14 октября Венецианская комиссия Совета Европы на пленарном заседании оценила так называемый Закон КР «Об иностранных представителях» (измененный Закон «О некоммерческих организациях»). Оценка была подготовлена по запросу министра юстиции КР Аяза Баетова, сказано в сообщении комиссии.
Ниже представлены извлечения из заключения комиссии о Законе «Об иностранных представителях» (измененный Закон «О некоммерческих организациях»).
104. После поступления запроса министра юстиции КР Венецианская комиссия оценила закон, изменяющий закон о некоммерческих организациях, принимая во внимание, где это уместно, постановление кабинета министров, которое было принято Жогорку Кенешем 14 марта 2024 года, подписано президентом КР 2 апреля 2024 года и вступило в силу 15 апреля 2024 года.
Текст закона довольно похож на проект закона, обсуждавшийся в Кыргызстане в 2013 году, который был критически оценен Венецианской комиссией и БДИПЧ ОБСЕ и в конечном итоге не был принят. Он также имеет важные сходства с законодательством о так называемых иностранных агентах, рассматриваемым для принятия или принятом в последние годы в других странах, таких как Босния и Герцеговина, Грузия и Российская Федерация.
105. Венецианская комиссия с сожалением отмечает, что Кыргызстан принял закон, несмотря на то что в 2013 году комиссия и БДИПЧ рекомендовали не принимать очень схожий проект закона, а также на очень жесткую критику нового проекта закона и его принятия, выраженную НКО и международными институтами, включая органы ООН.
Кроме того, комиссия выражает обеспокоенность тем, что этот закон был принят с ограниченным процессом общественного консультирования, несмотря на его сложность и высокую степень противоречивости, а также отсутствие общественного обсуждения последующего постановления кабинета министров, как это предусмотрено и национальным законодательством. Более того, власти не представили никаких адекватных обоснований, включая анализ и конкретные данные, убедительно показывающие, что введение этого закона отвечало реальным и неотложным социальным потребностям в демократическом обществе.
106. Закон (и соответствующее постановление кабинета министров) ввел в правовой порядок Кыргызстана категорию «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя», установил дополнительные (регистрационные, раскрытие и отчетность) обязательства для таких НПО, ввел механизм санкций, применяемых в случае предполагаемых нарушений таких обязательств, и усилил контрольные полномочия исполнительной власти в отношении этих НПО и НПО в целом.
107. Венецианская комиссия отмечает, что государства имеют право и, на самом деле, обязаны устанавливать правовую основу для деятельности ассоциаций. Она также отмечает, что они могут вводить ограничения на свободу ассоциаций, но такие ограничения должны соответствовать условиям законности, легитимности, необходимости и пропорциональности, а также недискриминации, предусмотренным Конституцией КР и международными инструментами по правам человека, в частности МПГПП, стороной которого является Кыргызстан.
Закон, находящийся под рассмотрением, не соответствует этим стандартам.
108. Закон содержит неопределенные и потенциально всеобъемлющие определения, особенно в отношении НПО, выполняющих функции иностранного представителя, и политической деятельности, и предоставляет очень широкие полномочия по санкционированию и контролю, особенно Министерству юстиции. Это усугубляется последующим постановлением кабинета министров, положения которого, как отмечается, выходят за рамки закона.
Таким образом, ни закон, ни постановление не соответствуют условию законности.
Цели, преследуемые законом, не прописаны четко, поэтому невозможно сделать вывод о том, что условие легитимности выполнено.
Наконец, власти Кыргызстана не предоставили никаких данных, обосновывающих необходимость введения специального регулирования для НПО, получающих иностранное финансирование и занимающихся неопределенной политической деятельностью. Такое регулирование несовместимо с правом на свободу ассоциации, а также с принципом недискриминации.
Некоторые положения закона (и постановления кабинета министров) вызывают опасения по поводу потенциальных нарушений других прав человека и основных свобод, таких как свобода выражения мнений и право на частную жизнь.
109. Применение закона (вместе с последующим постановлением кабинета министров) влечет за собой серьезный и реальный риск стигматизации, умалчивания и в конечном итоге ликвидации НПО в стране, получающих даже небольшую часть своих средств из-за границы. В частности, существует реальный риск того, что НПО, критикующие правительство, будут подвергаться негативному воздействию, что негативно скажется на открытых и информированных общественных дебатах, демократии и верховенстве закона. Ситуация усугубляется тем, что закон, похоже, не предоставляет полного механизма восстановления перед независимыми и беспристрастными судами.
110. Учитывая вышеизложенное, Венецианская комиссия считает, что закон наносит серьезный удар по рекорду прав человека и верховенства закона в стране, которая до недавнего времени заслуженно пользовалась репутацией в Центральной Азии как сильный защитник прав человека и свобод, а также НКО.
Таким образом, комиссия рекомендует властям Кыргызстана отменить закон и пересмотреть закон о НПО, чтобы создать свободную и благоприятную среду для гражданского общества, полностью соответствующую международным стандартам прав человека и международным обязательствам страны.
111. Венецианская комиссия с интересом отмечает заявление официальных лиц Министерства юстиции, сделанное делегации комиссии во время ее визита в Бишкек, что власти открыты для экспертных обсуждений по закону и готовы продолжить сотрудничество с комиссией. Венецианская комиссия приветствует это и остается в распоряжении властей Кыргызстана для дальнейшей помощи в этом вопросе.
https://kaktus.media/doc/511846_ydar_po_rekordy_prav_cheloveka._venecianskaia_komissiia_dala_ocenky_zakony_kr_ob_inoagentah.html