В прошлом году рекламные бюджеты превысили докризисный уровень. Больше всего от этого выиграл интернет: он впервые обошел по рекламным доходам прессу и стал вторым медиа в стране после ТВ, передает газета «Ведомости».
В 2011 году рекламодатели потратили на продвижение 263,4 млрд руб. — на 21% больше, чем в 2010 году, и на 4% больше, чем в 2008 году, подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России. Быстрее других росла интернет-реклама (56%), а медленнее — в печатных СМИ — 6%.
Благодаря столь быстрому росту интернет обошел печатные СМИ и стал вторым медиа в России по рекламным доходам: 41,8 млрд против 40,4 млрд руб. за год. Впервые интернет-компании обогнали газеты и журналы по рекламной выручке в III квартале прошлого года, а теперь превзошли их и по итогам года. Но главным СМИ страны остается телевидение, контролирующее половину рекламных бюджетов.
Оно отчасти помогло опережающему росту интернет-рынка. Рекламные возможности ТВ были раскуплены в первые месяцы прошлого года, напоминает гендиректор AdWatch Андрей Чернышов, это подтолкнуло некоторых крупных рекламодателей увеличить расходы в сети. В результате в отдельные месяцы спрос на онлайн-размещение превышал предложение, говорит он, что привело к росту цен на крупнейших площадках примерно на 15%. Объем продаваемой ими рекламы тоже вырос — за счет продолжающегося роста числа интернет-пользователей в России и увеличения времени, которое они проводят в сети, указывает коммерческий директор Mail.ru Group Алексей Катков.
Концентрация рынка усиливается, отмечает директор по развитию медийных продуктов «Яндекса» Лев Глейзер: ведущие площадки контролируют все большую часть бюджетов, которые приходят в сеть.
По данным TNS, в декабре месячная аудитория рунета составляла 37,1 млн человек, на 5,4% больше, чем в декабре-2010.
В 2011 года расходы в сети увеличили крупнейшие FMCG-компании, указывает руководитель отдела исследований интернета АЦВИ Алексей Беляев. Заметными рекламодателями стали компании, развивающие электронную торговлю и услуги, добавляет Чернышов. Он и Катков привели как пример банк «Тиньков кредитные системы».
Вице-президент ТКС по маркетингу Олег Анисимов подтвердил, что банк заметно увеличил расходы на продвижение в сети: «У нас нет отделений в офлайне, поэтому мы тратим на интернет больше, чем в любом другом медиа». Для продвижения услуг среди более пассивной аудитории и отстраивания бренда ТКС использует наружную рекламу, добавил он.
В этом году интернет-рынок покажет в среднем «небольшой рост», полагает Катков. По прогнозу Чернышова, бюджеты в сети вырастут на 35-40%. Заместитель гендиректора «В контакте» Илья Перекопский ждет роста рынка в 1,5 раза, если не будет форс-мажора.