Намедни журналисты Кыргызстана в очередной раз попытались привлечь внимание властей к проблеме обеспечения их безопасности. Но наладить диалог с представителями правоохранительных органов и чиновниками и теперь не удалось. По итогам встречи стало понятно: труженикам пера и микрофона в этом вопросе стоит рассчитывать исключительно на себя, потому что силовики обеспечить нашу безопасность не могут. Или боятся?
Вопрос безопасности представителей СМИ во время исполнения профессиональных обязанностей назрел давно. Только за последние пару месяцев случаев проявления агрессии по отношению к журналистам насчитывается около 10.
Нападкам мы чаще подвергаемся со стороны митингующих. Оскорбления из их уст уже стали чем-то вроде нормы. Участники различных акций протеста могут и с кулаками наброситься. Разгоряченные и не достучавшиеся до руководства страны (а взывают они, как правило, к представителям власти) они срывают свои злость и негодование на работниках СМИ.
А что силовики, призванные обеспечивать порядок? Милиция зачастую стоит в сторонке и не ввязывается: очевидно, сами сотрудники побаиваются митингующих. Представители охраны гособъектов и вовсе могут побить журналистов, как это было на митинге в Бишкеке 3 октября. Сотрудники 9-го Главного управления ГКНБ (бывшая СГО) тогда избили корреспондента телеканала НБТ Мээрим Мамбетову. Досталось и телеоператору. Мало того, у журналистов отобрали кассету, а технику разбили. Тогда же на нецензурщину со стороны силовиков нарвался и корреспондент ОТРК Канат Каниметов.
Журналист ИА «24.kg» Дарья Подольская тоже стала жертвой проявления агрессии. На митинге сторонников арестованных депутатов от фракции «Ата-Журт» 5 октября, когда корреспондент передавала информацию по телефону, на нее напала одна из участниц акций. Женщина сначала оскорбила журналиста, а после ударила сумкой.
На другом митинге пострадали и корреспонденты международного информагентства «Интерфакс» Наталья Любезнова и веб-ресурса Kloop.kg Зарема Султанбекова. Участница акции протеста, назвавшаяся одноклассницей депутата Ташиева, постоянно оскорбляла журналистов, несколько раз пыталась ударить и вырвать из рук телефон во время передачи информации.
Во всех описанных случаях милиция стояла в сторонке и наблюдала, даже не попытавшись остановить нарушительниц. «Журналисты идут исполнять свои профессиональные обязанности на свои страх и риск. Сотрудники правоохранительных органов сами боятся митингующих. Складывается впечатление, что милиция не хочет ввязываться в конфликт между митингующими и корреспондентами», — высказывали свое мнение участники круглого стола.
Потому-то для обсуждения проблемы обеспечения безопасности журналистов были приглашены главы правоохранительных органов, руководители соответствующих отделов аппаратов правительства и президента. Но первые лица силовых структур на встречу не явились. За них отдувались подчиненные. ГКНБ и Генпрокуратуру представляли заместители глав, а МВД и вовсе «отделалось» руководителем пресс-службы. Позже, правда, присоединился начальник управления по обеспечению общественной безопасности Эркин Баев.
Но удивило не отсутствие главных силовиков, а позиция, высказанная представителями власти: журналисты, дескать, сами виноваты, что их бьют. «Давайте обсудим, в связи с чем возникло такое отношение к корреспондентам? В обществе к свободе слова стали относиться по-другому, по-своему интерпретируются факты, отсутствует всесторонний подход к освещению событий», — отметил советник президента КР Фарид Ниязов и добавил: «Мы все хотим, чтобы общество получало информацию и те, кто ее обеспечивает, были в безопасности».
Следуя логике советника главы государства, за «необъективность» не грех получить по голове дубинкой от охраны «Белого дома» или сумкой от чересчур эмоциональной поклонницы Ташиева? Такого же мнения, похоже, придерживается и руководство силовых структур. «Какая необходимость провоцировать митингующих, подходить, совать микрофон или диктофон и спрашивать мнение? Не лучше ли стоять в сторонке и наблюдать издалека?», — предлагает журналистам «новые методы работы» Эркин Баев.
…Митинги, перекрытие дорог и прочие акции протеста проходят в республике повсеместно с завидной регулярностью. Но милиция не способна навести порядок, предпочитая быть сторонними наблюдателями. Она учит нас, как надо работать? Митингующие, скорее всего, чувствуя свою безнаказанность, все чаще и чаще ведут себя нахально, если не агрессивно. Факт: ни один нарушитель общественного порядка, будь то хулиганствующий участник митинга или врывающийся в офисы финансовых учреждений «комиссар», не понес наказания. Ни один из них не привлечен к ответственности. В МВД отмахиваются — не удалось установить…
Не для печати в руководстве силовых структур просят журналистов «понять и простить», ссылаясь на деморализацию рядовых сотрудников после апрельских событий 2010-го.
Сколько можно прикрываться событиями двухгодичной давности и чуть что кивать на скамью подсудимых, где сегодня сидят те, кто пытался защитить Дом правительства 7 апреля? Милиция, глядя на своих сослуживцев, оказавшихся по ту сторону исполнения закона, страшно боится оказаться в такой же шкуре. Это очевидно. Но исполнять свой служебный долг — это задача №1 для тех, кто давал присягу. Пора уже наводить порядок в стране. И обеспечение безопасности граждан, коими являются и журналисты тоже, — также составная этого самого порядка в республике.
Однако силовики, «удивляющиеся», чего корреспонденты «суют микрофоны и диктофоны», решили иначе. Они поддержали предложение Фарида Ниязова, который считает, что необходимо выработать некие «правила защиты представителей СМИ». О каких новых правилах идет речь, когда есть законы, Уголовный и Уголовно-процессуальный, Гражданский и Административный кодексы, и Конституция, чиновники не пояснили.
А офицеры МВД и вовсе служат в какой-то другой стране и обеспечивают порядок на других площадях. Они считают, что нападения на журналистов в большинстве «не связаны с их профессиональной деятельностью». За неполный год в ведомстве насчитали лишь три криминальных случая — ограбление казахского корреспондента в Бишкеке, у которого отобрали сотовый телефон и 340 сомов, срыв аукциона по продаже лицензий на недра и похищение телеведущей ОТРК Назиры Айтбековой. Только по этим фактам возбуждены уголовные дела. Остальные остались без внимания милиции. Всего за 7 лет в МВД насчитали 58 преступлений в отношении сотрудников СМИ. По 49 из них возбуждены уголовные дела, не раскрытыми до сих пор остаются 27.
А вчерашняя оппозиция искренне раздражается: ну зачем вам эти митинги, можно их и не освещать, целее будете. Как будто уже забыли, что аккурат до апреля 2010-го требовали от тех же самых журналистов освещать не только позицию «Белого дома», но и его оппонентов…
В общем, по итогам очередной встречи представителей СМИ и власти стало очевидно — говорим мы на разных языках. И, несмотря на утверждения Фарида Ниязова о том, что в аппарате президента «будет инициировано специальное совещание с руководителями правоохранительных органов для выработки конкретных мер по обеспечению безопасности журналистов», почему-то понимаешь, что все будет так же формально, как на круглом столе…
http://89.108.120.121/glance/141399-zhurnalistkg-bitym-budesh.html