Правовые основы доступа к информации находящейся в ведении госорганов и органов МСУ
1. Общие требования и ограничения
2. Способы предоставления информации государственными органами и другими организациями
3. Процедуры запроса и получение информации
4. Доступ и получение судебной информации
5. Доступ к экологической информации
Надежда Алишева, медиа-эксперт, Институт Медиа Полиси
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ
В Кыргызстане каждый имеет конституционное право на доступ к информации, что позволяет нам искать, собирать и использовать нужную информацию. За информацией может обратиться любое физическое или юридическое лицо устно или с письменным запросом.
Основными принципами свободы доступа к информации являются общедоступность, объективность, своевременность, открытость и достоверность информации. Государство защищает права каждого на поиск, получение, исследование, производство, передачу и распространение информации.
Доступ и получение информации, регулируется двумя профильными законами КР: «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 5.12.1997 г. и «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28.12.2006 г.
Государственные органы (ГО), органы местного самоуправления (ОМСУ), общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами. Обязанности по предоставлению информации возлагаются на ВСЕ ГО и ОМСУ.
Доступ к информации обеспечивается путем:
1) опубликования и распространения соответствующих материалов;
2) предоставления информации на основании запроса;
3) обнародования информации о своей деятельности;
4) обеспечения непосредственного доступа к документам и материалам;
5)обеспечения непосредственного доступа к открытым заседаниям государственного органа и органов местного самоуправления;
6) любых иных способов, не запрещенных законодательством КР.
В соответствии с первым законом речь идет о доступе к информации, которая находится в организациях и учреждениях, не относящихся к государственным органам, и затрагивает права и законные интересы непосредственно заявителя.
Второй закон касается информации, которая находится у государственных органов и органов местного самоуправления. Закон принимался с целью обеспечения реализации и защиты прав граждан и юридических лиц на доступ к информации и достижение максимальной информационной открытости, гласности и прозрачности в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления является открытой, прозрачной и гласной. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является общедоступной.
В соответствии с Указом Президента КР от 8.05. 2007 г. по реализации закона о доступе к информации от 2006 г. предусмотрена персональная ответственность руководителей ГО и ОМСУ за соблюдение и исполнение закона.
Все ГО и ОМСУ должны:
• определить структурные подразделения и закрепить за ними функции по предоставлению информации населению,
• назначить ответственных лиц за реализацию этих полномочий,
• организовать предоставление кратких информационных справок по телефону, в том числе относительно режима работы и порядка ознакомления с фондами официальной информации,
• проводить с помощью СМИ разъяснительную работу среди населения о порядке реализации предоставленных Законом возможностей получения информации.
Государственные, общественные и частные средства массовой информации обеспечивают полную открытость информации для всех граждан и организаций, не выделяя каких-либо особых категорий пользователей этой информацией. Открытость информации включает в себя свободный доступ как к периодическим изданиям, информационным теле-, радиопрограммам, так и возможность ознакомления с источниками получения информации.
Нормы закона о доступе к информации ГО и ОМСУ не распространяются:
1. на отношения, возникающие при обращении граждан с предложениями, заявлениями и жалобами в ГО или ОМСУ;
2. на отношения, связанные с доступом государственных органов или органов местного самоуправления к информации, находящейся в ведении других госорганов или органов местного самоуправления;
3. на отношения, связанные с предоставлением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством.
Отказ в доступе к информации
Законодательство республики предусматривает случаи, когда любой ГО или ОМСУ может отказать гражданам или юридическим лицам в предоставлении информации. Перечень оснований заложен в законе о доступе к информации, находящейся в ведении ГО и ОМСУ КР. Решение об отказе в доступе к информации должно быть мотивировано и обосновано лишь по законным основаниям.
Отказ в доступе к информации, а также иные действия и решения ответственного лица, нарушающие требования закона о доступе к информации, всегда можно обжаловать в соответствии с законодательством КР.
Отказ возможен только при наличии следующих оснований:
а) запрашиваемые сведения содержатся в документах, которые на основании законов отнесены к категории информации с ограниченным доступом;
б) запрос составлен с нарушением требований, предусмотренных Законом о доступе к информации …от 2006 г.;
г) запрос данного лица по тому же предмету уже находится на рассмотрении центрального органа или его подведомственного подразделения;
д) либо ГО и ОМСУ или их подведомственные подразделения не владеют и не обязаны в соответствии с законом владеть соответствующими документами;
ж) если запрашиваемая информация существенно совпадает с информацией по запросу, выданной тому же лицу в период, равный 3 месяцам до поступления повторного запроса.
Несмотря на имеющиеся основания, любой отказ в предоставлении информации должен быть обоснованным. В отказном письме требуется указать конкретные ссылки на нормы законодательства КР, на основании которых отказывается в предоставлении информации. Кроме этого в письменном отказе ГО и ОМСУ должны разъяснить заявителю способы и порядок обжалования отказа в предоставлении информации.
Информация ограниченного характера
В соответствии с Конституцией ограничения свобод и прав человека допускаются лишь в целях:
• обеспечения свобод и прав других лиц,
• общественной безопасности и порядка,
• территориальной целостности,
• защиты конституционного строя.
Ограничения должны устанавливаться только законом.
Государственные секреты
Информацией ограниченного доступа признаются сведения, отнесенные законами к государственным секретам и к конфиденциальной информации. Любые ограничения возможны только в силу закона.
Государственные секреты являются одним из основных видов ограничения. Данный вид регулируется Законом КР «О защите государственных секретов» от 14.04.1994 г., в котором раскрывается само определение государственных секретов и правовые основы функционирования системы их защиты во всех видах деятельности.
Государственные секреты — это информация, хранящаяся и перемещаемая любыми видами носителей, затрагивающая обороноспособность, безопасность, экономические и политические интересы КР. Эта информация подконтрольна государству и ограничивается специальными перечнями и правилами, разработанными на основе и во исполнение Конституции КР.
К государственным секретам отнесены:
а) государственная тайна,
б) военная тайна,
в) служебная тайна.
Порядок установления ограничительных грифов секретности на информацию определяется Правительством Кыргызской Республики. Не допускается присвоение ограничительных грифов, не предусмотренных законом.
К государственным секретам может быть отнесен весьма широкий круг сведений, касающихся практически всех сфер общественной и государственной жизни. При решении вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственным секретам, должностные лица, наделенные таким правом, должны учитывать, что определенные сведения не могут являться государственными секретами. Это сведения:
• о стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, угрожающих здоровью граждан;
• о катастрофах и их последствиях;
о положении дел в экологии, использования природных ресурсов;
• о здравоохранении, санитарии, культуре, сельском хозяйстве, образовании, торговле и обеспечении правопорядка;
• о фактах нарушения законности государственными органами и должностными лицами;
• о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности.
Конфиденциальная информация
Определение «конфиденциальной информации» впервые раскрывается в законе КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления в КР».
Конфиденциальной информацией признаются сведения:
1. содержащие служебную тайну ГО и ОМСУ, а именно —
а) относящиеся исключительно к организационно-техническим правилам обеспечения безопасности работы ГО И ОМСУ,
б) о содержании закрытых слушаний и заседаний,
в) о личной позиции должностного лица при проведении закрытого совещания или голосования.
2. находящиеся в ведении ГО и ОМСУ, содержащие охраняемую законом тайну других лиц –
а) тайна частной жизни (ст.14 Конституции КР),
б) коммерческая (закон КР «О коммерческой тайне» от 30.03.1998 г.),
в) профессиональная и др. тайны (банковская, врачебная, адвокатская, тайна следствия, сведения о мерах безопасности в отношении судей и сотрудников правоохранительных органов и т.д).
Коммерческая тайна
Закон КР «О коммерческой тайне» (1998г.) определяет основы защиты коммерческой тайны. За разглашение тайны наступает: дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.
По определению коммерческая тайна – это сведения не являющиеся государственной тайной, связанные с производством, технологией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которой может нанести ущерб его интересам.
К сведениям, которые могут составлять коммерческую тайну, предъявляются определенные требования. Они:
• должны иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта предпринимательства;
• не должны являться общеизвестными или общедоступными согласно законодательству;
• должны обозначаться соответствующей маркировкой и иметь специальный учет и условия хранения;
• должны применяться надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности.
Для защиты объектов коммерческой тайны разрабатываются внутренние Положения, Инструкции по соблюдению коммерческой тайны в соответствии с законом.
К коммерческой тайне не могут относиться:
• документы, удостоверяющие платежеспособность;
• сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии вакансий;
• сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении правил охраны труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью потребителей, а также о других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
• сведения об участии должностных лиц государственных предприятий в предпринимательской деятельности.
• учредительные документы (устав, решение о создании юр.лица или договор учредителей, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты…);
• сведения и документы по отчетности статистической и финансово-экономической деятельности, иные данные об исчислении и уплаты налогов, а также других обязательных платежей.
Законодательство:
Конституция КР в редакции закона КР от 27.06.2010 г.
Указ Президента КР «О реализации Закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 8.05.2007 г. УП N240.
Закон КР «О защите государственных секретов» от 14.04.1994 г. N1476-XII.
Закон КР «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 5.12.1997 г. N89 (в редакции от 28.12.2006 г. N214).
Закон «О коммерческой тайне» от 30.03.1998 г. №27 (в редакции Закона КР от 26.06.2009 года N192).
Закон КР «Об информатизации» от 8.10.1999 г. N107.
Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28.12.2006 г. N213.
Распоряжение Премьер-Министра КР от 22.04.2008 г. N210 (Об утверждении форм отчета о ходе реализации Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» и Инструкции по их заполнению).
2. СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с законодательством о доступе к информации, основными способами предоставления информации являются:
1. предоставление информации физическим и юридическим лицам на основании их запроса;
2. ознакомление с информацией, которую государство должно само довести до сведения граждан;
3. непосредственный доступ к заседаниям государственного органа (ГО) и органа местного самоуправления (ОМСУ);
4. доступ к документам и материалам ГО и ОМСУ через фонды официальной информации.
Государственные органы и органы местного самоуправления для информирования населения о своей деятельности вправе использовать любые иные способы, не запрещенные законодательством. Например:
• доводить до сведения населения информацию о своей деятельности,
• проводить с помощью СМИ разъяснительную работу среди населения о порядке реализации возможностей получения информации,
• пресс-службы, служащие, ответственные за информационную работу с населением, должны снабжать редакции СМИ сведениями и материалами о деятельности и решениях этих органов,
• обнародовать доклады о своей деятельности за отчетный период, в которых отражается динамика произошедших изменений по отдельным секторам рынка,
• публиковать в СМИ информацию о результатах выполнения Закона о доступе к информации,
• представлять в Правительство КР установленные формы отчетности по исполнению закона,
• обнародовать доклады о состоянии конституционной законности, о положении дел в сфере соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина,
Правительство КР должно выпускать сводные информационные материалы (справочники, сборники) о структуре органов исполнительной власти и о порядке их работы. Такие материалы должны распространяться в доступной форме и включать:
• описание структуры органов государственной власти,
• их основные полномочия.
• фамилии руководящих должностей,
• их рабочие телефоны,
• служебные адреса и режим работы с населением.
Обнародование официальной информации
Законодательство о доступе к информации обязывает государство доводить до сведения граждан официальную информацию. Например,
• нормативные правовые,
• информацию о текущих решениях и официальных событиях ГО и ОМСУ,
• ежегодные доклады ГО и ОМСУ о результатах работы,
• и иные информационные материалы.
В соответствии с законом КР «Об официальном толковании термина «официальные документы» к «официальным документам и сообщениям» относятся — любые документы и сообщения, которые в установленном законодательством порядке оформлены и исходят от ГО власти и ОМСУ. По другому закону КР «Об обязательном экземпляре документа» «официальные документы» — это произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер.
Распространение информации
ГО и ОМСУ должны распространять соответствующие информационные материалы в любой доступной для населения форме. В законе о доступе к информации от 2006г. посвящена целая статья №20, включающая приблизительный список распространяемой информации из 36 разнообразных позиций.
Для примера это касается такой информации, как, сведения:
• об исполнении бюджетов ГО и ОМСУ, о финансовых объемах целевых программ и их исполнителях;
• о расходовании средств технической помощи по проектам с участием ГО;
• об открытых конкурсах, аукционах, тендерах, экспертизах, включая: условия проведения, порядок участия в них физических и юридических лиц, составы конкурсных комиссий на поставку товаров, протоколы заседаний конкурсных комиссий и порядок обжалования принятых решений;
• о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, способах защиты населения от них, принятых мерах по обеспечению их безопасности;
• о результатах проверок, проведенных Госорганом в пределах своей компетенции, и проверок, проведенных у самого ГО и ОМСУ;
• о решениях, принятых на официальных мероприятиях,
• об основных показателях, характеризующих ситуацию и динамику развития сфер, входящих в компетенцию ГО и ОМСУ;
• о вакансиях на государственные должности и условиях подачи документов;
• о годовом бюджете, описании полномочий и обязанностей органов управления и их руководителей и процедуры принятия ими решений;
• о руководителях ГО и ОМСУ, зарубежных представительств, территориальных органов, подведомственных им организаций (ФИО);
• о структурах ГО и ОМСУ, перечень и описание услуг, о задачах и функциях их структурных подразделений, основных показателях деятельности, почтовые адреса, включая адрес электронные почты, телефоны, численность их работников и размер фонда оплаты труда;
• о гражданско-правовых договорах, заключенных ГО и ОМСУ с физическими и юридическими лицами и др.
Доступ к открытым заседаниям
Заседания госорганов открыты для общественности. Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них граждан, которые пожелали принять участие в заседаниях. Исключением являются закрытые заседания. Они проводятся при обсуждении вопросов, относящихся к информации ограниченного доступа — госсекреты и конфиденциальная информация. В случае проведения заседания в закрытом режиме на информационном стенде размещается решение, на основании которого ограничивается доступ общественности к заседанию.
Должностные лица несут ответственность за разглашение конфиденциальной информации, если она стала им известна в связи с реализацией своих полномочий. Присутствующие на заседании вправе делать записи, а также проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, если это не мешает проведению заседания.
Для участия общественности в заседаниях ГО и ОМСУ необходимо создание определенных условий. Должны:
• публиковать в СМИ ежемесячный План проведения заседаний, повестку дня, дату, время и место проведения;
• установить Порядок присутствия посетителей;
• завести журналы регистрации желающих присутствовать на заседаниях (ФИО, наименование юридического лица, занимаемая должность…);
• оборудовать информационный стенд, на котором за неделю до дня заседания размещается информация о повестке, времени и режиме проведения заседания;
• подготовить места для посетителей заседаний, чтобы они имели возможность делать записи, проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись.
Получение информации через фонды официальной информации
Государственные органы и органы местного самоуправления должны формировать:
1) общедоступные фонды официальной информации на месте,
2) библиотечные фонды официальной информации,
3) базы электронных данных.
Непосредственный доступ к документам и материалам госорганов – это личное ознакомление граждан. Ознакомление и электронное копирование документов и материалов осуществляется бесплатно.
В библиотечные фонды направляются официальные доклады, информационные материалы, официальные справочные издания и иные документы и материалы, которые находятся в распоряжении госоргана.
В общедоступный фонд официальной информации включаются все правовые акты, документы и материалы. Не позднее 1 недели со дня их подписания они становятся доступными для ознакомления.
Для реализации этого вида доступа к информации госорганы обязаны создать условия для непосредственного ознакомления с документами:
1 Определяют место для ознакомления с фондами официальной информации. Разрабатывают Порядок ознакомления с ними.
2 Формируют подшивки для ознакомления, и подшивки с контрольными экземплярами документов и материалов. Документы располагаются в хронологическом порядке с описью. Опись обновляется не реже 1 раз в месяц.
3 Ведут реестры официальных документов и доводят до всеобщего сведения населения.
4 Оборудуют специальные места для работы с подшивками, позволяющие делать копирование или выписки из документов.
5 Для обеспечения сохранности конфиденциальных сведений проводится экспертиза, устанавливающая части документов и материалов, доступ к которым должен быть ограничен.
6 Части документов и материалов, которые не содержат конфиденциальных сведений, должны быть подготовлены для ознакомления. ФИО и должность эксперта в обязательном порядке указываются в документах или материалах, подготовленных для ознакомления.
Доступ к электронным базам данных
По закону все госорганы обязаны разрабатывать и поддерживать автоматизированную информационную систему официальной информации, которая объединяет базы данных всех других органов. В базу данных включается полный перечень и тексты действующих нормативных актов. Ответственность за достоверность электронных версий документов и иной официальной информации, включенной в централизованную информационную систему официальной информации, несут ГО и ОМСУ.
Доступ неограниченный. ГО должны создавать абонентские пункты, подключенные к сетям общего пользования, в местах, легко доступных для граждан и организаций. Пользователи Интернет должны иметь свободный доступ к информационной системе. Копирование документов осуществляется бесплатно бесплатно.
Госорган должен иметь порядок доступа к автоматизированным информационным системам.
В соответствии с Положением «О порядке распространения информации в Государственном Интернет Портале (Интернете)» (2004г.) был создан Государственный Интернет Портал (ГИП). Он предназначен для развития и совершенствования информационной системы госуправления и обеспечения доступа каждого пользователя через ГИП к информации общего пользования.
Данное Положение определяет условия, порядок и способы обеспечения Государственного Интернет Портала общественной информацией, и обязанности владельца информации по работе с информационными запросами.
Владелец информации обязан обеспечить доступ, к находящейся в его владении информации. Доступ к информации обеспечивается путем ее обнародования и исполнения информационного запроса через ГИП.
Основной способ предоставления информации по запросам физических и юридических лиц будет рассмотрен в самостоятельном обзоре.
Законодательство:
Указ Президента КР «О реализации Закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 8.05.2007 г. УП N240.
Закон КР «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 5.12.1997 г. N89 (в редакции от 28.12.2006 г. N214).
Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28.12.2006 г. N213.
Распоряжение Премьер-Министра КР от 22.04.2008 г. N210 (Об утверждении форм отчета о ходе реализации Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» и Инструкции по их заполнению).
Временное Положение «О порядке распространения информации в Государственном Интернет Портале (Интернете)», утверждено Указом Президента КР от 15.01.2004 г. N10
3. ПРОЦЕДУРЫ ЗАПРОСА И ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Конституция КР гарантирует представителям СМИ, а также всем гражданам республики «право на поиск и получение информации», «на обращение в госорганы и к их должностным лицам».
Подача запроса в государственные органы (ГО) и органы местного самоуправления (ОМСУ) на получение необходимой информации является одним из основных способов получения информации. Законодательно предусматривается две формы запросов:
• непосредственное обращение (устная форма, по телефону)
• письменный запрос, доставляемый непосредственной передачей, почтой, курьером, электронными каналами связи.
Письменный запрос может быть отправлен по почте, курьером, по электронным каналам связи или передан лично.
В устной форме могут быть предоставлены краткие справки, не требующие направления письменного запроса на предоставление информации. Если же устный ответ для запрашивающего лица не является исчерпывающим, ему разъясняется порядок направления письменного запроса, а также иные формы и способы получения информации.
Запрос по электронной почте — ответ отсылается на обратный адрес электронной почты заявителя. Запрос по факсу – ответ по факсу, если этому не препятствует объем требуемых заявителем документов. В ином случае в ответе указывается порядок получения информации другим способом.
Если запрашиваемые документы были обнародованы, то исполнитель должен указывать в ответе реквизиты соответствующего источника обнародования информации, либо конкретные ссылки на электронные версии документов и материалов в интернете.
В случае если документ существует более чем на одном языке, то предоставляется на том языке, предпочтение которому отдал сам заявитель запроса. Здесь имеется ввиду государственный (кыргызский) язык или официальный (русский).
Каждое обращение устное и письменное подлежит фиксации (регистрации) в специальных журналах для устных обращений и для письменных запросов. Формы журналов и порядок их ведения утверждены Распоряжением Премьер-министра КР по заполнению форм отчетности.
Согласно закону о доступе к информации от 2006 г. к письменному запросу предъявляются требования по форме и содержанию запроса. В обязательном порядке указываются:
• наименование ГО и ОМСУ и\или фамилия должностного лица-получателя запроса,
• для граждан — ФИО, год рождения, место жительства (почтовый адрес),
• для юридических лиц — полное наименование, местонахождение ГО и ОМСУ (почтовый адрес), сведения о регистрации в качестве юридического лица, ФИО и должность лица подписавшего запрос,
• предмет запроса, позволяющий определить, какого рода информация должна быть представлена.
Направляющее запрос лицо не обязано мотивировать причину своего запроса. В добровольном порядке можно включить:
• причину своего запроса,
• номер контактного телефона,
• и иную информацию, которая может способствовать выполнению запроса.
При формулировании предмета запроса не требуется точного указания всех реквизитов необходимых документов или материалов. Если предмет запроса требует уточнения, то ответственное за подготовку ответа лицо вправе по собственной инициативе уточнить у заявителя предмет запроса.
Правительством КР разработаны формы типовых бланков запросов на предоставление информации для физических и юридических лиц. Однако как показывает практика, пока государственные органы строго не следят за формой информационного запроса и принимают любое заявление в произвольной форме.
Порядок рассмотрения и подготовка ответа на запрос
Запрос о предоставлении информации регистрируется государственным органом или органом местного самоуправления и направляется ответственному за подготовку ответа лицу. Ответственное лицо (исполнитель) производит поиск необходимых документов и материалов, при необходимости их копирует, то есть формирует комплект документов для ответа.
Ответ на запрос должен быть исчерпывающим, чтобы не пришлось по этому же вопросу обращаться повторно.
Ответ на запрос должен содержать:
а) указание о выполнении запроса: краткую формулировку запроса, перечень предоставляемых документов, ФИО и должность исполнителя запроса, дату подписания ответа;
б) тексты предоставляемых документов либо справок о них;
в) стоимость расходных материалов и информационных услуг;
г) перечень наименований и контакты государственных органов и органов местного самоуправления, той местности, где проживает лицо, направившее запрос, которые осуществляют защиту прав граждан, их информационно-справочное и библиотечное обслуживание и предоставляют информацию.
Срок подготовки ответа
Подготовка ответа на письменный запрос осуществляется в течение двухнедельного срока.
Исчисление срока для подготовки ответа начинается с момента получения соответствующим органом запроса и завершается в момент передачи этим органом ответа на запрос в отделение почтовой связи, лично автору либо его курьеру или представителю или в момент отправки по электронным каналам связи.
Имеют место случаи, когда запрос был направлен не в тот государственный орган или орган местного самоуправления. В таких случаях запрос необходимо переслать компетентному органу, и срок предоставления ответа на запрос будет исчисляться с момента получения запроса другим компетентным органом, обязанным предоставить запрашиваемую информацию.
Если в течение двухнедельного срока ответ на запрос не может быть подготовлен, об этом доводится до сведения лица, направившего запрос, с указанием причины отсрочки. Период отсрочки не может превышать двухнедельного срока.
Непредставление ответа на запрос в установленные настоящей статьей сроки или отсутствие уведомления о продлении срока на ответ рассматривается как отказ в выдаче ответа на запрос.
Расходы, связанные с получением информации
Подготовка ответов на запросы осуществляется бесплатно. Однако лицо, направившее запрос по почте обязано оплатить почтовые услуги по доставке ответа на запрос и оплатить услуги по копированию документов, если их объем превышает 5 страниц.
Практика показывает, что на сегодняшний день госорганы все расходы по доставке оплачивают сами.
Отказ в предоставлении информации
В предоставлении информации заявителю может быть отказано вполне на законном основании.
Для этого нужны следующие основания:
а) если запрашиваемая информация отнесена к информации с ограниченным доступом;
б) запрос составлен с нарушением Закона;
в) запрос данного лица находится на рассмотрении центрального органа или его подразделения;
г) ГО или ОМСУ не владеют и не обязаны владеть запрашиваемой информацией;
д) если запрашиваемая информация существенно совпадает с информацией по запросу, выданной тому же лицу в период, равный 3 месяцам до поступления повторного запроса.
В отказном письме о предоставлении информации должны содержаться следующие сведения:
а) мотивировка с обязательным указанием ссылок на нормы законодательства, на основании которых отказано в предоставлении информации;
б) способы и порядок обжалования отказа в предоставлении информации.
Обжалование отказа в предоставлении информации
Отказ в предоставлении информации, а также иные действия и решения ответственного лица за предоставление информации, нарушающие требования законодательства о доступе к информации могут быть обжалованы:
• вышестоящему должностному лицу,
• Омбудсмену (Акыйкатчы) КР
• либо в судебном порядке в соответствии с законодательством КР.
При этом заявитель сам решает, в какой орган ему обратиться с жалобой.
Ответственность за нарушение законодательства о доступе к информации
Лица, виновные в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, привлекаются к ответственности:
• уголовной,
• административной,
• гражданской,
• дисциплинарной,
• или материальной.
К нарушениям приравниваются – отказ в предоставлении информации, частичный отказ, нарушение сроков для ответа или отсутствие уведомления о продлении срока для ответа.
Законодательство:
Конституция КР в редакции закона КР от 27.06.2010 г.
Уголовный Кодекс КР.
Кодекс об административной ответственности КР.
Указ Президента КР «О реализации Закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 8.05.2007 г. УП N240.
Закон КР «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 5.12.1997 г. N89 (в редакции от 28.12.2006 г. N214).
Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28.12.2006 г. N213.
Распоряжение Премьер-Министра КР от 22.04.2008 г. N210 (Об утверждении форм отчета о ходе реализации Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» и Инструкции по их заполнению).
4. ДОСТУП И ПОЛУЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
В соответствии с законом КР о доступе к информации от 2006 г. организации, уполномоченные осуществлять функции судебной государственной власти, при полном финансовом обеспечении из республиканского бюджета относятся к государственным органам.
Следовательно, общий доступ к судебным документам и заседаниям рассматривается в соответствии с нормами закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28.12.2006 г.
Судебная ветвь государственной власти должна, как и все государственные органы, доносить до населения информацию о своей деятельности и находиться под общественным контролем.
Однако при всем этом судебная власть как была мало доступна обычным гражданам и журналистам, так и остается.
На практике, не все дела открыты для прессы и общественности. В судах отсутствуют пресс-службы / пресс-секретари, которые бы отвечали за отношения со средствами массовой информации или могли бы разъяснять общественности роль суда. Исключение, пожалуй, составляет Верховный суд, где есть пресс-секретарь, но его функции сводятся к редким комментариям о судебных решениях.
В Кыргызской республике отсутствует специальный закон о доступе к судебной информации и поэтому доступ к судебным заседаниям и информации рассматривается несколькими законами.
В большинстве случаев, чтобы журналисту получить информацию о судебном процессе, он встречает противодействие со стороны суда. Бывают ситуации, когда журналистов не допускают в зал заседаний или удаляют из зала без объяснения причины, запрещают производить аудиозапись, кино-видеосъемки.
Любой гражданин, включая журналиста, может быть участником судебного процесса. Если он является одной из сторон по рассматриваемому делу, то какими-то особыми правами в данной ситуации, по сравнению с обычным гражданином, журналист не пользуется. Но у него не может быть прав меньше, чем у любого другого участника. А вот как представителю прессы норма закона «О защите профессиональной деятельности журналиста» может оказать содействие.
Так в соответствии со ст.5 при осуществлении профессиональной деятельности журналист имеет право:
• присутствовать по предъявлении удостоверения журналиста на открытых заседаниях суда,
• собирать, анализировать и распространять информацию,
• запрашивать и получать общественно-значимую информацию,
• получать доступ к документам, материалам и информации,
• производить в установленном порядке записи, в том числе с использованием технических средств.
Граждане республики наравне с юридическими лицами имеют право запрашивать копии материалов из судебных дел, непосредственно знакомиться с ними, делать выписки и т.д. Закрытой является информация по делам, по которым есть соответствующее определение суда о закрытом процессе. Такое определение объявляется публично, и все решения судов провозглашаются публично.
В соответствии с Конституцией КР от 2010г. правосудие в республике осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.
В Конституции КР сказано, что граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия в предусмотренных законом случаях и порядке. Процессуальные права участников судебного процесса, в том числе право на обжалование решений, приговоров и других судебных актов, а также порядок их осуществления определяются законом.
Процессуальное законодательство в уголовном и гражданском праве определяет права лиц, как участвующих в судебных процессах, так и любого заинтересованного лица, включая журналиста.
Открытые судебные заседания
Разбирательство дел во всех судах осуществляется открыто. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Согласно этой конституционной норме — открытые заседания – это правило, а вот закрытые — уже исключение.
При осуществлении правосудия судьи руководствуются открытостью и публичностью разбирательства дел во всех судах.
Поскольку разбирательство дел во всех судах открыто, то на открытое заседание должны пускать всех желающих, если позволяет площадь помещения. Протокол открытого судебного производства должен сохраняться и быть доступным для общественности. Однако на практике решение о том, кому может быть предоставлен доступ к протоколам суда, принимается председателем каждого отдельного суда.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (ГПК) КР все лица, участвующие в деле или любое заинтересованное лицо, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право делать письменные заметки и фиксировать все происходящее в зале судебного заседания. Допускается использование средств звукозаписи (диктофон), при этом разрешения не требуется.
Закрытые судебные заседания
В соответствии с Конституцией запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные в воздействии на судью, несут ответственность, предусмотренную законом (ст.94 Конституции КР).
Вопрос о проведении закрытого заседания решается конкретно в каждом случае. При этом суд выносит мотивированное определение о проведении закрытого судебного заседания с указанием причины со ссылкой на статьи закона. В определении также указывается о предупреждении судом лиц, присутствовавших в закрытом судебном заседании, об ответственности за разглашение сведений, ставших известными при рассмотрении дела. Определение суда (постановление судьи) о разбирательстве дела в закрытом заседании может быть вынесено в отношении всего разбирательства либо отдельных его частей (ст.254 УПК КР).
Слушание дел в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных законом. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях — также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.
В целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. В противном случае такая переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Указанные правила применяются и при исследовании звуко- и видеозаписей, носящих личный характер.
Закрытое судебное заседание — это ограничение гласности судопроизводства в целях защиты конституционных прав личности. Закрытость судебных заседаний направлена на защиту прав личности и обеспечение государственной безопасности. Она охраняет личную и семейную тайну, государственную тайну, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Закрытое судебное разбирательство допускается также при удовлетворении ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, гласное обсуждение которых способно помешать правильному рассмотрению дела.
Слушание дел в закрытом заседании суда осуществляется с соблюдением всех правил уголовного и гражданского судопроизводства. Приговор суда и решение суда во всех случаях провозглашается публично.
В уголовном судопроизводстве закрытое судебное разбирательство допускается:
• по делам о половых и других преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц или сведений, унижающих их достоинство;
• в случаях, требующих обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников;
• в случаях защиты общественной нравственности.
О такой необходимости выносится мотивированное определение и объявляется публично перед началом заседания.
Съемка в судебном заседании
В соответствии со ст. 37 закона о Конституционной палате на открытых заседаниях палаты присутствующие могут фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Конституционной палаты. Председательствующий после предупреждения может удалить отдельных лиц из зала заседания, если ими допущено вмешательство в надлежащий порядок ведения заседания.
Уголовное производство также допускает в открытом судебном заседании вести письменную и магнитофонную запись, а с разрешения председательствующего по делу и с согласия сторон — производить фото-киносъемку и видеозапись. Аналогичное положение о производстве кино- и фотосъемке на открытых судебных заседаниях в гражданском судопроизводстве содержится и в ст.12 ГПК КР, только в этой норме согласие сторон не требуется.
Для закрытых заседаний прямая радио- и телетрансляция не допускается совсем. Все остальное производство записи: кино- и фотосъемка, видеозапись, звукозапись в закрытом судебном заседании осуществляется исключительно с разрешения суда.
Удаление нарушителей из зала суда
В соответствии с нормами Гражданского Процессуального Кодекса КР при повторном нарушении судебного порядка участники процесса могут быть удалены. Поэтому допустимо, что под эту формулировку могут подходить все действия участников, которые для судьи будут неудобны.
Если лица нарушают порядок во время разбирательства дела, председательствующий от имени суда делает им предупреждение. При повторном нарушении участники процесса могут быть удалены из зала судебного заседания на все время или на часть судебного разбирательства на основании определения суда. Граждане, присутствующие при разбирательстве дела, за повторное нарушение порядка просто удаляются из зала по распоряжению председательствующего.
Виновные лица в нарушении порядка в судебном заседании могут привлекаться к административной ответственности. А если в действиях нарушителя судебного порядка имеются признаки преступления, то суд направляет материалы прокурору для привлечения к ответственности.
Законодательство:
Конституция КР в редакции закона КР от 27.06.2010 г.
Уголовный Кодекс КР от 1.10.1997 г. N 68 (в редакции закона КР от 12.07.2012 г. N 105).
Уголовно-процессуальный кодекс КР от 30.06.1999 г. N62 (в редакции закона КР от 12.07.2012 г. N105).
Гражданский процессуальный кодекс КР от 29.12.1999 г. N 146 (в редакции закона КР от 10.07.2012 г. N 101).
Закон КР «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 5.12.1997 г. N89 (в редакции от 28.12.2006 г. N214).
Закон КР «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 18.07.2003 г. N 153 (в редакции закона КР от 13.06.2011 г. N 39)
Конституционный закон КР «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» от 13.06.2011 г. N 37 (в редакции закона КР от 26.05.2012 г. N 66).
Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28.12.2006 г. N213.
5. ДОСТУП К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
В Кыргызской республике отсутствует единый законодательный акт, который бы регламентировал доступ к экологической информации, но это не лишает право каждого обратиться в соответствующее ведомство за получением необходимой информации в области экологии. Доступ к информации не ограничен, за исключением случаев, оговоренных соответствующим законодательством. В Кыргызстане принят ряд нормативных актов, касающихся ограничения прав на доступ к информации. Все они применимы, когда речь идет о праве на экологическую информацию. Речь идет о таких законах: «О защите государственных секретов» «О коммерческой тайне», «Об информатизации», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики».
Необходимо уточнить, что решение об отнесении информации к категории ограниченного доступа может быть обжаловано в судебном порядке.
Следует отметить, что правом на доступ к экологической информации пользуются в основном экологические организации и в редком случае журналисты и неравнодушные активисты из обычных граждан. Однако в кыргызском законодательстве отсутствует специальное понятие «экологическая информация». На практике в большинстве случаев речь идет об окружающей среде. В Законе КР «Об охране окружающей среды» от 16.06.1999 г. дано содержание определения «информация об окружающей среде». Это — информация о состоянии воды, воздуха, почвы, недр, растительного и животного мира, деятельности, которая может повлиять на их состояние и мероприятия по их охране.
Термин «экологическая информация» подробно определен в статье 2 (пункт 3) Орхусской Конвенции «О доступе к экологической информации…». Она «означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:
• а) о состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;
• b) о факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;
• с) о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b выше».
Если коротко, то «экологическая информация», согласно этому определению, включает в себя информацию о состоянии окружающей среды, факторах воздействия на нее, а также об условиях жизни людей (в т.ч. состоянии их здоровья и безопасности), в той мере, в какой на них воздействует состояние окружающей среды и, через него, факторы воздействия.
Таким, образом, доступ к экологической информации складывается из законодательных норм общего характера и некоторых нормативных актов в области природоохранного законодательства.
Во-первых, важные права по доступу к информации заложены в Конституции КР в ст. 33, 48. В соответствии нормами статьи 33 — каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом. Любой может ознакомиться с информацией о деятельности госорганов и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.
Конституция КР является отправной точкой для всей нормативной правовой базы, согласно которой всем гражданам республики предоставлено право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны предоставить обоснованный ответ в установленный законом срок (ст.41).
Каждый из нас имеет право на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду (ст.48). В случае причинения вреда здоровью или имуществу действиями в области природопользования, пострадавший имеет право на возмещение такого вреда.
Во-вторых, общий порядок доступа к информации заложен в законах КР КР «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской республики», где основными принципами свободы доступа к информации признаются:
• общедоступность,
• объективность,
• своевременность,
• открытость,
• достоверность информации.
Обязанности по предоставлению информации возлагаются на все органы государственной и местной власти. Любая информация о деятельности госорганов является общедоступной, открытой, прозрачной и гласной.
Правовые механизмы общего доступа к информации уже были рассмотрены в одном из разделов тематического обзора «Доступ и получение информации»
В-третьих, важное значение в рамках права на информацию и доступа к ней имеет Орхусская Конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принятая Конференцией министров окружающей среды европейских стран в 1998 году. Кыргызстан присоединился к Орхусской Конвенции 30 октября 2001 г.
В Кыргызстане вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Кыргызская Республика выступает за неукоснительное соблюдение норм международного права и подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Цель Конвенции — поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду для его здоровья и благосостояния, на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Статьи конвенции могут быть использованы без ссылок на дополнительные нормативно-правовые акты, так как конвенция является составной частью нашего национального законодательства.
Конвенция закрепляет права граждан и юридических лиц на доступ к информации по окружающей среде:
• Право каждого получать у государственного органа (ГО) информацию об окружающей среде («доступ, к информации, касающейся окружающей среды»).
• Право принимать участие в процессе принятия решений, касающихся окружающей среды («участие общественности в принятии решений, касающихся окружающей среды»).
• Право оспаривать в судебном порядке решения ГО, принятые без соблюдения двух вышеуказанных прав или же вопреки законодательству об окружающей среде в целом («доступ к правосудию»).
Присоединившись к Орхусской Конвенции, Кыргызская Республика взяла на себя обязательства исполнять требования международного документа по активному распространению информации, касающейся окружающей среды, которой она располагает, и соблюдению прав о предоставлении такой информации по запросам.
Нормы конвенции требуют, что в случае любой надвигающейся угрозы здоровью человека или окружающей среде, возникающей в результате деятельности человека или по причинам природного характера, вся информация, которая могла бы позволить общественности принять меры для предотвращения или смягчения последствий ущерба, должна распространяться незамедлительно и без задержки.
Кыргызстан должен обеспечивать постепенное увеличение объема экологической информации в электронных базах данных, которые будут легкодоступными для общественности через публичные сети связи. «Доступная в такой форме информация должна включать:
а) доклады о состоянии окружающей среды;
b) тексты законодательных актов по вопросам окружающей среды или имеющим к ней отношение;
с) в соответствующих случаях, документы по вопросам политики, планы и программы в области окружающей среды или относящимся к ней, а также природоохранные соглашения; и
d) другую информацию в такой форме, которая облегчит применение национального законодательства по реализации конвенции».
Граждане имеют право получить такие сведения без указания причин, по которым им понадобились таковые сведения (ст.4 п.2 Орхусская Конвенция
Конвенция обязывает госорганы информировать подателя просьбы о любом продлении этого периода и о причинах, оправдывающих принятие такого решения (ст.4).
В тех случаях, когда информация, не подлежащая раскрытию в соответствии с вышеперечисленными пунктами, может быть отделена от остальной информации без ущерба для конфиденциальности, то государственные органы должны представить остальную часть запрашиваемой экологической информации, подлежащей раскрытию (ст.4 п.6).
Граждане и юридические лица в случае нарушения их прав по Орхусской Конвенции могут обращаться в суд.
Право на участие граждан в приятии экологически значимых решений особенно четко определено в ст.6. п.4. конвенции:
«Каждая Сторона обеспечивает участие общественности уже на самом раннем этапе, когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и когда может быть обеспечено эффективное участие общественности».
Государственные органы должны предоставлять гражданам и экологическим организациям возможности предоставления собственных комментариев относительно, например, предложений об осуществлении проектов, оказывающих влияние на окружающую среду, или планов и государственных программ экологического характера. Такие комментарии обязательно должны приниматься во внимание в процессе принятия и обоснования решений.
В-четвертых, доступ к специфической информации, связанной с экологическими вопросами, заложен в ряде законов в сфере природоохранной деятельности.
Действительно, отдельные нормы правоотношений в этой области разбросаны по разным нормативным актам и регулируют их фрагментарно. В некоторых законах в сфере природопользования и охраны окружающей среды предоставлено право доступа к информации, которую можно объединить единым названием «экологическая», но в большей степени – это обязательства уполномоченных государственных органов информировать население о тех или иных событиях и фактах.
Гражданам и юридическим лицам предоставляется право требовать и получать экологическую информацию от основных субъектов – ее обладателей: уполномоченных государственных органов и предприятий (организаций)- природопользователей. Это касается любой экологической информации, обладающей режимом свободного доступа.
Рядом природоохранительных актов, предусматривающих разнообразные пути и формы сбора, накопления и предоставление такой информации, а также обязательное информирование населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды при подготовке экологически значимых решений.
Вот основные законы, где можно найти свои права по доступу к экологической информации и обязанности компетентных органов по ее предоставлению:
• «Об охране окружающей среды»,
• «О государственном регулировании и политике в области эмиссии и поглощения парниковых газов»,
• Об охране озонового слоя»,
• «Об экологической экспертизе»,
• «О радиационной безопасности населения»,
• «Об охране атмосферного воздуха»,
• «Об отходах производства и потребления»,
• «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
• «О питьевой воде»,
• «О хвостохранилищах и горных отвалах»,
• «О недрах»,
• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Ниже краткая информация о законах, где речь идет о доступе к «экологической информации».
1. Так закон КР «Об охране окружающей среды» (16.06.1999г.) предусматривает, что граждане республики, общественные объединения и формирования, выполняющие экологические функции имеют право получать своевременную, полную информацию и достоверную информацию (ст.45-46,50):
• о загрязнении окружающей среды,
• о состоянии здоровья населения,
• о запланированных к строительству производственных объектах
• о состоянии охраны природы,
• о результатах заключений государственной экологической экспертизы.
Министерства, административные ведомства и другие органы, которые располагают информацией об окружающей среде, обязаны предоставлять информацию по желанию граждан и организаций. Для реализации законодательных прав ежеквартально в периодической печати должен публиковаться экологический бюллетень.
Однако государственные органы могут отказать в предоставлении информации об окружающей среде, если это повредит (ст.50):
• международным отношениям;
• военным интересам государства;
• сохранению коммерческих тайн предприятий;
• расследованию уголовного дела.
Отклонение заявки должно содержать причину отказа и его обоснование.
За совершение экологических правонарушений физические и юридические лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность в соответствии законодательными актами республики (ст.51).
2. Закон КР «О государственном регулировании и политике в области эмиссии и поглощения парниковых газов» (25.05.2007г.) определяет основы государственного регулирования, порядок деятельности, права, обязанности и ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в сфере эмиссии и поглощения парниковых газов на территории КР.
Закон (ст.7) предоставляет общественности беспрепятственное право доступа к информации о текущем состоянии климатических проектов, обо всех мерах, предпринимаемых государственными органами в области регулирования эмиссии и поглощения парниковых газов, включая и меры в правовой области, а также к информации о результатах инвентаризации эмиссий и стоков парниковых газов.
При принятии решений на стадиях разработки, одобрения и реализации климатических проектов участие общественности является обязательным условием.
3. Закон КР «Об охране озонового слоя» (18.12.2006г.) определяет государственную политику КР и выполнение международных обязательств в области охраны окружающей среды и направлен на охрану и предотвращение разрушения озонового слоя, его восстановление в целях защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных разрушением озонового слоя.
Одним из основных принципов государственной политики в области охраны озонового слоя является обеспечение свободного доступа к информации в области обращения с озоноразрушающими веществами (ст.3). При нарушении норм закона предусмотрена ответственность.
4. Законом КР «Об экологической экспертизе» (16.06.1999г.) определено, что экологическая экспертиза базируется на принципах достоверности, гласности и учета общественного мнения (ст. 4).
Данный Закон регулирует правовые отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан, на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных экологических последствий, возникающих в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности. Экологическая экспертиза — определение уровня экологического риска и опасности намечаемых решений, реализация которых прямо или косвенно окажет влияние на состояние окружающей среды и природных ресурсов (ст.1).
Специально уполномоченный государственный орган по экологической экспертизе (ст. 7) обязан:
• информировать органы местной госадминистрации и местного самоуправления о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
• по требованию общественных организаций, проводящих общественную экологическую экспертизу, предоставлять для ознакомления нормативно-методическую документацию, регламентирующую организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
• направлять материалы, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности, общественным организациям и гражданам, представившим аргументированные предложения при проведении государственной экологической экспертизы;
• предоставлять по запросам СМИ сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
Специально уполномоченным государственным органом по экологической экспертизе является республиканский государственный орган охраны окружающей среды.
Дополнительные права предоставлены общественным объединениям и гражданам, осуществляющим проведение общественной экологической экспертизы. Они имеют право (ст.15):
• на получение от инициатора проекта документации, подлежащей экологической экспертизе, в полном объеме;
• на ознакомление с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
• на опубликование результатов общественной экологической экспертизы в средствах массовой информации.
5. Закон КР «О радиационной безопасности населения» (17.06.1999г.) определяет право граждан и юридических лиц на получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 22). Одним из основных принципов обеспечения радиационной безопасности определен (ст.3) принцип открытости и доступности для населения информации об ионизирующем излучении на территории проживания, а также произошедших радиационных авариях.
Представители юридических лиц имеют право доступа в организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством (ст.22).
6. Закон КР «Об охране атмосферного воздуха» (12.06.1999г.) определяет право граждан (ст. 4) на получение достоверной и своевременной информации о состоянии атмосферного воздуха и мерах, принимаемых по его охране. Настоящий закон регулирует отношения по использованию и охране атмосферного воздуха.
В соответствии со ст.4. граждане имеют право на возмещение ущерба в случае причинения вреда их здоровью и собственности выбросами загрязняющих веществ и биологических организмов в атмосферный воздух и вредными физическими воздействиями на него. Предприятия, учреждения, организации, другие хозяйствующие субъекты и граждане обязаны возместить ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха.
7. Закон КР «Об отходах производства и потребления» (13.11.2001г.) определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления, призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека.
Свободный доступ к информации в области обращения с отходами и обязательность проведения государственной экологической экспертизы при принятии решений по обращению с отходами являются основными принципами государственной политики в этой области (ст.3). На государство возлагается контроль за обеспечением свободного доступа населения к информации по обращению с отходами (ст.14).
В соответствии со ст.16 закона юридические лица и граждане вправе осуществлять общественный контроль за обращением с отходами, включая соблюдение требований закона органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
8. Закон КР «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (19.11.2001г.) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на них, а также готовности организаций к локализации и ликвидации последствий происшедших аварий.
Закон предусматривает своевременное информирование в установленном порядке органа исполнительной государственной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, а также иных органов госвласти, органов местного управления и населения об аварии на опасном производственном объекте (п.14).
9. Закон КР «О питьевой воде» (25.03.1999г.) регулирует отношения, связанные с питьевой водой. Информирование общественности о состоянии водоснабжения является основным принципом хозяйственно-питьевого водоснабжения населения ст.3).
Органы местного самоуправления и местной государственной администрации обязаны (ст.5) обеспечивать население необходимой информацией о качестве питьевой воды, нормах ее расхода и способах экономии, порядке оплаты. А общественные организации и потребители могут участвовать совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органами стандартизации, метрологии и сертификации в осуществлении контроля за качеством питьевой воды.
При выявлении несоответствия качества воды, свидетельствующего об угрозе здоровью людей, поставщики воды и контролирующие органы должны обеспечить немедленное оповещение через средства массовой информации об этом потребителей воды с информацией о мерах предосторожности, которые могут предотвратить возникшую опасность (ст.19).
Государственные органы и их должностные лица несут ответственность (ст.23) за:
• представление несвоевременной или искаженной информации,
• отказ от представления своевременной, полной и достоверной информации о качестве питьевой воды, поставляемой населению,
• сокрытие или несвоевременное представление информации об аварийных ситуациях, угрозах, опасности загрязнения сетей и сооружений хозяйственно-питьевого водоснабжения.
10. Законом КР «О хвостохранилищах и горных отвалах» (16.05.2001г.) определено право граждан и общественных объединений на получение объективной и оперативной информации о выборе мест для хранения и захоронения отходов, а также намерений строительства и ввода в эксплуатацию объектов (ст.19). Закон определяет государственную политику республики на всех этапах обращения с хвостохранилищами и горными отвалами.
Гражданам и общественным объединениям закон обеспечивает участие в осуществлении государственной политики в области обращения с хвостохранилищами и горными отвалами. Общественные объединения и граждане имеют право принимать участие в решении вопросов, связанных с обращением с хвостохранилищами и горными отвалами (ст.19).
11. Закон КР «О недрах» (02.07.1997г.) регулирует отношения, возникающие при пользовании недрами у государства с физическими и юридическими лицами.
Информация о недрах, полученная независимо от источников финансирования, передается в государственный орган по недропользованию для включения в государственный фонд информации о недрах. Информация о недрах, полученная при финансировании из государственного бюджета, является собственностью Кыргызской Республики.
Порядок и условия использования государственной информации о недрах определяются государственным органом по недропользованию, а использование информации о недрах, принадлежащей акционерной и частной собственности, оговаривается в лицензионном соглашении при выдаче владельцу лицензии на пользование недрами. По истечении периода, определенного лицензионным соглашением, информация о недрах безвозмездно переходит в собственность государства (ст.32).
12. Закон КР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (26.06.2001г.). Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и закрепляет гарантии государства в осуществлении конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны (ст.49):
• информировать население о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
• рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством республики (ст.50).
На неправомерные действия должностных лиц можно подать жалобу (ст.51):
• в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
• главному государственному санитарному врачу,
• в суд.
Законодательство:
Конституция КР в редакции закона КР от 27.06.2010 г.
Орхусская Конвенция «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», 1998 г.
Указ Президента КР «О реализации Закона Кыргызской Республики «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 8.05.2007 г. УП N240.
Закон КР «О гарантиях и свободе доступа к информации» от 5.12.1997 г. N89 (в редакции от 28.12.2006 г. N214).
Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» от 28.12.2006 г. N213.