С вопросом, нужно ли пересматривать дело Азимжана Аскарова и почему, «Фергана» обратилась к кыргызстанским экспертам. Политолог Марат Казакпаев уверен, что уголовное дело в отношении Азимжана Аскарова пересмотреть надо обязательно: «Его дело никак не тянет на пожизненное, Аскаров – правозащитник, и то, что он говорит, – правда. Нельзя считать правозащитника убийцей, прямых доказательств его вины нет, поэтому дело необходимо пересмотреть. Кроме того, о том, что приговор несправедлив, свидетельствуют различные награждения Аскарова и выступления международных организаций против вынесенного судами решения. «Конечно, юридически пересмотр дела Аскарова возможен, но пойдет ли на это нынешний режим, я сомневаюсь», — отметил политолог.
Другой политолог, Марс Сариев, по делу Аскарова сказал следующее: «Дело в том, что июньский конфликт привел людей в состояние войны: люди находились в состоянии аффекта и совершали действия, которые подпадали под статьи уголовного кодекса, хотя лично для себя они могут это мотивировать нравственностью или какими-то этическими нормами. Да, произошедшее в июне подходит под ситуацию военного времени, но то, что Аскарову инкриминируют, основано на уликах и фактах. Дело в том, что в подобных случаях виноваты не Аскаров, или сербские или боснийские сепаратисты, а руководство, которое и создало ситуацию войны. Но юриспруденция смотрит на факты, и по ним Аскаров подпадает под уголовное преследование. Несправедливость в том, что с морально-этической точки зрения неадекватно так подходить к этому делу, а с юридической – нормально».
Политолог уверен, что власти Кыргызстана пересматривать дело Аскарова не будут, только если не будет конъюнктурного давления со стороны Запада. «Те же самые Human rights watch, один из западных проектов, а определенные силы запада заинтересованы в том, чтобы Аскаров был отпущен на свободу, и они смогли бы запустить некоторые процессы, повернуть ситуацию в другое русло. Это все дело глобальных сил. В нынешней ситуации, когда мы движемся в сторону России, я не думаю, что возможен пересмотр этого дела», — сказал Сариев.
Защищающий интересы Азимжана Аскарова юрист Нурбек Токтакунов выразил надежду, что «комитет ООН по правам человека признает нарушение статей 6, 7, 9, 10, 14 Международного пакта о гражданских и политических правах: право на жизнь, гуманное обращение в местах лишения свободы, право на неприкосновенность от пыток, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство». «Если Комитет ООН признает нарушения этих прав, то тогда наше государство будет обязано восстановить нарушенные права, а это по сути означает пересмотр решения Верховного суда. Однако есть одно «но». Сейчас нет процедуры отмены решения Верховного суда (последней инстанции, которая вынесла приговор Аскарову, — ред.) на основании решения Комитета ООН. В настоящее время в рамках судебной реформы предусмотрено приведение национального законодательства в соответствие с международными пактами, и тогда государство уже по закону должно будет исполнить рекомендации Комитета ООН. Я надеюсь, что из политических соображений Кыргызстану придется исполнить эти рекомендации».
Руководитель Общественного фона «Голос свободы» Сардар Багишбеков сказал, что «начал замечать одну нехорошую тенденцию, когда серьезные проблемы в сфере прав человека или наиболее резонансные дела сходят с повестки дня и теряются в большом потоке информации. Все новые и новые вызовы уводят нас, отвлекают наше внимание, при этом проблемы остаются нерешенными, в том числе и дело Аскарова. Но властям не удастся сделать так, чтобы мы о нем забыли, тем более, когда эту тему снова и снова поднимают не только кыргызстанские правозащитники, но и международное сообщество».
«Дело правозащитника Азимжана Аскарова стало неким символом, показателем того, насколько наша государственная машина готова и может обеспечить каждому доступ к справедливому суду. Бессовестный приговор стал позором судебной системы, ярлыком, который будет долго сопровождать всех членов временного правительства и лично президента Отунбаеву. Поэтому в интересах власти провести пересмотр дела известного правозащитника», — уверен Багишбеков.
«Я надеюсь и верю, что справедливость восторжествует. И нам нельзя по-другому. Власть этого и ждет, когда мы, коллеги Азимжана, перестанем надеяться и бороться за его освобождение. До тех пор, пока приговор не будет пересмотрен, мы никогда не признаем, что в Кыргызстане состоялась судебная реформа и власть намерена проводить политику примирения», — заключил Багишбеков.
«Фергана» также решила задать несколько вопросов бывшему президенту переходного периода Розе Отунбаевой. Мы хотели спросить, почему, пользуясь несомненным авторитетом среди международных наблюдателей, Вы побоялись пожертвовать своим относительным рейтингом внутри республики и все же освободить Аскарова? Или вы считаете, что помилование этого узника может дестабилизировать ситуацию внутри Кыргызстана? А может, вам кажется, что судебные решения по делу Аскарова были справедливыми и в полной мере отражающими его вину?
В течение девяти дней исполнительный директор Международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» Жибек Койчукулова просила подождать ответов бывшего президента. Потом нас снова попросили выслать вопросы, а затем прислали следующий ответ: «Спасибо, что еще раз отправили письмо. Прошлый раз мы отправили его Розе Исаковне. В связи с плотным графиком работы в настоящий момент Роза Исаковна не может дать интервью. По мере составления плана работы мы будем напоминать ей о Вашем и других запросах».
Международное информационное агентство «Фергана»