Наша газета на период выборов депутатов в местные кенеши получила аккредитацию в Центральной избирательной комиссии по выборам. В чем заключается наше преимущество перед СМИ, которые не имеют такой аккредитации?
В соответствии с законом КР « О защите профессиональной деятельности журналиста» (1997 г.) журналист любого СМИ, печатного издания либо телерадиокомпании, имеет право быть аккредитованным при государственном органе (ст.10). Предоставив такую аккредитацию, госорган обязан заблаговременно известить аккредитованного СМИ о всех проводимых мероприятиях, обеспечить ему доступ на свои заседания, а также предоставить необходимые документы и материалы. Процедура аккредитации устанавливается госорганом с соблюдением законодательства.
Аккредитация Вашего СМИ в Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (ЦИК) осуществлялась в соответствии с законами КР «О выборах депутатов местных кенешей» от 14.07.2011 г. и «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» от 30.06.2011 г.
Для чего СМИ нужна аккредитация в избирательной комиссии? Если кратко, то для более оперативного доступа к информации о ходе подготовки и проведения избирательных мероприятий. Представители СМИ, наряду с наблюдателями, доверенными лицами и представителями избирательных штабов, обеспечивают прозрачность выборного процесса и информируют население о результатах голосования. Но самое существенное преимущество – это финансовая составляющая. СМИ может участвует в предвыборной агитации. Именно через СМИ кандидаты могут донести до огромного числа избирателей свою предвыборную программу, свою позицию по основным вопросам внешней и внутренней политики государства. Деятельность аккредитованного СМИ в период подготовки и проведения выборов регулируется избирательным законодательством.
На основании вышеуказанных законов ЦИК определяет условия аккредитации СМИ, порядок работы, аккредитованных СМИ в период проведения выборов и их участие в предвыборной агитации, устанавливает права и обязанности аккредитованных журналистов и самой комиссии.
Полномочия ЦИК по аккредитации СМИ закреплены в ст. 7 закона об избирательных комиссиях. Решение об аккредитации СМИ принимается Центральной избирательной комиссией после поступления письменного уведомления от средства массовой информации со всеми необходимыми документами. Законодательство не устанавливает количественного ограничения для СМИ, желающих получить аккредитацию в ЦИК. Но при этом СМИ должны соблюсти все условия и сроки подачи документов для аккредитации.
В соответствии с национальным законодательством деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто (ст.6 закона КР «О выборах депутатов местных кенешей»). Поэтому Центральная избирательная комиссия в рамках организации аккредитации СМИ должна:
— предварительно оповещать и информировать СМИ о сроках и правилах аккредитации СМИ,
— осуществлять прием и регистрацию документов, поступивших от СМИ,
— оказывать информационную и консультативную помощь СМИ по избирательному законодательству и правилах проведения аккредитации СМИ,
— размещать на официальном сайте ЦИК список СМИ, прошедших аккредитацию и имеющих право участвовать в предвыборной агитации в период проведения выборов.
— извещать СМИ о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, а также обеспечивать доступ на участие в таких заседаниях и мероприятиях,
— обеспечивать необходимыми документами, включая копии протоколов заседаний комиссии.
В соответствии со статьей 9 закона КР «О выборах депутатов в местные кенеши» представители СМИ, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:
1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;
2) знакомиться с протоколом избирательной комиссии;
3) получать от избирательной комиссии копии протоколов и приложенных к ним документов;
4) осуществлять фото- и видеосъемку, а в день голосования — с места, определенного председателем участковой избирательной комиссии, не нарушая тайны голосования избирателей;
5) носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса, фамилии, имени и отчества, наименования организации, которую они представляют.
По требованию представителя СМИ избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах выборов.
Следует отметить, что действующее законодательство не содержит перечень оснований для отказа СМИ в аккредитации в ЦИК, но устанавливает, что ЦИК вправе отозвать ранее предоставленную аккредитацию в случае нарушения СМИ избирательного законодательства.
В свою очередь, избирательное законодательство содержит нормы, которые направлены на запрещение злоупотребления свободой средств массовой информации. А именно, запрещаются:
— пропаганда национальной, этнической, расовой, религиозной, межрегиональной вражды, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде;
— призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства;
— пропаганда войны;
— использование фото- и видеоматериалов с использованием изображения государственных и политических деятелей других государств,
— и иные формы злоупотребления СМИ, запрещенные законами Кыргызской Республики.
Кроме выше перечисленных запретов закон КР «О средствах массовой информации» (ст. 23) также содержит перечень информации, не подлежащей публичному распространению.
Центральная избирательная комиссия контролирует соблюдение норм законодательства, и в случае их нарушения средством массовой информации может последовать отзыв аккредитации СМИ.
Закон КР о выборах депутатов местных кенешей. Скачать документ
Надежда Алишева, Медиа эксперт Института Медиа Полиси