Активистка и основательница инициативы #БишкекСмог Бермет Борубаева рассказала, что из-за запрета на проведение мирных собраний и митингов нарушаются права граждан Кыргызстана — на свободу выражения мнения и собраний.
Проект #БишкекСмог» выступает в защиту троллейбусов. Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, было решено провести мирную акцию на одной из остановок в центре Бишкека. Однако акция не состоялась — помешал введенный запрет на мирные собрания.
По словам Бермет, 3 июля 2024 года активисты планировали провести акцию: просто стоять на остановке, никому не мешая, и ждать троллейбус, возможно, последний. Но им помешали сотрудники правоохранительных органов.
«Перед самой акцией мне позвонили из ГКНБ и сообщили, что для нас пригонят автобус, и заявили, что мы должны отменить мирное собрание. Но это решение незаконное, и мы подали иск в суд, чтобы его оспорить», — рассказала она.
Согласно закону, такое решение можно обжаловать в течение 24 часов с момента получения уведомления, как объяснил главный юрист ОсОО «Дом правовой интервенции» Ислам Азимов. Однако активистке отказали в двух инстанциях, включая Верховный суд КР.
Ислам Азимов подчеркнул, что решение суда касается только его участников.
«Но как Верховный суд или вообще в целом может предъявлять судебное решение по делу, в котором мы не участвовали. А если мы не участвовали, то почему нельзя обжаловать решение, и мы не пропускали процессуальные сроки и можем обжаловать только сейчас?» — задался вопросами адвокат.
Что говорит закон?
Статья 39 Конституции КР указывает:
1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний. Никто не может быть принужден к участию в собрании.
2. В целях обеспечения проведения мирного собрания каждый вправе подать уведомление в государственные органы или органы местного самоуправления.
3. Организаторы и участники мирных собраний не несут ответственности за отсутствие уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдение формы уведомления, его содержания и сроков подачи.
Активистка отмечает, что многие люди, наверное, даже не читали эту статью Конституции и не знают, что граждане имеют права от рождения мирно выступать по любому поводу. «В любом месте и в любое время — это неотъемлемое право, а ведь некоторые думают, что нужно «согласовывать» митинги и что на собрания нужно «разрешение». Да, возможно, где-то в России или в Казахстане изменили законы, что нужно сначала получить разрешения, но в нашем любимом государстве остается право на свободу мирных собраний на уровне главного закона страны», — указывает она.
Мы — мирные горожане и хотим жить в свободной стране, хотим, чтобы наша точка зрения была услышана и власти это увидели и приняли соответствующие меры.
Она напоминает, что активисты изначально обращались напрямую в мэрию, к депутатам, к президенту с просьбой сохранить троллейбусы, которые закупались в рамках большого кредита на $23 млн.
«Сейчас мы готовим жалобу в Конституционный суд. Мы уверены, что нарушаются нормы Конституции и закон о мирных собраниях. Конституция гарантирует нам право собираться мирно, где и когда мы захотим. А решения районных судов не могут быть выше Конституции, особенно если опираться на закон о НПА», — объяснила Борубаева.
Активистка подчеркнула, что власти обосновывали запрет произошедшим в России терактом в «Крокус Сити Холле».
«Извините, но у нас не Россия, и при чем тут вообще Ленинский район Бишкека? Меня, как заинтересованную сторону, даже не пригласили на заседание. Получается, суд принимает решение без участия представителей гражданского общества. Конечно, на суде в обязательном порядке должна сторона присутствовать. Нельзя сделать абстрактный иск на будущее, но уведомление подается в добровольном порядке, это не обязательное требование. И вместо обеспечения безопасности нам просто запрещают проведение. Это очень печально», — отметила она.
Бермет Борубаева также напомнила, что подача уведомления о мирном собрании — это не разрешение, а лишь форма взаимодействия с органами власти с целью обеспечения порядка и безопасности.
«Из-за подобных ограничений создается социальное напряжение и недовольство действиями властей. Поэтому уже сейчас в судах два иска по троллейбусам, а всего этого можно было избежать. Ведь большинство активистов просто хотят быть услышанными и выразить свое мнение», — резюмировала она.