Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Недавняя миссия в Кыргызстане международных экспертов в области журналистского образования изучила наиболее оптимальные варианты внедрения изменений в существующие программы университетов в качестве первых шагов в направлении более комплексных реформ в будущем. Совместно с кыргызскими коллегами эксперты из Украины и Великобритании проанализировали трудности и потенциальные точки роста большинства факультетов журналистики страны, и предложили решение, которое может начаться с процессов модернизации в формате «здесь и сейчас», не ожидая «удобного момента» для более системной трансформации. Они утверждают, что такая трансформация может строиться на достижениях менее глобальных изменений, рекомендованных экспертами на первом этапе будущей реформы.

Авторы: Диана Дуцик, Жылдыз Куватова, Марек Бекерман

Иллюстративная фотография: тренинг для студентов журналистских факультетов, организованный Медиашколой CABAR.asia. Фото: CABAR.asia

Журналистское образование во всех странах мира стоит перед новыми вызовами из-за стремительного развития медиатехнологий и порождаемой ими новой информационной и виртуальной реальности. Частью этой реальности являются фейки, дезинформация, пропаганда, которые подрывают основы независимой журналистики и создают новые этические дилеммы для медиа и журналистов. Университеты не успевают достаточно быстро модифицировать свои учебные планы, привлечь компетентные кадры и обустроить учебные студии для эффективной подготовки будущих журналистов. Именно поэтому в мире активно развивается, в том числе и неформальное журналистское образование. Медиаиндустрия реагирует на нехватку качественных журналистских кадров открытием своих школ, более мобильных и гибких, не ограниченных рамками бюрократической системы аккредитации.

Особенная ситуация с журналистским образованием сложилась в странах постсоветского пространства в разных регионах бывшего Советского Союза. Некоторые из этих стран (включая Кыргызстан) имеют достаточно слабую университетскую систему подготовки будущих журналистов. Причиной такого положения дел, как правило, является неблагоприятная экономическая ситуация, и как следствие – слабый/проблемный рынок СМИ. Отсутствие качественных, оснащенных новыми технологиями, независимых СМИ, идущих в ногу с мировыми медиатрендами, влияет и на развитие системы журналистского образования.

Кроме того, некоторые страны все еще остаются в парадигме советского понимания системы журналистского образования, что приводит к неоправданному доминированию теоретических дисциплин в рамках учебного процесса (иногда с определенным идеологическим компонентом) над практическим подходом к подготовке будущих журналистов. Серьёзная трансформация и уход от этого возможны при условии быстрого проведения системных образовательных реформ. Но как правительства, так и топ-менеджмент университетов, не всегда к этому готовы. Поэтому одним из решений могут стать «маленькие шаги» на уровне факультетов/кафедр журналистики: обучение преподавателей; внедрение в образовательный процесс проектно-ориентированного и проблемно-ориентированного подходов (PBL), основанных на практике; налаживание контактов с медиаиндустрией и вовлечение студентов в рабочий редакционный процесс; отслеживание мировых медиатрендов.

Американский журналист Эрик Ньютон (Eric Newton), описывая изменения в системе журналистского образования и его будущего, выделил несколько направлений, над которыми надо работать университетам, а именно: 1) создавать университетские лаборатории новостей; 2) внедрять инновации: следить за новыми технологиями и использовать их в процессе обучения; 3) обучать студентов работать в команде: только в интегрированных небольших командах, состоящих из дизайнеров, программистов, журналистов и других специалистов рождаются современные медиапродукты; 4) наладить сотрудничество профессоров и практикующих профессиональных журналистов/редакторов.

Эти и другие шаги могут привести к постепенным, но более глобальным, изменениям в системе журналистского образования, в том числе и в Кыргызстане.

В чем заключаются главные проблемы журналистского образования?

Системные проблемы, серьезно тормозящие необходимые трансформации в системе журналистского образования, были выявлены в процессе оценки практического компонента журналистского образования в университетах Кыргызстана. Команда провела интервью с руководителями программ журналистики в пяти университетах: в Кыргызском государственном университете им. И. Арабаева (КГУ), Бишкекском государственном университете (БГУ), Кыргызском национальном университете им. Ж. Баласагына (КНУ), Кыргызско-российском славянском университете (КРСУ), Американском университете Центральной Азии (АУЦА). Также были проинтервьюированы редактора и журналисты ряда местных СМИ.

Проведенные опросы выявили, сотрудничают ли университеты с медиаиндустрией и каким образом; каково содержание учебных программ и включены ли в них практические предметы по журналистике; имеют ли университеты достаточные институциональные и технические возможности для подготовки журналистов.

Ключевой вывод состоит в том, что модель журналистского образования, предлагаемая государственными университетами Кыргызстана, устарелане отвечает современным требованиям медиаиндустрии и нуждается в трансформации. Ориентация на практический компонент существует формально (в учебных планах), но на практике доминируют теоретические дисциплины. Практические дисциплины также не ориентированы на обучение в условиях, приближенных к редакционным, а в большинстве случаев имеют достаточно большой теоретический компонент (например, акцент на теории жанров, а не на обучении навыкам работы в разных жанрах). Поэтому есть потребность в усилении практического компонента в процессе обучения будущих журналистов.

В журналистском образовании Кыргызстана доминирует гуманитарная составляющая: слишком большое внимание уделяется литературе и языкам (русскому, кыргызскому, либо английскому или другим иностранным), и в то же время такие предметы, как, новостная журналистка или журналистика данных, отсутствуют.

Частные университеты, созданные благодаря инвестициям из США или Турции, как, например, Американский университет Центральной Азии (АУЦА) или «Манас», строят процесс обучения по западным образовательным моделям и методикам. Они хорошо технически оснащены, имеют телевизионные и радиостудии. Но часто эти университеты больше внимания уделяют стратегическим коммуникациям и PR, а не журналистике.

Требует внимания и преподавательский состав журналистских образовательных программ. Низкая оплата труда и отсутствие достаточных условий для повышения квалификации снижает мотивацию преподавателей, что негативно влияет на качество обучения.

Еще одна проблема – это нехватка современной учебной литературы по журналистике, в первую очередь на кыргызском языке, которая бы отображала последние медиатренды и также была бы адаптирована к кыргызскому контексту. 

Также важно обратить внимание, что отсутствует такая профессиональная среда, которая бы стимулировала изменения на уровне университетского журналистского образования.

Главная проблема большинства университетов – это формальный подход к журналистскому образованию, заключающийся в строгом следовании требованиям аккредитации, но не потребностям медиаиндустрии и новым трендам развития медиа.

Обращает внимание негибкость образовательных программ государственных университетов (из-за аккредитационных требований и недостаточного финансирования).

По формальным критериям в большинстве учебных программ по журналистике присутствуют и теоретические (в том числе базовые), и практические дисциплины. Бóльший процент теории (70%) только в КРСУ. В остальных университетах либо 40% теории и 60% практики, либо по 50% (как оценивают сами университеты).

Но в некоторых университетах не преподают новостную журналистику, а ведь эта дисциплина должна быть базовой в обучении журналистов. И даже там, где есть практически ориентированные дисциплины, стоит вопрос качества преподавания. Существует серьезное несоответствие навыков и потребностей рынка. Работодатели сообщают о значительном дефиците необходимых навыков. Так, проинтервьюированные редактора СМИ критически отзывались о подготовке студентов факультетов журналистики. Они отмечали, что выпускники как раз не владеют полным набором профессиональных и других навыков, чтобы работать в редакциях сразу после окончания вуза. Большинство выпускников редакции вынуждены доучивать или переучивать, чтобы они могли работать хотя бы репортерами. В редакциях критически оценивают и специализированные знания, которые будущие журналисты получают в университетах. Так, редактора жаловались на то, что студентам-журналистам очень часто не хватает знаний о предмете, который они освещают. Для качественного освещения политики, экономики, банковской системы, системы здравоохранения и многих других сфер требуется серьезная подготовка. Соответственно роль университетов в такой подготовке – ключевая. Но в части кыргызских университетов, где проводилось интервьюирование, специализация отсутствует.

Такая ситуация – следствие того, что преподавание в кыргызских университетах по-прежнему сосредоточено на том, чтобы студенты получали знания (а не навыки), часто с устаревшим содержанием, не отвечающим мировым медиатрендам.

Методика подготовки будущих журналистов не направлена на приобретение практических навыков (в первую очередь собирать, обрабатывать и анализировать информацию; писать тексты или снимать сюжеты в разных жанрах, придерживаясь профессиональных этики и стандартов, и т.д.). Так, только в одном университете сказали, что их учебный план включает подход, который имитирует рабочие редакционные процессы.

Вместо этого в некоторых университетах присутствует понимание журналистики как продолжения литературы. Это ошибочное понимание профессии в ХХІ веке. Такой подход использовался в советское время, но сегодня он искажает методологические подходы работы с будущими журналистами. Выпускники университетов, которые стали редакторами и журналистами, также отмечают сильное влияние советского прошлого. А результаты обсуждения в фокус-группе показали, что в среде преподавателей журналистики присутствует определенная ностальгия по советскому прошлому.

Еше одна негативная тенденция – это плохое владение языками, в первую очередь кыргызским из-за слабого школьного образования. Поэтому некоторые университеты дополнительно вводят кыргызский язык. Но выпускников вузов, владеющих кыргызским языком на достаточном уровне, чтобы работать в кыргызоязычных СМИ, очень мало. На эту проблему также указывали редактора и журналисты во время интервью. Собственно, были жалобы и на степень владения русским языком.

Подытоживая перечень основных проблем в журналистском образовании Кыргызстана нельзя обойти стороной еще один вопрос – объединение программ по журналистике и по связям с общественностью. Между этими учебными курсами должен существовать четкий водораздел. Ведь у журналистов и специалистов по связям с общественностью – разные цели в профессиональной деятельности, соответственно, они должны владеть разными навыками, и их подготовка должна осуществляться по-разному. 

Можно ли изменить систему журналистского образования и как?

Даже при существующем забюрократизированном образовательном процессе, который не позволяет быстро трансформировать систему журналистского образования, изменения возможны при желании самих университетов.

В первую очередь, нужно уделить больше внимания практическому компоненту обучения будущих журналистов. Этому может помочь усиление партнерства университетов с редакциями СМИ и поиск оптимальных моделей сотрудничества. Также необходимо пересмотреть подходы к преподаванию отдельных дисциплин, в первую очередь практически ориентированных. Эта задача – краткосрочная и вполне посильная для университетов.

Но серьезная трансформация системы журналистского образования в Кыргызстане требует комплексных и долгосрочных решений.

В первую очередь речь идет о пересмотре внутренней системы мониторинга качества журналистского образования. Эффективная система мониторинга качества образования сильно влияет на образовательный процесс и заставляет университеты меняться. Построение такой системы требует комплексных изменений, в которые должно вовлекаться много стейкхолдеров, в том числе со стороны государства. Продвижение таких изменений – часто очень длительный процесс. Но университеты могут сделать самостоятельно первый шаг и пересмотреть внутреннюю университетскую систему мониторинга качества журналисткого образования. Нацеленность на результат (то есть на приобретение студентом практических навыков, а также знаний, применяемых потом в работе) должна быть в основе любых изменений. 

Совместно с построением новой ситемы мониторинга качества образования нужно модернизировать и учебные программы по специальности «Журналистика», а также создать условия для кооперации университетов и медиаиндустрии.

Еще одно направление, с которым нужно серьезно работать – это переквалификация преподавателей журналистики. Нужна сертифицированная учебная программа для повышения квалификации, которая должна включать: а) современную методику преподавания, основанную на проблемно- и проектно-ориентированных подходах (PBL); b) современные подходы к оцениванию знаний и навыков студентов-журналистов; c) методику дистанционного обучения; d) модели преподавания практических журналистских дисциплин; e) создание обучающих материалов в мультимедийных форматах.

Кстати, создание учебной литературы и обучающих материалов (в том числе в мультимедийных форматах) для будущих журналистов, а также и для самих преподавателей, которые бы отображали мировые медиатренды и учитывали местный контекст, – это еще один вызов и задача одновременно.

Также факультеты журналистики кыргызских государственных университетов очень сильно нуждаются в создании медиалабораторий, оснащенных современной техникой, и привлечении специалистов, которые умеют на ней работать. Не все университеты имеют свои теле- или радиостудии. А некоторые существующие сильно устарели и не отвечают современным требованиям медиаиндустрии (соответственно обучать на такой технике не имеет смысла). Конечно же эта проблема упирается в финансовый вопрос. Но ее хотя бы частично можно решить путем участия в разных международных проектах, направленных на развитие системы образования.

Но одна из самых важных и самых сложных задач – это создание развивающей профессиональной среды для преподавателей журналистики, которые и воспитывают новые поколения журналистов. Она требует не только достаточного финансирования (доступа к мировым платным научным базам, обучащим платформам и медиасервисам; участия в международных медиаконференциях, которые проходят в разных странах мира и т.д.), но и понимания, какой эта среда должна быть и какие задачи перед ней стоят в современном мире, «работающем» благодаря медиасреде. В этом смысле, преподавание журналистики может катализатором перемен практически всех аспектов общественной жизни и образовательного сектора.

 

Данная публикация подготовлена на основе исследования, проведенного в рамках проекта «Медиа диалог» при финансовой поддержке Европейского Союза. Её содержание является исключительной ответственностью авторов и проекта «Медиа Диалог» и не обязательно отражает позицию Европейского Союза или платформы Media School CABAR.asia.

https://school.cabar.asia/en/articles/zhurnalistskoe-obrazovanie-v-kyrgyzstane-problem-mnogo-no-pojetapnye-izmenenija-vozmozhny/