Если журналисты не могут договориться между собой и принять свои правила игры, всегда найдутся силы, которые сделают это за них.
Абдумомун Мамараимов, Voice of Freedom, Бишкек
Спустя всего два года после авторитарного, граничащего с бандитским, режима экс-президента Курманбека Бакиева, теперь уже самые хваленые демократы в Жогорку Кенеше (парламент Кыргызстана) вновь инициируют законопроект, направленный на усиление ответственности журналистов. И кто бы это мог быть? Депутаты фракции «Ата Мекен»!
Прямо или косвенно лидер фракции Омурбек Текебаев, много сделавший для отмены уголовной ответственности за клевету, объяснил эту инициативу личной обидой. Мол, представители партии «Республика», используя свой медиаресурс (скорее, имеется в виду телеканал НТС, принадлежащий лидеру «республиканцев», экс-премьеру Омурбеку Бабанову), вводят общественность в заблуждение, организуя «черный пиар» в отношении «атамекенцев». А что обиженным мешает защищать себя в рамках уже существующих законов, не прибегая к их ужесточению, непонятно. Особенно, когда для твоего оппонента наплевать, сколько штрафа придется заплатить ему за тот самый «черный пиар».
Или мы решили вновь вернуться к уголовной ответственности за клевету?
Для меня понятно и логично одно – к инициативе об усилении ответственности журналистов пришли мы сами – журналисты. Ибо ничто так сильно не стимулирует (а главное – оправдывает!) желание властей заткнуть рот журналистам, чем грубые нарушения не только общепринятых норм профессиональной этики, но и законов страны. Таких примеров в работе журналистов Кыргызстана искать не надо.
Ко всему дурному, о чем говорят в отношении Кыргызстана во всем мире, теперь добавился «героизм» сотрудников газеты «Супер-Инфо», применившим грубые формы насилия в отношении коллеги из Общественного телеканала. Как можно было додуматься до такого – это скорее коммерческая тайна этого издания. Ибо нормальным умом такие «методы» работы не понять. В этом случае уже бесспорно правы те, кто утверждает, что изуродованный имидж сегодняшнего Кыргызстана обязан этому именно работе подобных журналистов.
Примеры, приведенные в промежуточном отчете мониторинга соблюдения этических стандартов в СМИ Кыргызстана, подготовленном Фондом «Медиа Консалт» при поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке, шокируют. Хотя самые «гениальные» публикации открыто расистско-фашистского характера в нашей прессе имели место чуть раньше, в период с 2006 по 2010 год, который не охвачен мониторингом.
Даже в этом случае, такое ощущение, что часть наших журналистов поставили перед собой цель перессорить в стране и за ее пределами всех и вся, разжечь всеобщую войну всех против всех. Будто нам мало предыдущих трагедий, за которые прямо ответственны отдельные журналисты и издания подобной масти. При этом, как отметили авторы отчета, в документ попали лишь малая часть собранного материала за полгода.
Конечно, в такой ситуации не почувствует угрызения совести даже самый конченый «демократ» и проголосует за законопроект. Ведь нынешняя «журналистика» изрядно надоела не только депутатам, но и простым избирателям слуг народа, давно называющим нас «ушакчы» (сплетники)!
Много претензий, обоснованных и нет, прямых упреков звучит в адрес инициаторов Этического кодексажурналистов Кыргызстана и самого кодекса. Иначе и быть не может, ведь порой даже два журналиста в одной редакции не могут договориться между собой, а тут целая страна, сотни амбициозных «акул и рыбешек» пера! Как бы ни было, за игнорированием (иногда достаточно тупым) элементарных норм этики обязательно последуют миллионные иски, угрозы, нападения и попытки ужесточить ответственность журналистов, через принятие новых или изменения существующих законов.
Для чего вообще принимаются этические кодексы? Если оставить в стороне суждения о высокой морали, предназначении и миссии журналистики, то ведь соблюдение элементарных норм этики защищает журналистов от судебных исков, угроз и нападений, то есть, сделает нашу работу безопасной! Во-вторых, механизмы саморегулирования журналистов, будь это Кодексы или другие институты, пресекает желание политиков загнать нас в свои рамки, принимая новые законы или ужесточая имеющиеся. Проще говоря, если у нас не хватит ума разобраться в своей работе, то в ней будут разбираться в лучшем случае, суды.
Самое страшное уже случилось – огромная часть журналистов в стране превратилась в орудие политиков. Вернее, они создаются в качестве таковых. Время от времени они, поднимая политическую истерику из разных сторон баррикады, обзывают друг друга продажными задолизами. Все остальное время посвящают лизанию.
Позиция чиновников в отношении СМИ, как и природа власти, никогда не менялась, и наши чиновники делают все для того, чтобы журналисты были им подконтрольны. Угощают чаем на праздниках, дарят грамоты, угрожают, закрывают. Выборочно. А мы своим далеко не журналистским уровнем поведения даем им карты в руки! Последний пример – дело Фарафонова, статьи которого, как и он сам, стали известны публике лишь после того, как спецслужбы выкопали их Бог весть откуда. При этом десятки, сотни подобных публикаций в местных «патриотических» газетах, остаются ими незамеченными.
Ровно через месяц, 8 декабря у журналистской братии Кыргызстана появляется шанс еще раз посмотреть на себя со стороны, вместе обсудить наболевшие вопросы на республиканской конференции журналистов. У критиков (умеренных/беспощадно жестких/непримиримых) будет возможность высказаться и предложить свои правила игры на открытое обсуждение. Сможем ли мы договориться там или сильнее прижмемся к своим покровителям, диктующим нам свои правила игры? От этого зависит будущее отечественной журналистики. А может, уже и нет? Поживем, увидим…
http://www.internews.kg/ru/news/blog-news/2906-slovo-redaktora-luchshe-jeticheskij-kodeks-ili-surovye-zakony