При Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики откроется Центр исследования информационной среды. Центр будет заниматься анализом информации, публикуемой в Интернете и СМИ, социальных сетях. Некоторые эксперты опасаются, что это решение правительства негативно скажется на свободе слова и работе независимых СМИ.
В Минкультуры отметили, что центр создан для обеспечения прав граждан на получение точной и достоверной информации.
Заместитель министра культуры, информации, спорта и молодежной политики Марат Тагаев сообщил, что центр будет мониторить информацию, публикуемую в Интернете, в том числе в социальных сетях и СМИ:
«Задачи центра – систематический мониторинг противоправной информации в интернет- пространстве, средствах массовой информации, подготовка заключений по результатам мониторинга, принятие решений по остановке, удалению и блокировке сайтов и страниц в сети Интернет и сфере средств массовой информации, повышению медиаграмотности и развитию критического мышления среди населения, проведению качественного, объективного и своевременного мониторинга и анализа деятельности СМИ и Интернет-пространства. Еще одна из задач, поставленных перед центром, – заключение договоров и сотрудничество с социальными сетями (YouTube, Meta, Instagram). Поскольку невозможно защитить права граждан при распространении в социальных сетях недостоверной (ложной) информации».
До этого во время Олимпийских игр в Париже, обсуждался вопрос питания кыргызстанских спортсменов, а в Интернете было распространено видео как спортсмены принимают пищу. Позже выяснилось, что видео было снято до Олимпиады.
После этого случая заместитель председателя кабмина Эдиль Байсалов написал, что в Кыргызстане необходимо усилить меры против тех, кто распространяет фейковую информацию.
IТ-специалист Нурсултан Турдалиев поделился мнением, что бороться с фейками в Интернете путем создания центра будет сложно:
«С фейковой информацией очень сложно бороться. Трудно добиться результата, наняв на работу 10 или 100 человек. Потому что фейковая информация может распространяться повсюду. Например, у нас не так часто пользуются социальной сетью Twitter. На этой платформе есть раздел Community Notes. Там при появлении информации, если она фейковая, интернет-пользователи могут доказать, что она недостоверная и прикрепить ссылки под сообщением. Когда кто-то другой увидит это сообщение, он сможет понять, что оно фейковое. Это превратилось в специальное сообщество людей, которые определяют достоверность информации. Допустим, власти такой маленькой страны, как наша, отправили сообщение в одну из социальных сетей и потребовали удалить пост на основании фейковой информации. Однако если информацию не удалят, а власть закроет эту платформу, то социальная сеть может и не сильно пострадает от этого. Недавно такой же случай был зарегистрирован и в Турции. Поскольку турецкие власти заблокировали платформу, то это сказалось на Instagram, и позже он выполнил это требование. Большие страны используют такие рычаги. Однако я не могу сказать, что они будут также реагировать на наши обращения».
В Кыргызстане уже предпринимались усилия по борьбе с фейковой информацией. Утверждалось, что закон «О защите от недостоверной информации», написанный экс-депутатом Жогорку Кенеша Гюльшат Асылбаевой, призван защитить от фейковой информации и фейк-аккаунтов. Позже, на основании прописанных там норм, ряд сайтов были временно заблокированы, а некоторые закрыты навсегда.
Тем временем кабмин предложил законопроект о штрафах за клевету и оскорбления в Интернете и СМИ и вынес его на общественное обсуждение. В документе отмечается, что в последнее время участились случаи клеветы и оскорбления людей в интернете и средствах массовой информации, а виновные не привлекаются к ответственности.
Однако известны случаи, когда за сообщения в социальных сетях людей вызывают на допросы, возбуждают уголовные дела. И есть те, кто считает, что создание правительством центра по мониторингу информационной среды, негативно скажется на свободе слова. Журналистка Асель Сооронбаева, использующая и продвигающая метод фактчекинга для проверки фейковой информации, сказала о следующем:
«Этот аргумент, что «мы защитим от ложной информации, фейки перестанут скрывать свои лица», сыграл большую роль в том, что депутат Жогорку Кенеша Гюльшат Асылбаева противостояла общественному недовольству и, несмотря ни на что, инициировала соответствующий закон. Но на практике мы все являемся свидетелями того, что этот закон работает против свободных медиа и журналистов. Нет сомнений, что центр мониторинга будет работать по тому же принципу. В качестве доказательства можно привести случаи, когда некоторые чиновники и политики, не выдержав направленной в их адрес критики, вступали в перебранку с пользователями социальных сетей. Конечно, это не преследует цель защитить граждан от ложной информации. Наоборот, это приведет к цензуре, с целью полного контроля над медиасредой».
Асель Сооронбаева отметила, что лучший способ борьбы с фейковой информацией – это предоставление интернет-пользователям информации и распространение медиаграмотности.
Решение Акылбека Жапарова о создании центра было принято на основании вышеупомянутого закона «О защите от недостоверной информации». В этом документе Министерству культуры предоставлено право на основании заявления временно блокировать работу информационного сайта, а затем, если требования не будут исполнены, полностью его заблокировать. Представители медиасообщества неоднократно протестовали против этого, заявляя, что это направлено против журналистов и независимых медиа, а не против фейков.
Нурдин Дуйшенбеков, председатель общественного объединения «Журналисты», считает, что в первую очередь необходимо пересмотреть этот закон:
«Они говорят, что полностью реализуют этот закон, но сначала необходимо, чтобы сам закон был правильно написан. Если все останется так, как есть, то даже и обсуждать не стоит. Если бы нам дали возможность и выслушали информацию второй стороны, создали бы условия, чтобы можно было защититься, то тогда вопрос рассматривался бы с двух сторон. В нынешних условиях это рассматривается в одностороннем порядке».
Однако правительство уверяет, что вновь созданный центр не окажет негативного влияния на свободу слова, а, наоборот, будет способствовать развитию качественной журналистики.
«Сейчас какой только информации нет в социальных сетях и Интернете. Это проблема, которая связана не только со свободой слова. Мы должны обеспечить безопасность детей и взрослых. Здесь большинство проблем связано с другими вопросами. Поэтому неправильно связывать это со свободой слова. В этом пространстве распространяется множество информации. В такой ситуации мы как государство и нация нуждаемся в таком центре, который будет вести мониторинг», – сказал Марат Тагаев.
В прошлом месяце международная организация CIVICUS Monitor сообщила, что Кыргызстан остался в списке стран, где гражданские свободы резко снижаются. Согласно информации, опубликованной на сайте организации, вступление в КР в силу закона «О некоммерческих организациях» («Об иностранных представителях»), арест 11 журналистов, рост числа блогеров и активистов, преследуемых и осужденных за свое мнение в социальных сетях — все это негативно сказывается на репутации страны в международном сообществе.