Непрофессиональный перевод
Болот Темиров
Свободы СМИ и гражданского общества в Кыргызстане подвергаются нападкам, которые усилились при президенте Садыре Жапарове. Репрессивные законы, позволяющие усилить контроль над гражданским обществом, привели к целенаправленным нападениям на правозащитников, журналистов и независимые новостные издания. Эти действия иллюстрируют более широкие тенденции отката от демократии, когда права человека разрушаются с угрожающей скоростью. Мой случай — лишь один из примеров. Из-за моей работы в качестве журналиста, ведущего антикоррупционные расследования, правительство Кыргызстана выслало меня из страны, заключило в тюрьму и пытало мою жену, преследовало моих коллег, а теперь отбирает у меня сына.
22 января 2022 года сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Кыргызстана провели обыск в офисе моей независимой медиаплатформы Temirov LIVE. Это произошло после того, как я опубликовал материал, разоблачающий семейную коррупцию главы ГКНБ Камчыбека Ташиева. Председатель Ташиев использовал власть этого государственного органа в личных целях, чтобы дискредитировать содержание наших независимых репортажей. Сотрудники ГКНБ организовали рейд в наш офис и заявили, что у меня есть каннабис, который они подбросили во время рейда. Очевидно, что обвинение в хранении наркотиков было сфабриковано, чтобы подвергнуть цензуре мои антикоррупционные расследования.
Общий упадок в Кыргызстане начался задолго до налета на мой офис. Подавление общества со стороны правительства становится все более масштабным и интенсивным с тех пор, как в 2021 году Жапаров вскоре после вступления в должность захватил больше власти для президентства, проведя конституционный референдум и внеся изменения в национальное законодательство.
Власти начали преследовать, преследовать и оказывать иное давление на многих правозащитников, журналистов, блогеров и активистов социальных сетей просто за участие в общественной жизни, выражение своего мнения и объединение с другими гражданами и группами единомышленников. С 2020 по 2024 год оценка Кыргызстана в ежегодном докладе Freedom House «Свобода в мире» по свободе интернета снизилась более чем на 10 пунктов по 100-балльной шкале, сместив статус страны с «частично свободной» на «несвободную».
Мой случай — лишь один из примеров незаконных и произвольных преследований со стороны правительства. После рейда и подброса наркотиков полиция провела анализ крови и мазка с рук, и результаты оказались отрицательными.
По всей видимости, сотрудники ГКНБ использовали поиск предполагаемых наркотиков как предлог для изъятия наших компьютеров, видеорегистраторов и телефонов, на которых хранились конфиденциальные журналистские материалы. Несколько недель спустя они добавили несколько новых, не связанных между собой уголовных обвинений, включая подделку паспорта и незаконное пересечение границы. Хотя суд первой инстанции признал меня невиновным, прокуроры подали апелляцию и попросили суд назначить депортацию в качестве меры наказания по моему делу.
Депортация из страны проживания
В день вынесения апелляционного вердикта, 23 ноября 2022 года, суд постановил депортировать меня из родной страны. Меня вытащили из зала суда и посадили в самолет без каких-либо документов, удостоверяющих личность, и без доступа к адвокатам. Меня выслали в Москву, город, где я много лет назад учился в коллеЖе, но не имел никаких связей. Моя семья — жена и 12-летний сын — понятия не имели, где я нахожусь. С тех пор я живу в изгнании и не могу вернуться в Кыргызстан как из-за запрета на повторный въезд после депортации, так и из-за опасений за свою безопасность.
Каждый шаг этого уголовного процесса нарушал мои права человека в соответствии с международным правом. Я не принимаю этот вердикт. Поэтому я борюсь с этой несправедливостью, подав петицию в Комитет по правам человека ООН, независимый международный орган по правам человека. Кроме того, с помощью публичных выступлений я повышаю осведомленность о своем деле и, в более широком смысле, о продолжающемся преследовании СМИ и правозащитников в Кыргызстане.
После моего осуждения и депортации правительство Кыргызстана не прекратило атаки на СМИ. 16 января этого года милиция провела обыски в домах и офисах 11 журналистов и ведущих «Темиров LIVE» и массово их арестовала. 10 октября несколько моих коллег были осуждены в Кыргызстане по абсурдному обвинению в «призывах к массовым беспорядкам », которое Amnesty International справедливо признала политически мотивированным. Директор «Темиров LIVE» и моя жена Махабат ТаЖибек кызы была приговорена к шести годам колонии, наш коллега Азамат Ишенбеков получил пять лет, а журналисты Айке Бейшекеева и Актилек Капаров получили по три года условно. Эти обвинения несправедливо представляют журналистов как опасных элементов в обществе и стремятся наказать моих коллег за их работу в качестве представителей СМИ.
Лидеры выбирают тиранию
Незаконные аресты и приговоры нашим журналистам свидетельствуют о том, что власти Кыргызстана выбрали путь диктатуры и тирании. Тактика государства бесчеловечна, и правительство терроризирует нас уже много лет, причем за последние три года резко и жестоко усилились репрессии против СМИ.
Правительство Кыргызстана стремится разрушить наши жизни, идя на крайние меры, которые повторяют тактику российского Кремля, в том числе преследуя наших детей. Моя жена была жестоко избита сотрудниками тюрьмы во время предварительного заключения, и ее разлучили с нашим сыном, который жил со своей бабушкой, пока Махабат произвольно и незаконно содержалась под стражей. В тот же день, когда мою жену приговорили к шести годам заключения, государство лишило меня родительского права определять порядок воспитания моего сына. Существует вполне реальная угроза, что они передадут его на попечение социальных служб, поскольку теперь у них есть все полномочия для этого. Ранее правительство забрало у моего сына свидетельство о рождении, поэтому он не мог получить паспорт, что лишало его возможности покинуть страну, чтобы быть со мной. Личная цена моей жизни и жизни моих друзей и коллег неизмерима. Правительство намеренно и бессердечно преследует семьи всех моих коллег и соратников.
В этих уголовных процессах нет ни верховенства закона, ни правосудия, ни уважения к основным правам человека. Международное сообщество должно вмешаться. Один из способов сделать это — перекрыть доступ к западным рынкам, где коррумпированные автократы прячут свои деньги и где их семьи наслаждаются роскошными покупками и доступом к элитным частным школам для своих детей. Международные финансовые институты и компании также должны взять на себя ответственность и проводить проверку на благонадежность, прежде чем инвестировать и выдавать кредиты коррумпированным режимам и нарушителям прав человека.
Пора остановить таких автократов, как Жапаров, от дальнейшего преследования журналистов и других граждан, пока не стало слишком поздно и пока Кыргызстан снова не стал продолжением политики России и не вошел в число таких же зависимых пособников Кремля, как и Беларусь.