Не в первый раз читаю посты Ильи Каримджанова, в которых он утверждает, что в КРСУ делать нечего. Что не дает университет знаний, и учеба в нем – пустая трата времени. Вот и в очередной раз он разродился гениальной мыслью, которую потом называл шуткой, о том, что КРСУ нужно закрыть. Особенно кафедру журналистики.
Будучи выпускницей этой кафедры, позволю себе написать пару слов о ней, купившись на провокацию Каримджанова.
Да, КРСУ далек от совершенства. Есть скучные занятия, жутко холодные аудитории зимой, недостаточно литературы в библиотеках. Книги, пережившие по возрасту меня, удручают. Да, что тут говорить — система образования у нас в глубокой Ж…И речь тут идет не только о каком-то отдельно взятом вузе.
Илья решил, что практика ему даст куда больше, чем пятилетнее обучение в университете. Зачем протирать штаны в КРСУ, если можно сразу в поле? Когда-то я тоже свято верила в это. Действительно, для журналиста практика очень важна. (Тут хочу сразу отметить, что в КРСУ с первого курса студенты обязаны проходить практику в СМИ). Но кто сказал, что журналисту не нужна теория? А в университет идут как раз за ней, а не за практикой. Если студент не хочет получать знания – это еще не говорит о том, что университет их не дает.
В этом году я получила диплом КРСУ по специальности: журналист, специалист по связям с общественностью и горжусь тем, что училась именно этому. Я считаю, что наша кафедра — одна из лучших.
Чему учат в КРСУ
Илюшечка в Твиттере призывал меня честно признаться, чему учат журналистов в КРСУ. Приведу несколько примеров, отвечая на его вопрос.
Возьмем хотя бы технику интервьюирования. Как вести себя во время интервью, как строить вопросы, как расположить к себе респондента, какие бывают виды интервью и так далее. На одном из занятий мы на своей шкуре пробовали сделать блиц-опрос, выйдя из аудитории на улицу. Чем не практика, кстати? Илюшечку этому правда не учили, или он просто не посчитал нужным посетить пару, когда об этом рассказывали? СпасибоИрине Деевой – именно благодаря ей я получила багаж знаний об особенностях журналистики, ее жанрах, о выпуске газет, вплоть до их верстки (этим мы занимались на практических занятиях). Практиковали мы и свои навыки в написании разного рода материалов. Было полезно.
Журналистика конфликтов. Как работать журналисту в зоне боевых действий, как освещать такие болезненные темы и прочее – об этом мне тоже рассказывали в КРСУ.
Этика журналиста. Разве мы этого не изучали?
История Отечественной и зарубежной журналистики. Считаю, что журналистам полезно знать, как зарождалась и развивалась их профессия. Лично я открыла для себя много нового и интересного. Какие журналы и газеты раньше издавали в разных странах, в чем их особенность, какие жанры были популярны? Как появилось телевидение и радио? О чем были первые передачи? Вопрос на засыпку: Илюшечка знает о том, когда и как появились, скажем, CNN и BBC? Как они начинали свою работу? Рада, если да. Мне об этом рассказывали в том самом университете. К слову о телевидении: меня в эту сферу никогда не тянуло. Уж не знаю почему. Но благодаря учебе в КРСУ я знаю, что такое хрипушка, стендап и даже про виды света в студии. Пришлось очень постараться, чтобы сдать зачет по этому предмету, который я, увы, не посещала. А готовилась к зачету по конспектам одногруппников.
По пиару, а у меня именно это направление, я тоже немало узнала на занятиях в КРСУ. И про рекламу нам рассказывали. И про BTL и про ATL и про Закон «О рекламе» я узнала на парах в КРСУ. Если все перечислять, то мой пост невозможно будет читать, поскольку он получится слишком длинным.
Хочу отметить, что полезно было практиковаться в создании эссе по одной из дисциплин – позднее это помогло мне написать то самое эссе, благодаря которому удалось реализовать одну из целей моей жизни.
Я думаю, все журналисты согласятся со мной, что представители этой профессии должны уметь грамотно излагать свои мысли. Ведь так? Галина Шепелева – одна из лучших преподавателей, которые у меня были. Стыдно за каждый неправильно поставленный знак препинания в текстах. Вот на чьих занятиях мне удалось подтянуть грамматику. Помню, у большинства были низкие оценки по диктантам, потому что за каждый неправильно поставленный знак препинания она снижала балл, а грамматическая ошибка и вовсе приравнивалась к преступлению Очень интересные занятия Галина Петровна проводила и по культуре речи. Я бы с удовольствием позанималась у нее снова, поскольку с грамматикой и пунктуацией в последнее время проблемы. Жаль, что в свое время не ценила этого.
Еще был у нас предмет «Правоведение». Нередко слышала, якобы препод берет взятки. Ничего не могу сказать, поскольку я сдала зачет сама, и заниматься на ее парах было интересно. Хорошо помню Уголовное право. Не помешает знать журналисту, который ведет криминальную хронику.
Богдецкая, Озмитель, Кацев, Койчуев. Спасибо им за то, что за годы учебы открыли для меня столько интересных авторов! Я до сих пор жалею, что порой пропускала их пары, особенно Богдецкой. Она так увлекательно рассказывала сюжет какого-либо произведения, описывая героев. Создавалось ощущение, будто ты смотришь кино.
Один из самых любимых преподавателей – Светлана Саитовна Султанова. Спасибо за то, что благодаря ей, у меня есть возможность писать материалы не только на русском, но и на испанском языке. Это предмет, ради которого я могла встать в 6 утра, чтобы к 7.30 быть на паре. Потому что я действительно хотела изучать его и Светлана Саитовна – прекрасный преподаватель, которая очень помогла мне в этом.
Хочу выразить благодарность Ирине Чистяковой, которая выступила научным руководителем моей дипломной работы. Спасибо ей за полезные советы. А еще очень интересно было изучать международное гуманитарное право. Надеюсь, Илюшечка знаком с Женевской и Гаагской конвенциями? Или это лишние знания для журналиста?
И таких примеров, которые опровергают заявления Каримджанова о том, что в КРСУ на кафедре журналистики ничему не учат, у меня вагон и маленькая тележка.
Нужно отметить, что в доказательство тому, что я лукавлю, говоря, будто универ мне дал знаний, Илья привел в пример статью, которую в 2011 году я писала для Kloop.kg, где на тот момент он был редактором. Написал, что еще будучи школьником он попал в Клооп – вот, где его научили журналистике. Он отметил, что ему пришлось практически всю статью переделывать. Спасибо, если сделал ее лучше Забавно здесь то, что в далеком 2007 году я тоже обучалась в Клоопе. Да и Бектур Искендер учил меня журналистике, за что я ему благодарна. Остается порадоваться за Илью, раз он оказался более способным и талантливым учеником.
Разумеется, окончив университет, и получив диплом, вы не станете профессионалом своего дела. Для этого предстоит много работать над собой, развивать свои навыки и полученные знания (в том же университете), набираться опыта. Глупо говорить, что в универе ничему не учат и что нужно закрыть его, когда ты сам не стремишься получать знания. Здесь хочется привести фразу, которую услышала от заведующего кафедрой журналистики КРСУ Александра Кацева: Студент, не получив зачет, выйдя из аудитории не скажет, что он не учил и поэтому не сдал предмет. Он скажет: Меня завалили. Сложно поспорить с этим Университет дает базу, развивая которую, вы впоследствии сможете стать хорошим специалистом.
Напоследок хочется, чтобы мы вспомнили такую фразу: Тот, кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — отговорки. Мне хотелось учиться, и я получила пользу от обучения в университете. Видимо, другие нет.
P.S Справедливости ради, надо отметить, что самыми бесполезными преподами нашей кафедры, на мой взгляд, были Аита Султаналиева и Петр Комаров. Первая не могла оторвать глаз от бумажки, диктуя лекции, второй даже не помню о чем рассказывал на занятиях по онлайн-журналистике. Не знал, что такое блоггинг и новые медиа. Еще была какая-то студентка, которую я сейчас даже не помню. И даже названия ее предмета, увы, не помню.