Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Ассоциация операторов связи КР выдвинула свои заключения относительно проекта постановления кабинета министров КР «Об определении ОАО «Кыргызтелеком» в качестве национального оператора связи по осуществлению деятельности передачи данных по международному транзиту трафика по каналам связи по территории КР».

Авторы предложения отмечают, что документ об определении «Кыргызтелекома» как монополиста по международному трафику в стране разработан в целях обеспечения совершенствования законодательства в сфере электрической связи, направленного на уменьшение доли теневого рынка, призван способствовать улучшению качества интернет-сервиса, развитию телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечению национальной безопасности, кибербезопасности и соблюдению национальных интересов.

С такой точкой зрения не согласны члены Ассоциации операторов связи, в которую входят крупные интернет-провайдеры, включая сам «Кыргызтелеком».

Что предлагается?

В проекте кабмина говорится следующее.

  • Определить ОАО «Кыргызтелеком» единым национальным оператором связи по осуществлению деятельности передачи данных по международному транзиту трафика по каналам связи по территории КР.
  • Министерству цифрового развития КР разработать правила осуществления деятельности передачи данных по международному транзиту трафика по каналам связи по территории КР.
  • Запретить физическим и юридическим лицам осуществлять деятельность передачи данных по международному транзиту трафика по каналам связи по территории КР.
  • Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление контроля исполнения решений президента и кабинета министров администрации президента КР.

Заключение Ассоциации операторов связи

Скорость и нарушения

АОС напоминает, что в соответствии с Законом «Об НПА» предусмотрены требования к проектам НПА: «Проект НПА подлежит отклонению в случае непредставления разработчиком обоснования, подготовленного на основе анализа регулятивного воздействия», а также требования к справке-обоснованию. Минцифры даже собирало кандидатуры в состав рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия (АРВ). «Но в справке-обосновании к проекту, направленному на согласование по госорганам и организациям, указано, что проведение АРВ к проекту не требуется. Таким образом, возникают сомнения в объективности органа-инициатора проекта», — указывают операторы связи.

Ассоциация предложила своих кандидатов еще 21 октября. Но 11 ноября на встрече с МЦР стало известно, что состав рабочей группы для проведения АРВ еще не утвержден.

По данным Ассоциации операторов связи, не были предоставлены тексты проекта с приложениями, а также не обозначена суть проблемы, из которой вытекает необходимость в разработке проекта. И все равно 12 ноября 2024 года Минцифры направило в госорганы на согласование законопроект с просьбой сделать заключение до 15 ноября.

Что нарушает проект постановления?

Пунктами 1 и 3 проекта предлагается следующее.

1. Определить открытое акционерное общество «Кыргызтелеком» единым национальным оператором связи по осуществлению деятельности передачи данных по международному транзиту трафика по каналам связи по территории КР.

3. Запретить физическим и юридическим лицам осуществлять деятельность передачи данных по международному транзиту трафика по каналам связи по территории КР.

По данным Ассоциации, данная инициатива противоречит статье 5 Конституции КР:

Статья 5. 1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части.

Кроме этого, данная инициатива противоречит статье 1 Закона «Об электрической связи»:

Статья 1. Принципы деятельности в области электросвязи

Деятельность в области электросвязи осуществляется на следующих принципах:

  • предоставление услуг электросвязи на основе конкуренции, частного предпринимательства и коммерческой самостоятельности;
  • отделение функций государства по разработке политики в области электросвязи и регулированию деятельности операторов и поставщиков услуг электросвязи от функций по эксплуатации сетей и предоставлению услуг электросвязи;
  • создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в отрасли электросвязи;
  • равный доступ всех юридических и физических лиц к сетям и услугам электросвязи общего пользования.

Также вышеуказанные пункты проекта противоречат статье 9 Закона «О конкуренции», которая предусматривает: «Госорганам и органам МСУ запрещается принимать акты или действия, ограничивающие самостоятельность хозсубъектов, создающие дискриминацию или преимущества, если это приводит к ограничению конкуренции или ущемлению их интересов, включая необоснованное препятствование их деятельности».

При этом, отмечают в АОС, в соответствии с Законом «О естественных монополиях в КР» ОАО «Кыргызтелеком» не относится к субъекту естественной монополии в части передачи данных.

Ассоциация операторов связи подчеркивает, что пункты 1 и 3 также противоречат нормам Закона КР «О лицензионно-разрешительной системе». В статье 15 указано, что:

  • деятельность в области передачи данных является лицензируемым видом деятельности. Таким образом, операторы в области передачи данных и имеющие лицензию на данный вид деятельности вправе осуществлять ее в полной мере.

В вышеуказанном же законе не предусмотрено, что решение кабмина является основанием для приостановления либо прекращения действия лицензии.

Что не так с АРВ?

В соответствии с методикой проведения АРВ при разработке НПА необходимо:

  • определить и сформулировать цель регулирования, которая направлена на решение выявленных проблем. Цель должна быть реальной и достижимой;
  • определить перечень количественных и/или качественных индикаторов, которые применяются для оценки прогресса в достижении цели;
  • разработать состав задач, которые обеспечивают достижение цели и решение проблем;
  • определить взаимосвязь между задачами и решаемыми проблемами, разработать соответствующие нормы регулирования с описанием предлагаемых запретов и/или ограничений, или их упрощения отмены.

Однако приложенная к проекту справка-обоснование не содержит информации о выявленной проблеме, а также описывает цели, не относящиеся к предлагаемому ограничению и запрету.

Ассоциация операторов связи обращает внимание на следующие факты, в соответствии с которыми вышеуказанные цели не являются основанием для инициирования данного проекта постановления, а именно:

  • обеспечение совершенствования законодательства в сфере электрической связи — на сегодняшний день в Кыргызстане в целях обеспечения совершенствования законодательства в сфере электрической связи разработан проект Цифрового кодекса КР, который находится на рассмотрении Жогорку Кенеша;
  • уменьшение доли теневого рынка — оплата услуг передачи данных и доступа в интернет в КР на 99% проходит в безналичной форме, что подразумевает отсутствие теневого рынка;
  • улучшение качества интернет-сервиса — высокое качество услуг связи и низкий уровень цен на услуги доступа в интернет в Кыргызстане достигаются благодаря высокой конкуренции в стране (Кыргызстан оказался в списке стран с самым дешевым безлимитным интернетом и расположился на 15-м месте — $13,4 в месяц). Монополизация внешних каналов доступа в интернет в Кыргызстане приведет к удорожанию услуги доступа в интернет для конечных пользователей жителей Кыргызстана, а также приведет к ухудшению качества услуг доступа в интернет;
  • развитие телекоммуникационной инфраструктуры — развитие телекоммуникационной инфраструктуры в стране происходит за счет собственных средств телекоммуникационных компаний;
  • обеспечение нацбезопасности, кибербезопасности и соблюдение нацинтересов — нацбезопасность, кибербезопасность и соблюдение нацинтересов в Кыргызстане реализовываются через НПА, включая Закон «О нацбезопасности» и другие.

*****

По информации АОС, на конец I квартала 2022 года на рынке связи зарегистрировано в реестре 340 оператора электросвязи, владеющих 520 лицензиями.

Либеральный подход к развитию сферы связи позволил операторам связи иметь самостоятельную политику по организации международных соединений для пропуска трафика, тем самым обеспечивая тарифную конкуренцию и наличие альтернативных маршрутов.

На сегодняшний день покрытие мобильной связью населенной территории страны составляет 98,1% (по технологии 2G). Протяженность ВОЛС в республике следующая:

Данные на конец I квартала 2024 года Общая протяженность построенных и принятых в эксплуатацию ВОЛС (км): Из них магистральных линий связи (км)
Всего в КР 55 815 15 377
по Чуйской области 24 637 4 661
по Таласской области 2 346 826
по Ошской области 8 972 2 411
по Джалал-Абадской области 7 240 2 563
по Баткенской области 3 692 1 328
по Иссык-Кульской области 5 802 1 931
по Нарынской области 3 126 1 657
Бишкек 13 516

АОС также считает, что монополизация внешних каналов доступа в интернет приведет к сокращению темпов развития телекоммуникационной инфраструктуры. Операторы связи, которые ранее инвестировали значительные средства на прокладку магистральных линий связи, а также на организацию международных стыков, понесут колоссальные убытки.

https://kaktus.media/513196