Как правильно подготовить письменный запрос в государственный орган?
Алишева Надежда, Медиа эксперт ОФ «Институт Медиа Полиси»
Законодательство Кыргызстана предоставляет право доступа к получению информации. Так, Конституция Кыргызской Республики гарантирует представителям СМИ, а также всем гражданам республики «право на поиск и получение информации», «на обращение в госорганы и к их должностным лицам». С 2006 года действует специальный Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики». Данный закон считается «прорывом» в вопросе обеспечения граждан доступом к информации в силу наличия в нем вполне определенных способов, позволяющих получить необходимую информацию. Один из способов получения информации – это письменный запрос, наиболее часто встречающий.
Право направлять письменные запросы в государственные органы (ГО) и органы местного самоуправления (ОМСУ) и получать необходимые документы, закреплено в ст. 7 вышеуказанного закона. Запрос о предоставлении информации может быть отправлен по почте, курьером, по электронным каналам связи или передан лично в госорган или ОМСУ.
Согласно ст.9 закона к письменному запросу предъявляются требования по форме и содержанию запроса. В обязательном порядке указываются:
— наименование ГО и ОМСУ и\или фамилия должностного лица-получателя запроса,
— для граждан — ФИО, год рождения, место жительства (почтовый адрес),
— для юридических лиц — полное наименование, местонахождение ГО и ОМСУ (почтовый адрес), сведения о регистрации в качестве юридического лица, ФИО и должность лица подписавшего запрос,
— предмет запроса, позволяющий определить, какого рода информация должна быть представлена.
Направляющее запрос лицо не обязано мотивировать причину своего запроса. В добровольном порядке можно включить:
— причину своего запроса,
— номер контактного телефона,
— и иную информацию, которая может способствовать выполнению запроса.
При формулировании предмета запроса не требуется точного указания всех реквизитов необходимых документов или материалов. Если предмет запроса требует уточнения, ответственное за подготовку ответа лицо вправе по собственной инициативе уточнить предмет запроса у заявителя.
Правительством разработаны формы типовых бланков запросов на предоставление информации для физических и юридических лиц. Закон обязывает такие бланки распространять во всех доступных для населения местах, а также размещать на сайтах госорганов и ОМСУ. Как показывает практика, пока наши государственные органы строго не следят за формой информационного запроса. Даже любой запрос, написанный в произвольной форме, принимается.
Все запросы вне зависимости от формы должны быть зарегистрированы в специальных журналах. Формы и порядок ведения журналов утверждены Распоряжением Премьер-министра КР об утверждении форм отчетности и Инструкции по заполнению форм отчетности.
Государство предусматривает дополнительные гарантии получения информации (ст.12):
1.В случае, когда запрашиваемые документы находятся в ином ГО или ОМСУ, то запрос пересылается в соответствующий орган, который обязан ответить на данный запрос. При этом автору запроса сообщается о такой пересылке.
2.В случае если ГО и ОМСУ не располагают и не обязаны располагать запрашиваемыми документами и материалами, то заявителю об этом сообщается.