А шеф спецслужбы Атаханов считает, что главные коррупционеры засели… в редакциях газет.
В феврале прошлого года редакция газеты «Дело №…» и компания «Альфа Телеком» (торговая марка «Мегаком») заключили договор на подготовку и публикацию серии информационных и аналитических статей, раскрывающих схемы вывода денег из «Мегакома» прежней командой Максима Бакиева (через Силича). Деньги по договору в размере 1 млн 80 тысяч сомов поступили на банковский редакционный счёт и практически тут же были перечислены по счёт-фактурам: 916 000 сомов — за газетную бумагу, 163 000 сомов — за типографские услуги «Учкуну», 133 000 сомов — налоги, плюс за услуги связи. Если всё суммировать, то гораздо больше, чем поступило на счёт. Кому-то это показалось слишком большой суммой, для нашей же редакции, ежемесячные затраты которой на выпуск газеты составляют около 800 тысяч сомов, — так, кошкины слёзки. Однако которым мы были весьма рады — столько «дыр» сразу закрыли.
И в самом страшном сне нам не могло привидеться, что законно составленный договор с абсолютно прозрачным по банку движением денежных средств может стать предметом чекистского расследования. О чём мы с удивлением узнали из распространённого информагентством сообщения адвоката арестованного гендиректора «Альфа Телекома».
И очень скоро в редакцию пришёл сотрудник ГКНБ с повесткой, требующей явиться главному редактору и автору статей на допрос к следователю по особо важным делам. Пока в качестве свидетеля. Почему пишу «пока»? Потому что нашей редакции очень хорошо известно, как свидетели в этом ведомстве превращаются в обвиняемых: десять лет назад, когда наша газета защищала арестованного Феликса Кулова, нас по полной программе прессовало это ведомство, обвиняя в разглашении государственной тайны… Насочиняв несколько томов уголовного дела, сфабрикованного по указанию «семейки» Акаева. Прошло 10 лет. Что изменилось?
Идентичный холодный кабинет со стенами, давно требующими побелки (почему государство так плохо относится к своим стражникам, предоставляя им такие плохие условия труда и маленькую зарплату, — наверное, чтоб злее были?!), и следователь, до сих пор сидящий под портретом Феликса Дзержинского — никак не может кыргызская спецслужба освободиться от присутствия кровавого чекиста, загубившего в своё время сотни тысяч безвинных людей. Трудно, видимо, избавиться от такого духа. К тому же, если в нём воспитан советской властью. Которая была горазда на широко и шумно проводимую кампанейщину в отношении тех или иных лиц.
Подобное ощущение вызывает и начатая сегодня в Кыргызстане борьба с коррупцией. В худших традициях советских времён: как можно шире — с привлечением как можно больше людей в придуманные следователями схемы, шумнее, — чтоб народ поверил: да, новая власть действует!
Мне, к примеру, непонятно, почему борьбу с коррупцией в стране начали с предприятий и организаций, где стопроцентная или большая доля частной собственности? С тех, кто больше всех перечисляет налогов в госбюджет.
Не потому ли, что за этим стоит очередной банальный передел крупной собственности?
И вот уже глава ГКНБ Шамиль Атаханов, обращаясь к депутатам, просит расширения полномочий…
«У Антикоррупционной службы Кыргызстана, — говорит он, выступая на заседании парламентского комитета по правопорядку и законности, — нет нормальной законодательной базы для борьбы с коррупцией».
В сегодняшнем виде, по его словам, Антикоррупционная служба не может в полной мере охватить проявления коррупции в тех или иных ведомствах. «Генеральная прокуратура, — говорит Атаханов, — идёт нам навстречу, но отсутствие законодательной базы не даёт Антикоррупционной службе нормально работать. Мы видим полную картину по тем или иным делам, собрав все материалы, передаём дело другому органу, который не имеет полной картины происходящего. Дело таким образом ломается…»
Понимаете, о чём ведёт речь глава спецслужбы? О полном карт-бланше своему ведомству здесь. Т.е. сами определяют объект, сами, никому неподконтрольно ведут следствие, выносят обвинение… Может, и приговор сами будут выносить? (Я же говорю, дух Дзержинского до сих пор не даёт покоя кыргызским чекистам.)
Почему-то никто не задался вопросом: а почему Антикоррупционный комитет создан при ГКНБ? Что, в Кыргызстане это самое чистое и безупречное ведомство? И все его сотрудники — высокие профессионалы с безупречной репутацией? Отнюдь.
Коррупция в нашей стране опутала в первую очередь все госучреждения… Вот с них и надо было начинать борьбу с коррупцией. С уничтожения коррупционных схем, разработанных и успешно применяемых госчиновниками, причём крупного масштаба.
Борьбу с коррупцией, на наш журналистский взгляд, надо начинать с требования максимальной прозрачности деятельности всего бизнеса в стране и всех бизнесменов. А их большинство сейчас в правительстве, в парламенте, в губернаторах, министрах и др. высокопоставленных чиновниках. Наберитесь мужества, откройте свой и своих родственников бизнес, сообщите, сколько денег в качестве налогов вы перечисляете в госбюджет… (В том числе это касается и нынешнего главы ГКНБ Ш.Э.Атаханова, известного в стране бизнесмена.) Вот тогда народ поверит новой власти, поверит в то, что в стране начались конкретные перемены к лучшему.
Хотя после того, как нас, журналистов, начали вызывать на допросы именно за прозрачность договорных отношений, с которых добросовестно уплачены все налоги, — вряд ли найдутся желающие открыться.
Продержав меня почти четыре часа на допросе, следователь по особо важным делам ГКНБ предупредил, что ещё понадоблюсь для дальнейших следственных действий… Интересно знать, каких?
Как не менее интересно было бы знать, с какой целью чекистское ведомство интересуется зарплатой и даже гонораром наших коллег из «Вечернего Бишкека»? Призывая в официальном запросе в их редакцию отнестись к этому с пониманием. Пониманием чего? У вас что, уголовное дело возбуждено в отношении этих двух журналисток? Если да, то на основании чего? Или это просто праздное любопытство… А может, с целью напугать за непонравившиеся кому-то публикации?
И для этой цели, видимо, тоже кыргызской спецслужбе требуется расширение полномочий.
Начиная борьбу с журналистами, новая власть, которую, кстати, очень сильно поддержали на недавних выборах СМИ, образно говоря, пилит сук, на котором сидит… Интересно, с кем эта власть собирается проводить реформы в стране? Без поддержки СМИ? Опираясь только на карательный аппарат?
Посмотрим, что из этого выйдет.
Мне могут возразить: президент, дескать, не в курсе… Сомневаюсь.
Назначение главы спецслужбы — одна из немногих прерогатив президента страны. И всё, что делает это ведомство, должно быть хорошо известно главе государства. Как и о последствиях его действий.
Главу спецслужбы, генпрокурора и министра обороны президент страны назначает самолично, как правило, людей из своего ближайшего окружения… Соратников и сподвижников, так сказать. Но вот с ними у него, честно говоря, что-то не очень. Одни явно, другие тайно работают против главы государства, против его положительного имиджа.