства «Фергана», – пояснила она.
«После выхода этого постановления, в феврале 2012 года, национальный оператор связи «Кыргызтелеком» ограничил доступ к сайту агентства для жителей республики, не имея на то ни законного права, ни судебного решения».
«Кыргызстан является государством-членом ОБСЕ, и депутаты национального парламента не должны принимать решения об ограничении свободы СМИ, в том числе Интернет-ресурсов», – добавляет Бегаим Усенова. Международные правозащитные организации также подвергли критике власти КР за этот запрет, а представители агентства «Фергана» обратились в суд с двумя претензиями о снятии запрета и укреплении свободы печати.