Неофициальный перевод.
Мандаты Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, Рабочей группы по произвольным задержаниям, Специального докладчика по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций и Специального докладчика по вопросу о положении правозащитников
Ref.: AL KGZ 1/2024
Ваше Превосходительство,
Имеем честь обратиться к Вам в своем качестве Специального докладчика по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций, Рабочей группы по произвольным задержаниям, Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение и Специального докладчика по вопросу о положении правозащитников в соответствии с резолюциями Совета по правам человека 52/9, 51/8, 50/17 и 52/4.
В связи с этим мы хотели бы довести до сведения Правительства Вашего Превосходительства полученную нами информацию о предполагаемых преследованиях независимых СМИ в Кыргызстане, включая обыски в офисах нескольких независимых информационных агентств и в домах журналистов, а также ареста связанных с ними сотрудников СМИ и журналистов.
24.KG является независимым информационным агентством, расположенным в городе Бишкек. Это одно из крупнейших частных информационных агентств Кыргызстана, известное своими репортажами о коррупции, критикой Правительства и сатирой. Г-жа Асель Оторбаева является генеральным директором 24.KG, а г-жа Махинур Ниязова и г-н Антон Лымарь — главными редакторами издания.
Temirov Live является независимым новостным каналом, который освещает предположительные случаи коррупции в Кыргызстане. Его основал удостоенный премии журналист-расследователь коррупции и правозащитник г-н Болот Темиров, который в результате своей журналистской деятельности, касающейся коррупции в стране, был привлечен к уголовной ответственности, лишен гражданства и депортирован из Кыргызстана в 2022 году.
Kloop Media — кыргызский новостной сайт, основанный в 2007 году и состоящий в большинстве своем из студентов и выпускников Школы журналистики Общественного фонда Kloop Media. Это независимое СМИ, зарегистрированное как общественный фонд, занимающийся развитием журналистики и повышением политического сознания молодежи. Он известен тем, что публикует репортажи о предполагаемых фактах коррупции в государственных органах и проводит обучение национальных и международных журналистов методам фактчекинга (проверки фактов) и расследований. Kloop Media также является партнером Проекта по освещению организованной преступности и коррупции (OCCRP) Глобальной сети журналистов-расследователей, в рамках которого часто публикует материалы с критикой органов власти Кыргызской Республики. 27 октября 2023 года мы заявили о своей обеспокоенности в связи с судебным преследованием, угрозой закрытия и блокировкой сайта Kloop Media. Мы с сожалением отмечаем, что не получили ответа от Правительства Вашего Превосходительства на это письмо (AL KGZ 5/2023).
Согласно полученной информации:
24.KG
15 января 2024 года примерно в 10.40 утра в офисе 24.KG в Бишкеке был проведен обыск сотрудниками Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана. Примерно в 11 часов утра в офис приехали четыре адвоката 24.KG. Только один из четырех адвокатов был допущен внутрь примерно в 12.30, когда обыск был почти завершен, таким образом, директор, редакторы и сотрудники 24.KG были лишены доступа к квалифицированной юридической помощи во время проведения обыска. После обыска г-жа Оторбаева, г-жа Ниязова и г-н Лымарь были доставлены в здание ГКНБ, где в течение четырех часов допрашивались в качестве свидетелей. Согласно сообщениям, в течение первых 40 минут допроса, как утверждается, по крайней мере одному из журналистов препятствовали в доступе к адвокату. После того, как их отпустили, трое журналистов заявили, что не могут сообщить подробности допроса, поскольку от них потребовали подписать соглашение о неразглашении, предположительно без необходимого письменного обоснования, которое должно быть предоставлено следователем относительно того, какая именно информация не может быть разглашена, на каких основаниях и в течение какого периода времени будет действовать такое ограничение..Во время обыска сотрудники ГКНБ изъяли мобильные телефоны, компьютеры, ноутбуки, электронные носители информации и другие материалы и оборудование, принадлежащие агентству и его сотрудникам. Личные гаджеты и все офисное оборудование были изъяты ГКНБ в качестве вещественных доказательств. Сотрудники ГКНБ отправили остальных работников и журналистов агентства по домам и опечатали офис.
Как утверждается, обыск был проведен на основании постановления следственного судьи Первомайского районного суда г. Бишкек от 9 января 2024 года. Согласно утверждениям, обыск был проведен в рамках уголовного дела по части I статьи 407 Уголовного кодекса Кыргызской Республики «Пропаганда войны» в связи с освещениями событий войны в Украине. Это обвинение предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет или наложения крупного штрафа. Уголовное дело было возбуждено на основании результатов лингвистической экспертизы, проведенной по заказу ГКНБ в сентябре 2023 года, однако, дата возбуждения уголовного дела остается неизвестной. В ходе экспертизы были проанализированы фрагменты статьи на сайте 24.KG и сделан вывод, что она «подстрекает людей к участию в войне на стороне Украины». Директору, редакторам и адвокатам 24.KG не были предоставлены копии государственной экспертизы, с ними разрешили ознакомиться только в день проведения обыска. С 26 февраля 2024 года следователь ГКНБ отклонял ходатайство защитников о получении копии данного экспертного заключения, поскольку, как было заявлено, Уголовно-процессуальный кодекс не предоставляет такого права лицам, допрашиваемым в качестве свидетелей в рамках уголовного расследования.
22 января 2024 года следователь ГКНБ отказал в удовлетворении ходатайства директора 24.KG г-жи Оторбаевой, в котором она просила следователя предоставить доступ сотрудникам 24.KG в опечатанный офис для продолжения работы. Адвокаты 24.KG обжаловали постановление следователя об опечатывании офиса в Первомайский районный суд.6 февраля 2024 года Первомайский районный суд вернул жалобу адвокатов. 19 февраля 2024 года Бишкекский городской суд отказал в удовлетворении жалобы 24.KG, которой оспаривалось решение Первомайского районного суда относительно постановления старшего следователя ГКНБ от 22 января 2024 года.
6 февраля 2024 года Первомайский районный суд отказал в удовлетворении жалобы адвоката 24.KG, в которой оспаривалась законность и обоснованность обысков, проведенных сотрудниками ГКНБ в офисе 24.KG 15 января 2024 года. Первомайский районный суд постановил, что несмотря на то, что трем адвокатам 24.KG было отказано в доступе (в оказании юридической помощи) в офис через 20 минут после обыска, тот факт, что один адвокат подписал протокол обыска, означает, что жалоба 24.KG является необоснованной.
6 февраля 2024 года Первомайский районный суд также отказал в удовлетворении жалобы г-жи Оторбаевой, в которой она ставила под сомнение законность и обоснованность действий следователя ГКНБ, обязавшего ее после допроса в качестве свидетеля по зарегистрированному уголовному делу, подписать соглашение о неразглашении. Это соглашение запрещало ей распространять информацию по досудебному производству. Следственный судья постановил, что никаких признаков принуждения или давления на г-жу Оторбаеву со стороны следователя ГКНБ не было, и что 15 января 2024 года следователь якобы вынес мотивированное решение относительно обязательства о неразглашении информации, сделав вывод о том, что положения Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики не были нарушены.
29 февраля 2024 года Бишкекский городской суд отказал в удовлетворении двух апелляционных жалоб адвоката 24.KG о законности и обоснованности ранее принятых решений/действий следователя ГКНБ. В жалобах оспаривались решения Первомайского районного суда от 6 февраля.
Как сообщается, до судебного заседания следователь ГКНБ, предположительно при поддержке прокурора Бишкекской городской прокуратуры, обратился к судьям с ходатайством о рассмотрении жалоб адвоката 24.KG в закрытом судебном заседании. 29 февраля судебная коллегия Бишкекского городского суда частично удовлетворила это ходатайство, предписав общественности покидать зал суда только во время представления аргументов следователем ГКНБ.
Уголовные дела в отношении 11 журналистов и представителей СМИ
В период с 6 по 8 утра 16 января 2024 года следователи Главного следственного управления МВД провели обыски в домах журналистов и сотрудников Temirov Live и его дочернего проекта «Айт Айт Десе» в Бишкеке, в том числе директора Temirov Live г-жи Махабат Тажибек кызы, репортера Temirov Live г-жи Айке Бейшекеевой, оператора г-на Акыла Орозбекова, журналиста «Айт Айт Десе» г-на Сапара Акунбекова, а также г-на Азамата Ишенбекова, акына, сотрудничаюшего с «Айт Айт Десе». Обыск также был проведен в домах шести бывших сотрудников Temirov Live, в том числе г-на Актилека (Мааданбека) Капарова, г-на Тыныстана Асыпбекова, г-на Сайпидина Султаналиева, г-на Максата Тажибек уулу и г-на Жумабека Турдалиева. Как сообщается, причины обысков, изъятия оборудования и последующих фактических арестов не были разъяснены, и адвокаты не присутствовали при проведении этих следственных действий.
Согласно сообщениям, примерно в 10.30 утра сотрудники милиции доставили г-жу Тажибек кызы в офис Temirov Live, где провели обыск, а примерно в 12.00 конфисковали компьютерное оборудование и опечатали офис в отсутствие адвоката. Как сообщается, один из сотрудников правоохранительных органов, проводивших обыск, заявил представителям СМИ, что г-жа Тажибек кызы отказалась от помощи адвоката. Впоследствии г-жа Тажибек кызы заявила, что она не отказывалась от адвоката. Согласно сообщениям, обыск и задержание г-жи Тажибек кызы связаны с репортажами Темиров Live и «Айт Айт Десе», касающимися Министра внутренних дел и члена Парламента. В 12.40 адвокат г-жи Тажибек кызы сообщил, что не может добиться допуска к своей подзащитной, которая была доставлена в следственную службу МВД для допроса.
После обысков примерно в 9-10 часов утра других упомянутых выше журналистов забрали в Главное управление внутренних дел г. Бишкек и допросили в качестве свидетелей. Их адвокаты, как сообщается, получили информацию о фактических арестах от третьих лиц. Впоследствии в течение нескольких часов доступ нескольких адвокатов в здание управления внутренних дел был затруднен, поскольку адвокаты не могли связаться с соответствующими следователями, которые должны были предоставить им доступ в здание. В связи с тем, что первые допросы журналистов днем 16 января 2024 года проводились в статусе свидетелей, они, как сообщается, не были ознакомлены со своими правами, и, кроме того, они не могли воспользоваться правом не давать показания против себя и не могли отказаться от допроса.
Утверждается, что постановления о задержании в качестве подозреваемых на 48 часов были оформлены только после 21:00 16 января 2024 года, причем в них предположительно не указывалось точное время фактического задержания, которое имело место ранее утром того же дня.
Как сообщается, во всех постановлениях указано, что задержание в качестве подозреваемых проводилось согласно пункту 1 части 2 статьи 96 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, который допускает задержание лиц в качестве подозреваемых только в том случае, если «лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения». Некоторые адвокаты до сих пор не получили копии протоколов обыска и изъятия, а некоторые из них, согласно заявлениям, были вынуждены подписать соглашения о неразглашении.
Согласно пресс-релизу Министерства внутренних дел, опубликованному утром 16 января 2024 года, обыски и задержания были произведены по обвинению в «призывах к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и массовым беспорядкам, а равно призывах к насилию над гражданами», что влечет за собой уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет.
Министерство внутренних дел также сообщило, что 30 декабря 2023 года в ходе мониторинга социальных сетей «Айт Айт Десе» и Temirov Live следователи МВД обнаружили видеообращения г-жи Тажибек кызы, содержащие призывы к массовым беспорядкам. В связи с этим 12 января 2024 года Министерство внутренних дел назначило судебную лингвистическую экспертизу, в ходе которой Судебно-экспертной службой при Министерстве юстиции Кыргызской Республики было установлено, что видеообращения г-жи Тажибек кызы «содержат признаки призывов к акциям протеста и массовым беспорядкам». По результатам данной государственной судебной лингвистической экспертизы было возбуждено уголовное дело.
Как сообщается, официальные обвинения и протоколы, касающиеся задержанных журналистов и сотрудников СМИ в качестве обвиняемых, были предъявлены следователями в течение дня 17 января 2024 года.
17 января 2024 года примерно в 18.30 все задержанные журналисты и сотрудники СМИ были доставлены в Первомайский районный суд. На судебные заседания были допущены только родственники. СМИ в зал суда не пускали.
17 января 2024 года около 22:00 Первомайский районный суд Бишкека подтвердил законность всех задержаний и избрал меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца в отношении всех задержанных журналистов в качестве обвиняемых по уголовному делу, расследуемому по части 3 статьи 278 Уголовного кодекса.
Как сообщается, следственные судьи Первомайского районного суда не установили точное время фактических задержаний и не проверили доводы адвокатов, указывающих на процессуальные нарушения при задержании. Всеми судебными решениями в полном объеме удовлетворены ходатайства следователей МВД, поддержанные прокурорами прокуратуры Первомайского района г. Бишкек, которые использовали тяжесть вменяемого преступления в качестве основной причины для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
Утверждается, что тот факт, что некоторые из задержанных журналистов не работали в Temirov Live и «Айт Айт Десе» в период появления материалов, послуживших обстоятельством для задержания журналистов, равно как их возраст, состояние здоровья, наличие несовершеннолетних детей или других иждивенцев, а также тот факт, что никто из них ранее не привлекался к уголовной ответственности, согласно сообщениям, также не были приняты судом во внимание. Наконец, в судебных решениях не исследованывопросы о том, могут ли обвиняемые скрыться от следственных органов или каким-то иным образом препятствовать следствию, если в отношении них будет избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы.
Сообщается, что в период с 16 января 2024 года по 29 января 2024 года журналисты содержались в изоляторе временного содержания (ИВС), находящимся в ведении Министерства внутренних дел, несмотря на нормы национального законодательства, обязывающие следственные органы переводить задержанных в следственный изолятор (СИЗО) при Государственной службе исполнения наказаний (при Министерстве юстиции), сразу же после вынесения судом постановления о заключении под стражу. Условия содержания в изоляторе временного содержания предположительно не подходят для длительного содержания, что было отмечено Национальным центром по предупреждению пыток после двух профилактических мониторинговых посещений задержанных журналистов. Передача лиц, содержащихся под стражей до суда другому государственному органу, не участвующему в досудебном производстве, является важной гарантией защиты от жестокого обращения, которое может быть применено к задержанным. Как сообщается, жалобы нескольких адвокатов на это нарушение не были рассмотрены Генеральной прокуратурой.
Во время содержания под стражей в ИВС в течение 12 дней, задержанные журналисты предположительно подвергались незаконным допросам следователями МВД и требованиям предоставить коды доступа к ранее изъятому оборудованию.
В ходе открытых судебных слушаний, состоявшихся в период с 1 по 6 февраля 2024 года, Бишкекский городской суд отказал в удовлетворении всех апелляционных жалоб, поданных 11 журналистами и их адвокатами, которые оспаривали законность их задержания и меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца. Согласно сообщениям все доводы адвокатов о процессуальных нарушениях при проведении обысков в частных домах и офисе Temirov Live, а также при изъятии оборудования и документов, последующем задержании и расследовании, включая непредоставление следователями необходимых копий процессуальных документов о проведенных обысках, не были должным образом рассмотрены коллегией в составе трех судей. Прокуроры, как сообщается, не обратили внимания ни на один из аргументов адвокатов, включая ссылки на личные обстоятельства задержанных.
Во время этих отдельных апелляционных слушаний 11 журналистов и сотрудников СМИ были лично доставлены в зал суда. Несколько журналистов были доставлены и выведены из зала суда в наручниках, а во время всех слушаний по делу они находились под усиленным конвоем. Все журналисты содержались в клетке, а некоторым из них не разрешалось физически контактировать с родственниками, присутствовавшими в зале суда.
29 января 2024 года заместитель председателя Кабинета министров в радиоинтервью назвал недавние аресты журналистов и работников СМИ «воспитательным процессом». Он также подчеркнул приверженность Кыргызстана свободе слова. Это заявление было сделано в продолжение высказываний Президента о том, что арестованные журналисты «не профессионалы, а блогеры, которые пользуются соцсетями и безответственно публикуют различные сведения, в том числе представляющие угрозу национальной безопасности страны».
7 февраля 2024 года Президент заявил, что свобода слова не находится под давлением, и что «идет активная пропаганда со стороны НПО и независимых СМИ и они сеют смуту, пропагандируя то, что не соответствует нашему менталитету и традициям».
По состоянию на 26 февраля 2024 года, как сообщается, все жалобы адвокатов на нарушение процессуальных прав их клиентов были отклонены ведущим следователем МВД и судами.
12 марта 2024 года Первомайский районный суд Бишкека провел короткое судебное заседание по пересмотру меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении задержанных представителей СМИ. Господа Турдалиев, Орозбеков и Акунбеков были освобождены на строгих условиях под домашний арест и запрет покидать страну. Мера пресечения в отношении остальных представителей СМИ была продлена судом еще на два месяца. Как сообщается, ходатайство следователей от 6 марта 2024 года о продлении меры пресечения в виде заключения под стражей в отношении остальных журналистов не было предоставлено адвокатам журналистов до начала судебного заседания. Адвокаты будут обжаловать это решение.
Kloop Media / Клооп Медиа
9 февраля 2024 года Октябрьский районный суд Бишкека вынес решение о ликвидации общественного фонда Kloop Media, удовлетворив иск прокуратуры города Бишкек, поданный в августе 2023 года.
В ходе предыдущих судебных заседаний по этому гражданскому делу суд изучил показания экспертов Государственной судебно-экспертной службы, на основании которых прокуратура подала иск о ликвидации фонда Kloop Media. Согласно широко распространенной информации, эти эксперты проводили первоначальные экспертизы в рамках зарегистрированного уголовного дела по статье 327 Уголовного кодекса «Публичные призывы к насильственному захвату власти». По сообщениям первоначально эти экспертизы проводились по запросу ГКНБ. Те же эксперты провели повторные судебные экспертизы по ходатайству прокуратуры г. Бишкек, заявленному в ходе рассмотрения гражданского иска 12 декабря 2023 года. Суд назначил новую лингвистическую и повторную психолого-психиатрическую экспертизы.
В ходе судебного заседания 27 января 2024 года адвокаты общественного фонда Kloop Media заявили, что в кыргызской версии Гражданского кодекса отсутствуют правовые основания для гражданского иска прокуроров с требованием о ликвидации фонда Kloop Media. Адвокаты просили суд направить официальный запрос в Парламент Кыргызской Республики на толкование статьи 96 ч. 2 п. 3 Гражданского кодекса. Судья отказал в удовлетворении этого ходатайства.
В ходе слушаний 5 февраля 2024 года были допрошены два эксперта-психиатра и два эксперта-лингвиста. Два специалиста лингвистической экспертизы, назначенной судом в декабре 2023 года, заявили, что не нашли в статьях Kloop Media никаких призывов, подстрекающих к неполноценности или враждебности одной этнической или социальной группы по отношению к другой. Как сообщается, заключения экспертов-лингвистов свидетельствуют об отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела.
Один из двух допрошенных психиатров, подготовивших заключение психолого-психиатрической экспертизы, заявил, что не был в составе авторов, подготовивших психолого-психиатрическое экспертное заключение, а был руководителем группы экспертов и лишь поставил свою подпись под экспертным заключением. В связи с этим он заявил, что не может ответить на вопросы адвоката ответчика.
Во время устных показаний второй эксперт-психиатр заявил, что репортажи Kloop Media были «социально безответственными» и «привели к росту психических заболеваний в стране». Он также заявил, что «СМИ в целом своей работой способствуют росту психически больных в Кыргызстане».
Слушания начались в 16.15 и продолжались до 19.40, несмотря на ходатайство юристов Kloop Media о переносе слушаний в связи с окончанием официального времени работы суда. Кроме того, судья предположительно не предупредил экспертов об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, заявив, что ранее у них уже была отобрана подписка об уголовной ответственности и нет необходимости повторять ее на суде.
В начале слушаний 9 февраля 2024 года прокурор подал ходатайство об отмене недавней перерегистрации Kloop Media (она была проведена Министерством юстиции в декабре 2023 года на основании заявления общественного фонда Kloop Media и обновленного устава с новым составом учредителей), а также запретить любые дальнейшие действия, направленные на будущую перерегистрацию общественного фонда Kloop Media. Судья частично удовлетворил ходатайство прокурора, заявив, что последняя перерегистрация остается в силе, но любая будущая перерегистрация должна быть запрещена.
В ходе последующего допроса трех психологов (свидетелей-экспертов) один из них заявил, что «Kloop Media получал деньги от Запада, а значит, выполнял заказы Запада» и что «в Кыргызстане — светском государстве не должно быть критики власти». Все эти эксперты под нажимом адвоката Kloop Media признались, что никогда не читали ни одного из репортажей Kloop Media.
В ходе тех же слушаний представитель Министерства юстиции подтвердил, что Kloop Media зарегистрирован как фонд, а не как средство массовой информации, и, следовательно, не имеет права выпускать медиа-контент.
В ходе обоих слушаний 5 и 9 февраля 2024 года было установлено, что ни один из пяти экспертов, проводивших совместную психолого-психиатрическую экспертизу, не имеет необходимых официальных сертификатов Министерства юстиции. Более того, ни один из пяти допрошенных экспертов не предоставил никаких статистических данных или веских доказательств, основанных на прошлых исследованиях, для подтверждения своих утверждений и выводов о вредном воздействии статей Kloop Media на население Кыргызстана. Однако в ходе обоих слушаний прокурор утверждал, что все эксперты дали «четкие ответы на все вопросы адвокатов ответчика».
Поздно вечером 9 февраля 2024 года судья вынес решение о ликвидации фонда Kloop Media в качестве общественного фонда в соответствии с законом «О некоммерческих организациях», а официальным ликвидатором назначил сотрудника отдела налоговой службы Октябрьского района г. Бишкек. Адвокат Kloop Media планирует подать апелляционную жалобу в Бишкекский городской суд. Юристы Kloop до сих пор не получили подробный протокол судебного заседания от 9 февраля.
В то же время в Административном суде г. Бишкек рассматривается дело по административному иску фонда Kloop Media в отношении двух решений Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики от сентября 2023 года об удалении одной статьи с сайта Kloop и блокировке самого сайта в соответствии с Законом «О защите от недостоверной (ложной) информации». Министерство культуры сослалось на закон о ложной информации в связи с жалобой ГКНБ, в которой утверждалось, что статья Kloop Media о якобы бесчеловечном обращении с одним из задержанных в рамках расследуемых ГКНБ дел является ложной и подрывает репутацию ГКНБ.
20 февраля 2024 года предварительные слушания по этому делу были завершены. Судья удовлетворил ходатайство Министерства культуры о переносе судебного разбирательства для подготовки к защите и отложил слушания до 18 марта 2024 года.
Мы не хотели бы делать предварительных выводов относительно достоверности вышеупомянутых обвинений, однако мы обеспокоены тем, что преследование независимых журналистов и информационных агентств, по-видимому, является прямым следствием их независимых журналистских расследований. Мы обеспокоены тем, что данные заявления происходят в контексте широкого ряда судебных дел и ограничений, направленных против независимых СМИ в Кыргызстане, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на журналистов, независимые СМИ и правозащитников, опасающихся, что они не смогут реализовать свои права на свободу выражения мнения, мирных собраний и ассоциаций и осуществлять свою законную деятельность, не подвергаясь запугиванию или репрессиям.
Мы обеспокоены тем, что эта очередная серия обысков серьезно подрывает свободу СМИ в стране, где в связи с реформами уже приняты ограничения, касающиеся свободы выражения мнений, а также в связи с судебными преследованиями и обысками в отношении независимых СМИ, о которых мы ранее сообщали Правительству Вашего Превосходительства. (AL KGZ 5/2023, OL KGZ 4/2023, OL KGZ 3/2023, AL KGZ 3/2022, AL KGZ 1/2022). В этом контексте мы приветствуем недавнее решение Президента отозвать законопроект «О средствах массовой информации» из Парламента для дальнейшей доработки. Мы призываем к полному соблюдению международных норм и стандартов, касающихся свободы выражения мнений в свете наших предыдущих сообщений, а также рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии Совета Европы.
Что касается ареста и слушаний на стадии досудебного производства в отношении 11 вышеупомянутых журналистов, представляющих организации Temirov Live и «Айт Айт Десе», мы выражаем обеспокоенность по поводу возможных нарушений международного права прав человека. Мы напоминаем Правительству Вашего Превосходительства об обязательствах, в частности, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, который гласит, что «каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону» (пункт 2 статьи 14) и «содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд» (пункт 3 статьи 9). Что касается обстоятельств ареста и продолжающегося судебного разбирательства в отношении вышеупомянутых журналистов, мы напоминаем Правительству Вашего Превосходительства о его обязательстве в соответствии со статьей 14 обеспечить каждому право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, и право каждому на эффективную юридическую помощь.
Мы также выражаем обеспокоенность конфискацией оборудования в офисах 24.KG и Temirov Live во время вышеупомянутых обысков, поскольку это может привести к раскрытию конфиденциальных источников и информации. Мы также обеспокоены тем, что офисы 24.KG были опечатаны, а их сотрудникам было отказано во входе, что значительно затрудняет выполнение ими своей работы.
Наконец, мы обеспокоены тем, что решение о ликвидации Kloop Media является серьезным ударом по независимым СМИ в Кыргызстане. В дополнение к нашим предыдущим озабоченностям, высказанным в документе AL KGZ 5/2023, мы обеспокоены тем, что применяемая процедура, как представляется, не соответствует требованию соблюдения надлежащей правовой процедуры.
В связи с вышеуказанными предположительными фактами и обеспокоенностью просьба ознакомиться с Приложением «Ссылки на международное право в области прав человека», прилагаемым к настоящему письму, в котором приводятся международные документы и стандарты в области прав человека, имеющие отношение к этим утверждениям.
Поскольку в соответствии с мандатом, предоставленным нам Советом по правам человека, мы должны стремиться разъяснять вопросы, поставленные перед нами, мы были бы признательны за предоставление Ваших замечаний по следующим вопросам:
- Просим предоставить любую дополнительную информацию и/или комментарии, которые могут быть у Вас в связи с вышеупомянутыми утверждениями.
- Просим предоставить информацию о юридических и фактических основаниях, оправдывающих обыск в офисе 24.KG и последующий фактический арест и допрос в качестве свидетелей г-жи Асель Оторбаевой, г-жи Махинур Ниязовой и г-на Антона Лымаря, а также о продолжающемся уголовном расследовании, обвиняющем СМИ 24.KG в пропаганде войны.
- Просим предоставить информацию о юридических и фактических основаниях, оправдывающих обыск в офисе Temirov Live и домах действующих и бывших сотрудников. Просим разъяснить правовые и фактические основания для ареста и заключения под стражу на 2 месяца, 11 журналистов, работающих в информационном агентстве.
- Просим предоставить подробную информацию о законности решения Министерства культуры блокировать сайт Kloop Media и о соответствии этого решения обязательствам Кыргызстана по международному праву прав человека, в частности, статьям 19 и 22 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), касающимся свободы выражения мнения и свободы ассоциации.
- Просим предоставить информацию относительно принятых Правительством Вашего Превосходительства мер в целях обеспечения того, чтобы представители гражданского общества и правозащитники в Кыргызстане, включая тех, кто занимается вопросами борьбы с коррупцией, могли осуществлять свои права на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций и осуществлять свою мирную и законную деятельность, не опасаясь запугиваний, преследований, необоснованных ограничений или репрессий.
Будем признательны за предоставление ответа в течение 60 дней. По истечении этого срока данное сообщение, а также любой ответ, полученный от Правительства Вашего Превосходительства, будут опубликованы на вебсайте в разделе сообщений. Впоследствии они также будут включены в обычный доклад, представляемый Совету по правам человека.
Кроме того, мы хотели бы сообщить Правительству Вашего Превосходительства, что после передачи Правительству информации, содержащейся в настоящем сообщении, Рабочая группа может рассмотреть дело в рамках своей обычной процедуры с целью вынесения мнения о том, являлось ли лишение свободы произвольным или нет. Настоящее сообщение никоим образом не предвосхищают мнение, которое может быть принято Рабочей группой. Правительству предлагается представлять отдельные ответы на письмо с утверждениями и в связи с обычной процедурой.
В ожидании ответа мы настоятельно призываем принять все необходимые промежуточные меры для прекращения предполагаемых нарушений и предотвращения их повторного совершения, а в случае если расследования подтвердят или установят правдивость утверждений, обеспечить привлечение к ответственности любого лица (лиц) за предполагаемые нарушения.
Пожалуйста, примите заверения в нашем высочайшем уважении.
Ирен Хан
Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение
Мэтью Гиллетт
Заместитель председателя по коммуникациям, Рабочая группа по произвольным задержаниям
Клеман Ньялетсосси Вуль
Специальный докладчик по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций
Мэри Лоулор
Специальный докладчик по вопросу о положении правозащитников
Приложение
Ссылки на международное право в области прав человека
В связи с вышеупомянутыми фактами и озабоченностями мы хотели бы обратить внимание Правительства Вашего Превосходительства на следующие стандарты в области прав человека: мы хотели бы сослаться на статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), к которому Кыргызская Республика присоединилась 7 октября 1994 года и которая гарантирует право на свободу мнений и их свободное выражение. Статья 19 требует от государств гарантировать право на свободу выражения мнений, включая свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи. Согласно толкованию Комитета по правам человека в Замечании общего порядка № 34 (CCPR/C/GC/34) к такой информации и идеям, в частности, относятся политические выступления, комментарии на политические темы, обсуждение вопросов прав человека, журналистская деятельность (пункт 11). Свободная, не подлежащая цензуре и ограничениям пресса, или другие средства информации должны иметь возможность комментировать государственные вопросы без контроля или ограничений и информировать о них общественность, а общественность в свою очередь имеет право получать продукт деятельности средств информации (пункт 13).
Мы хотели бы также напомнить Правительству Вашего Превосходительства о резолюции 12/16 Совета по правам человека (A/HRC/RES/12/16), в которой Совет по правам человека выражает свою обеспокоенность в связи с тем, что по-прежнему происходят, зачастую оставаясь безнаказанными, нарушения прав на свободу мнений и их свободное выражение, включая произвольные задержания, пытки, запугивания, преследования и притеснения, угрозы и акты насилия, все более широкие нарушения положений законодательства о слежке, обысках, конфискации и цензуре, направленные против лиц, которые осуществляют, стремятся поощрять или защищать эти права, включая правозащитников. В резолюции 12/16 Совет по правам человека призывает государства уважать и обеспечивать соблюдение этих прав, принимать все необходимые меры для пресечения нарушений этих прав, привлекать к ответственности виновных и обеспечивать, чтобы жертвы нарушений этих прав имели в своем распоряжении эффективное средство правовой защиты.
В этой связи, как указал Комитет по правам человека, преследование людей за осуществление ими права на свободу выражения мнения, в том числе путем произвольного ареста, пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и насильственных исчезновений, несовместимы с МПГПП[1]. Согласно Замечанию общего порядка № 35[2] Комитета по правам человека и практике Рабочей группы по произвольным задержаниям, арест или задержание человека в качестве наказания за законное осуществление прав, гарантированных МПГПП, включая свободу мнения и выражения, является произвольным. Мы хотели бы также напомнить Правительству Вашего Превосходительства, что право оспаривать законность задержания в суде, закрепленное в статье 9 МПГПП, является самостоятельным правом человека и императивной нормой международного права, которая применяется ко всем формам произвольного лишения свободы.
Ограничения права на свободу выражения мнения должны быть совместимы с требованиями, изложенными в пункте 3 статьи 19, то есть они должны быть установлены законом, преследовать законную цель, являться соразмерными и необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка (ordre public), здоровья или нравственности населения. На государство возложено бремя доказывания того, что любые такие ограничения совместимы с Пактом. Комитет по правам человека напоминает, что связь между правом и ограничением, между нормой и исключением не должна быть обратной. Кроме того, Комитет по правам человека поясняет, что «установление мер наказания для СМИ, издателей или журналистов исключительно за критику правительства или общественно-политической системы, которой придерживается правительство, ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве необходимого ограничения права на свободное выражение мнений» (CCPR/C/GC/34, п. 42).
Кроме того, в своем докладе A/HRC/50/29 Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение выразила обеспокоенность ростом криминализации журналистов, в том числе путем принятия законов, запрещающих критику государственных учреждений или должностных лиц, что негативно влияет на свободу СМИ и наносит ущерб демократическому дискурсу и участию общественности. В этом докладе Специальный докладчик подчеркивает, что «общественная значимость независимых, свободных и плюралистических новостных средств массовой информации — как опоры демократии, инструмента содействия подотчетности и прозрачности и механизма для поддержания открытых дискуссий и поощрения обмена различными мнениями — подчеркивает важность журналистики как общественного блага. Журналисты не выше закона, однако ввиду их функций и общественной заинтересованности в раскрытии информации они имеют право на особую правовую защиту. Государства обязаны не только воздерживаться от произвольных ограничений, но и принимать законодательные и нормативные меры в соответствии с международными стандартами в области прав человека, с тем чтобы журналисты могли безопасно и беспрепятственно выполнять свою работу».
Комитет по правам человека считает, что «свободная, не подлежащая цензуре и ограничениям пресса, или другие средства информации в любом обществе являются важным элементом обеспечения свободы мнений и их выражения, а также реализации других предусмотренных Пактом прав» и она является «одним из краеугольных камней демократического общества». Свободные, независимые и плюралистические средства массовой информации имеют также решающее значение для достижения целей устойчивого развития. 4 Существует соответствующее право населения получать продукты СМИ. 5 Государства должны обеспечивать независимость и плюрализм как традиционных, так и онлайн-СМИ, в том числе путем предоставления гарантий редакционной свободы и обеспечения того, чтобы финансирование не нарушало независимость СМИ. (CCPR/C/GC/34, пункт 40).
Кроме того, мы хотели бы напомнить, что статья 22 защищает право на свободу ассоциации с другими. Как отмечается в докладе Специального докладчика по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциации, государства не только несут негативное обязательство воздерживаться от необоснованного вмешательства в право на свободу ассоциации, но и положительное обязательство поощрять или обеспечивать осуществление этого права в соответствии с международными стандартами в области прав человека (A/HRC/17/27, пункт 66; и A/HRC/29/25/Add.1). Это означает необходимость обеспечивать всем лицам право на свободу ассоциации без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства (пункт 1 статьи 2 МПГПП).
Кроме того, мы хотели бы напомнить Правительству Вашего Превосходительства о его обязательствах в рамках статьи 14 МПГПП, согласно которой при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения каждый человек имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
- Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми.
- Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону.
Мы также хотели бы обратить внимание Правительства Вашего Превосходительства на основополагающие принципы, изложенные в Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, также известной как Декларация ООН о правозащитниках. В частности, мы хотели бы сослаться на статьи 1 и 2 Декларации, в которых говорится, что каждый человек имеет право поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровнях и что каждое Государство несет основную ответственность и обязанность защищать, поощрять и осуществлять все права человека и основные свободы.
Кроме того, мы хотели бы обратить внимание Правительства Вашего Превосходительства на следующие положения Декларации ООН о правозащитниках:
— пункт a) статьи 6, который предусматривает право знать, искать, добывать, получать и иметь в своем распоряжении информацию о всех правах человека и основных свободах;
— пункты b) and c) статьи 6, которые предусматривают право свободно публиковать, передавать или распространять информацию и знания о всех правах человека и основных свободах и изучать, обсуждать, составлять и иметь мнения относительно соблюдения этих прав;
— пункты 2 и 3 статьи 12, которые предусматривают, что Государство принимает все необходимые меры в целях обеспечения защиты любого человека от любого насилия, угроз, возмездия, негативной дискриминации де-факто или де-юре, давления или любого иного произвольного действия в связи с законным осуществлением его или ее прав, упомянутых в настоящей Декларации.
Наконец, мы обращаем Ваше внимание на доклад Специального докладчика по вопросу о положении правозащитников «На переднем крае борьбы: правозащитники, ведущие борьбу с коррупцией» (A/HRC/49/49), в котором Специальный докладчик обращает внимание на преследование журналистов и блогеров, занимающихся вопросами борьбы с коррупцией, а также на тенденции безнаказанности за нападения на них. В этом докладе Специальный докладчик призывает государства «обеспечить защиту правозащитников, ведущих борьбу с коррупцией, от нападок, угроз, запугивания или уголовного преследования за их работу».