«Мы внимательно следим за ситуацией вокруг уголовного дела журналиста и блогера Владимира Фарафонова и требуем от российских властей обратить особое внимание на критическое положение наших соотечественников в Кыргызстане и на препятствия, чинимые властями в освещении этих проблем в местной прессе и в Интернете. Мы готовы предоставить адвокатскую помощь журналисту и обратимся за поддержкой в международные правозащитные организации», — заявил накануне директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.
«Судьба журналиста, освещающего политические события в государствах, не достигших еще того уровня цивилизованности и демократичности, когда пресса свободно и ответственно выполняет свой долг, достаточно трудна. Чтобы правдиво отразить события в своих репортажах и аналитических статьях, ему приходится преодолевать множество бюрократических препон, опасаться репрессий, порой рисковать здоровьем и даже жизнью», — отмечают в этой правозащитной организации.
«Кыргызстан, несомненно, еще не принадлежит к кругу цивилизованных государств, и журналистам там приходится несладко — если это, конечно, не ангажированные журналисты, обсуживающие интересы властей», — полагают в Московском бюро по правам человека.
«Одним из таких журналистов, против которого работает репрессивная машина, стал Владимир Фарафонов. Он широко известен в стране своими аналитическими статьями во всевозможных электронных СМИ, где достаточно жестко критиковал власти Кыргызстана. Критика его прежде всего касалась распространения националистических настроений. Он также прогнозировал возможные результаты президентских выборов в октябре 2011 года через призму дальнейшего существования в КР нацменьшинств, в том числе русских. Теперь Владимир Фарафонов вынужден отстаивать свои честь и достоинство: недавно на него завели уголовное дело. Журналиста обвиняют в возбуждении межнациональной розни через средства массовой информации, что влечет за собой наказание в виде лишения свободы сроком от трех до пяти лет. Обвинение явно надуманное и противозаконное даже формально: интернет-сайты по киргизским законам не включаются в состав СМИ, и соответствующие статьи Уголовного кодекса Кыргызстана здесь неприменимы. Основанием для возбуждения дела стало заключение филолого-политологической экспертизы Национальной академии наук, причем в составе экспертной комиссии, как утверждают, не было ни одного филолога», — отмечают правозащитники.
Они напоминают, что ранее в защиту Фарафонова уже выступили десятки местных и российских журналистов, а также ряд политиков и чиновников. В частности, взять дело под контроль пообещал экс-спикер парламента КР Ахматбек Келдибеков, а также омбудсмен Турсунбек Акун, который заявил, что журналист имеет конституционное право выражать свое мнение.
Выступил в защиту Владимира Фарафонова и Комитет по защите журналистов (штаб-квартира в Нью-Йорке). Он призвал власти Кыргызстана «отказаться от политически мотивированных обвинений против независимого журналиста».
Беспокойство в связи с делом, возбужденным в отношении Фарафонова, выразил Координационный совет организаций российских соотечественников в КР: «Предъявленные обвинения носят однобокий характер и, по сути, реализуют практику двойных стандартов в сфере межнациональных отношений. Координационный совет обращает внимание на то, что правоприменительная практика не должна носить выборочный характер, и считает, что необходимо радикально изменить политику контроля за соблюдением прав и свобод граждан без национального различия».
«Важно отметить, что Владимир Фарафонов — один из немногих мужественных журналистов, отстаивающих права русскоязычного меньшинства, при том, что националистическая антирусская риторика буквально захлестнула местные печатные издания. Как отмечает тот же комитет, «за последние годы в этой среде сложилась практика вседозволенности и фактического попустительства шовинистическим проявлениям. Сегодня приходится констатировать уже устоявшуюся националистическую риторику на страницах многих выходящих в республике газет, которая не встречает должного отпора властей». И, добавим, не только в газетах. В киргизских учебниках истории русских называют не иначе как колонизаторами и оккупантами, вследствие чего русских школьников избивают их киргизские одноклассники — с «оккупантами и колонизаторами» не церемонятся, особенно в подростковой среде. Никто из авторов подобных материалов в газетах и учебниках не привлекается к ответственности, зато Владимира Фарафонова выбрали, вероятно, для показательного процесса, чтобы заткнуть рот защитникам русскоязычного меньшинства. И поневоле можно здесь вспомнить, как власти Кыргызстана объявили персоной нон-грата спецпредставителя ОБСЕ финна Киммо Кильюнена, возглавлявшего международную комиссию по расследованию межэтнической резни 2010 г. на юге страны», — подчеркивают в Московском бюро по правам человека.
Там напоминают, что одновременно с возбуждением дела против Владимира Фарафонова решением парламента и правительства блокирован и сайт российского информационного агентства «Фергана», что тоже вызвало общественный протест.
«Общественный наблюдательный совет Государственного агентства связи Кыргызстана выразил «крайнюю озабоченность решением парламента и правительства о блокировании информационного ресурса «Фергана». По их мнению, «это все отрицательно отражается на имидже Кыргызстана, который заявил о выборе демократического пути развития, в котором нет места цензуре и блокированию «неугодного контента». Испытывают на себе давление и сотрудники других русскоязычных СМИ: так, журналистов издания «Дело №…» вызывают на допросы в спецслужбы страны», — констатируют правозащитники.
«В этих обстоятельствах все ждут реакции российских официальных лиц», — отмечают в Московском бюро по правам человека. — В конце февраля журналисты и блогеры вручили пресс-секретарю российского диппредставительства Виктору Харченко соответствующие документы и просили обратить внимание на ситуацию вокруг Владимира Фарафонова. Тогда же состоялся митинг у Посольства России, на котором участники акции вручили полномочному послу РФ Валентину Власову открытое письмо, в котором просили его обратить внимание на ситуацию, складывающуюся в КР в отношении журналистов, граждан России, и на «факты национализма и этнической нетерпимости в отношении русскоязычных журналистов и изданий, проявляемые во властных структурах», — говорится в заявлении.
Напомним, 16 марта в Бишкеке начался суд над Владимиром Фарафоновым. Он не признал своей вины, выразив сомнение в правомерности судебных действий в отношении него. Кроме того, он признал авторство только пяти из 16 опубликованных в Интернете под его фамилией статей, в которых следствие усмотрело признаки возбуждения межнациональной розни: «Остальные статьи приписаны мне абсолютно бездоказательно, на что и указал мой адвокат».
«Как заявил Виктор Харченко на встрече с журналистами, российское диппредставительство «отслеживает ситуацию и не остается равнодушным». Однако, увы, в последние годы приходилось много раз сталкиваться с тем, что официальные российские учреждения за рубежом мало обращают внимания на проблемы своих соотечественников. Остается надеяться, что на этот раз все будет иначе, тем более что Владимир Фарафонов занимается именно защитой наших соотечественников, и за эту благородную деятельность может оказаться за решеткой», — резюмируют в Московском бюро по правам человека.
http://www.24.kg/politic/124432-moskovskoe-byuro-po-pravam-cheloveka-kyrgyzstan.html