Садыр Жапаров запустил в стране несколько амбициозных строительных проектов стоимостью сотни миллионов долларов. Одновременно он реформировал систему госзакупок, закрыв информацию об их стоимости и подрядчиках. На тех, кто ими интересовался, завели уголовные дела. Тем не менее журналисты из OCCRP, Temirov Live и Kloop выяснили, что крупнейшие проекты достались компаниям, которые контролируются приближенными самого Жапарова.
Редакция Kaktus.media предоставляет короткую версию журналистского расследования. Полностью расследование можно прочитать здесь или здесь.
Реформы
В апреле 2022 года, через полтора года после прихода к власти, Садыр Жапаров заявил о необходимости реформирования системы госзакупок, утверждая, что она способствует коррупции. Он обещал ввести механизмы, которые устранят коррупционные проявления, но не уточнил, какие именно.
При этом параллельно с этим Жапаров внес конституционные изменения, которые позволили ему усилить свою власть, назначать министров и предлагать законы напрямую парламенту, тем самым ослабляя его роль и роль политических партий.
До 2020 года Кыргызстан отличался относительно открытым политическим климатом. Однако с его приходом к власти это изменилось: Жапаров сосредоточил в своих руках значительную власть и уменьшил влияние парламента. Это было достигнуто путем внесения изменений в Конституцию и ослабления общественного контроля над государственными расходами.
«Он изменил Конституцию, чтобы ослабить роль парламента, а значит, и роль политических партий и усилить свою собственную власть, свою администрацию и исполнительную власть, — сказала Асель Доолоткельдиева, эксперт по Кыргызстану и научный сотрудник Университета Джорджа Вашингтона, в недавнем выпуске подкаста Talk Eastern Europe. — Затем он решил заставить общество замолчать. Теперь граждане получают приговоры за нелепые вещи, например за размещение информации в соцсетях. За публикацию безобидных новостей можно получить до пяти лет».
Реформа госзакупок расширила права заказчика: госпредприятиям разрешили не проводить тендеры и приобретать товары и услуги напрямую у поставщиков по своему усмотрению. Им не нужно публиковать данные о поставщиках или подрядчиках, как они делали это раньше. Примерно тогда же правительство закрыло доступ к подробной информации о государственных расходах в целом: раньше ее размещали на сайте «Открытый бюджет».
Управделами президента
Жапаров также усилил роль Управделами президента, которое теперь курирует множество амбициозных национальных проектов, таких как строительство нового президентского дворца, расширение взлетно-посадочной полосы в Караколе и развитие туристической инфраструктуры в национальном парке «Ала-Арча».
Каныбек Туманбаев, управляющий делами президента, играет ключевую роль в реализации этих проектов. Туманбаев ранее был связан с предыдущими президентами Алмазбеком Атамбаевым и Сооронбаем Жээнбековым. Он является закулисной фигурой, которая курирует проекты, реализуемые компаниями, связанными с окружением Жапарова.
Примеры непрозрачности:
- Аэропорт Каракола. Жапаров остановил тендер на реконструкцию аэропорта, заявив, что сумма была завышена. Однако он не раскрыл, кто будет выполнять работы. Инсайдер сообщил, что это компания «СапатЖол», связанная с Туманбаевым.
- Проект железнодорожных шпал. Новый завод по производству железнодорожных шпал был построен за счет государства, а затем передан частной компании «Евро Шпал», связанной с Туманбаевым.
- Президентский дворец. Компания, строящая новый президентский дворец, получила три земельных участка на юге Бишкека стоимостью до $77 миллионов.
Репортеры OCCRP, Temirov Live и Kloop обнаружили 11 проектов, которыми занимается Управление делами президента. Стоимость лишь шести из них превышает $137 млн (притом что годовой бюджет страны — порядка $11 млрд). Строительство поручено нескольким формально независимым, но на деле связанным между собой компаниям.
Ни по одному из проектов, в соответствии с новым веяниями, не проводились открытые торги, за исключением аэропорта, — но и тогда Жапаров остановил тендер, заявив, что чиновники предложили за работы слишком большую сумму. Свое решение он пояснил в интервью изданию «Кабар»: «Отмечу еще то, что в 2021 году я поручил руководству аэропортов страны, чтобы они провели реконструкцию и ремонт на объектах и возобновили внутренние рейсы. Однажды я решил уточнить, как идут работы. Они сообщили, что тендер объявлен и завтра он завершится. Услышав это, я сказал им приостановить процесс и принести мне смету, заявленную на конкурс. После проверки представленных ими данных выяснилось, что только на реконструкцию аэропорта Каракола сумма была завышена почти на $10 млн. Мы тут же отменили тендер… Сейчас мы строим все сами, сохранив в бюджете $10 млн».
При этом Жапаров не сказал, кто будет строить аэропорт и во сколько это в итоге обойдется. Не было этого известно и про другие проекты. Журналисты, которые пытались что-то узнать, столкнулись с угрозами, и не только. В сентябре 2023 года «Азаттык» сообщил, что Туманбаев имеет отношение к подрядчикам, которые строят президентский дворец. На гостелевидении этот репортаж раскритиковали и обвинили СМИ в искажении фактов. От «Спутник Кыргызстан» потребовали извиниться за «разжигание паники среди населения и дискредитацию названных граждан» после публикации аналогичной статьи в январе 2023 года.
Давление на СМИ и общественный контроль
Правозащитница Лейла Сейитбек видит связь между попытками скрыть информацию о государственных расходах и кампанией правительства против независимых СМИ: «Они же занимаются гонениями против журналистов именно для того, чтобы предотвратить, как это называется, слив таких вот данных, о которых вы сейчас пишете. Чтобы об этом никто не писал, никто не исследовал, не расследовал».
Редакцию Temirov Live, которая расследовала проекты Управления делами президента, фактически разгромили, обвинив журналистов в призыве к массовым беспорядкам. Некоторые из них оказались под арестом по обвинению в призывах к массовым беспорядкам. Недостаток информации о государственных проектах вызывает общественное недовольство и усиливает репрессии против независимых СМИ.
Скрытые компании и подставные лица
Расследование показало, что многие компании, занимающиеся реализацией государственных проектов, связаны с окружением Туманбаева и Жапарова. Журналисты обнаружили, что реальный контроль над этими компаниями принадлежит Туманбаеву, который отдает распоряжения их номинальным директорам и владельцам.
Управление делами президента стало ключевым органом, через который реализуются крупные государственные проекты. Это приводит к снижению прозрачности и увеличению коррупции. Общественный контроль ослаблен, а журналисты, которые пытаются расследовать эти проекты, подвергаются преследованиям.