Депутат Улугбек Ормонов предлагает запретить рекламу товаров с указанием их стоимости в иностранной валюте. Соответствующий проект закона опубликован на сайте Жогорку Кенеша для общественного обсуждения.
Инициатор напоминает, что, согласно части 3 статьи 14 Конституции, национальной денежной единицей Кыргызстана является сом.
С момента принятия постановления комитета КР по введению национальной валюты от 5 мая 1993 года №1 прошло 30 лет, — отмечает депутат. — С тех пор нормативные правовые акты, прямо регулирующие правоотношения, возникающие при обороте национальной валюты, не были приняты.
По словам Ормонова, структура денежной массы в республике и особенности обращения сома играют очень большую роль, оказывают серьезное влияние на все экономические процессы в стране. Поэтому необходимо законодательно регулировать статус нацвалюты, установить порядок денежного обращения, а также определить основы денежно-кредитной политики государства.
В республике внутренняя торговля, покупка-продажа недвижимости, транспорта, кредитование, организация туров проводятся в иностранной валюте, что создает предпосылки усиления давления на сом, а для граждан затруднительно погашать задолженности, когда в стране наблюдается резкий скачок либо искусственное поднятие курса иностранной валюты.
Также с учетом интеграционных процессов национальная валюта может иметь международный статус и обращение международного уровня с золоторезервным запасом.
Согласно законопроекту, на территории Кыргызстана расчеты и платежи между физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (независимо от формы собственности) по сделкам купли-продажи недвижимого имущества, движимого имущества (автомототранспорт и ценные бумаги), подлежащих обязательной государственной регистрации прав в уполномоченном регистрационном органе, осуществляются только в национальной валюте.
Запрещается реклама с указанием цен на товары и услуги в иностранной валюте.
Для организации инфраструктуры приема платежей за товары и услуги в безналичной форме в национальной валюте, государственные и муниципальные учреждения, представляющие потребителям государственные и муниципальные услуги на платной основе, а также торгово-сервисные предприятия, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере торговли и услуг, обеспечивают наличие и установку, а также применение оборудования или технологий (программно-технического устройства), предназначенного для приема платежей с использованием банковских платежных карт, электронных денег или QR-кода национального стандарта.
При оплате за товары и услуги посредством оборудования и/или технологий (программно-технического устройства) банками, платежными организациями/операторами платежных систем должна обеспечиваться межсистемная интеграция с действующими платежными системами, то есть возможность взаимодействовать и функционировать с другими платежными системами для проведения платежей и расчетов.
Сделки по купле-продаже в безналичной форме в национальной валюте по взаимному согласию сторон могут производиться с использованием специального счета в банке. Специальный счет предназначен для учета и блокирования денежных средств до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств, предусмотренных в договоре, в соответствии с требованиями законодательства КР и нормативными правовыми актами Национального банка.
За нарушение закона наступает ответственность в соответствии с законодательством КР.
В случае отказа от применения оборудования и технологий, предназначенных для приема платежей в нацвалюте с использованием банковских платежных карт, электронных денег или QR-кода национального стандарта, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством.
Отсутствие информации для потребителей о ценах (тарифах) на товары (услуги, работы) в национальной валюте, а также отказ в приеме национальной валюты влечет ответственность в соответствии с законодательством КР о правонарушениях.