Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Впервые ограничительный закон был предложен 10 лет назад. Как он может повлиять на кыргызское общество теперь, когда он принят?

Коллин Вуд

15 апреля 2024 г.

2 апреля президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон о зарубежном финансировании неправительственных организаций (НПО). НПО, получающие финансирование из-за рубежа, будут регистрироваться как «иностранные представители», и на них будут распространяться дорогостоящие требования по отчетности и аудиту.

В течение многих месяцев, пока этот законопроект проходил три чтения в парламенте, западные правительства, международные наблюдательные организации и гражданское общество Кыргызстана критиковали закон. В открытом письме, подписанном 110 представителями НПО со всего Кыргызстана, Жапарова призывали не подписывать законопроект, утверждая, что закон «приведет к репутационным потерям Кыргызстана как демократической страны».
Учитывая глобальные тенденции отката от демократии, этот конкретный закон может не так уж сильно выделять Кыргызстан. В конце концов, закон Кыргызстана об иностранном финансировании НПО — лишь один из примеров легального отката от либерального миропорядка.

Законопроекты об «иностранных агентах» появились в восточной Африке в 2004 году: в Зимбабве был разработан законопроект, который послужил образцом для законодателей Эфиопии, Южного Судана и Уганды. Российский закон об «иностранных агентах» стал переломным моментом в 2012 году, вызвав лавину законодательных актов по всему миру — от Мексики до Китая, от Венгрии до Израиля. В общей сложности более 60 стран мира приняли законы, направленные против иностранного финансирования НКО.

Речь идет не только о странах, отнесенных к автократиям или гибридным режимам. В марте 2023 года Европейский союз приступил к разработке закона, предусматривающего ограничение иностранного финансирования НПО и академических институтов. А законодатели по всему миру — в том числе и в Кыргызстане — указывают на оригинальный закон об иностранных агентах, принятый в США в 1938 году, как на доказательство американского лицемерия, несмотря на то, что в американском Законе о регистрации иностранных агентов (FARA) НПО вообще не упоминаются, как указал Международный центр некоммерческого права в своем анализе проекта кыргызского закона.

Законодатели Кыргызстана попытались встать в строй десять лет назад, когда эта «лавина» только набирала обороты. Надира Нарматова внесла первый законопроект об иностранных агентах в парламент Кыргызстана еще в 2014 году. Законопроект пролежал в парламенте два года, прежде чем законодатели проголосовали за его отклонение в 2016 году.

Когда в октябре 2020 года Джапаров занял пост президента, он быстро выступил за конституционные реформы и реорганизацию парламента. Через два года президентства Джапарова Нарматова вновь внесла в парламент законопроект об иностранных агентах, хотя она и другие авторы законопроекта изменили формулировку на «иностранных представителей», чтобы смягчить клеймо.

За 10 лет, прошедших с тех пор, как парламент Кыргызстана впервые проголосовал за закон об иностранных агентах, освещение этого законопроекта было сосредоточено на нем как на доказательстве российского влияния.
Нет сомнений в том, что российский закон об иностранных агентах вдохновил волну законодательных актов в странах, которые когда-то были советскими республиками. Учитывая, что кыргызские законодатели, по сути, скопировали законопроект своих российских коллег, можно признать, что это справедливая точка зрения для осмысления толчка к регулированию финансирования НПО.

Но тот факт, что Кыргызстану потребовалось 10 лет, чтобы принять этот закон, говорит о значительном влиянии других международных факторов. Это влияние не обязательно связано с кровоточащим либерализмом; не то, чтобы кыргызские законодатели особенно симпатизировали либеральным ценностям, проповедуемым на Западе. Однако они прекрасно понимали, какие побочные эффекты может оказать подобное законодательство на управление и социальные услуги в Кыргызстане.

Исследования в области социальных наук показывают, что при принятии подобных законов в странах происходят две вещи: во-первых, сокращается гражданское общество. За два года после принятия в России закона об иностранных агентах закрылась каждая третья НПО. Более 11 000 НКО в Индии потеряли лицензии на деятельность после принятия закона об иностранном финансировании.

Менее чем через две недели после того, как Джапаров подписал закон об иностранных представителях, это уже начинает происходить. The Diplomat сообщает, что давняя правозащитница Динара Ошурахунова решила закрыть свою организацию «Гражданские инициативы» после третьего чтения законопроекта об иностранных представителях.
Второй значительный эффект законов на финансирование НКО заключается в сокращении иностранной помощи. Исследования показывают, что в странах, принимающих ограничительные законы, общий объем двусторонней помощи сокращается в среднем на 32 %.

Сокращение как гражданского общества, так и иностранной помощи может оказать огромное влияние на Кыргызстан, где НПО играют важнейшую роль в привлечении и распределении иностранной помощи. В Кыргызстане зарегистрировано около 29 000 НПО (хотя неизвестно, сколько из них реально работают). Исследования, проведенные за последние два десятилетия, показали, что правительство передало предоставление государственных услуг на аутсорсинг НПО.

Не только НПО работают с международными донорами; правительство Кыргызстана постоянно полагается на иностранную помощь.

Некоммерческая организация «Наш век», занимающаяся мониторингом международной помощи Кыргызстану, установила, что в период с 1992 по 2002 год Кыргызстан получил около 12,3 миллиарда долларов США в виде иностранной помощи. Двадцать процентов этой помощи поступило в виде грантов. Эти гранты распределяются через несколько тысяч государственных органов, которые отвечают за инфраструктуру здравоохранения, транспорт, сельское хозяйство и образование Кыргызстана. Как сообщает Kaktus, новый закон об иностранных представителях будет распространяться на государственные школы, университеты, детские организации, спортивные учреждения и культурные объекты, которые технически числятся как некоммерческие организации.

Требуют ли власти от школ, которые получают иностранные гранты на поддержку таких проектов, как строительство туалетов, педагогическое обучение учителей, приобретение техники и учебников для классов, а также перевод детской литературы на кыргызский язык, проходить аудит и предоставлять финансовую документацию, неясно. В конце концов, реализация и обеспечение исполнения — это выбор, который делают государственные чиновники. В условиях, когда верховенство закона слабо, законодательство, подобное законопроекту об иностранных представителях, может применяться непоследовательно.

Джапаров отверг критику в адрес иностранных представителей со стороны госсекретаря США Энтони Блинкена, попросив Соединенные Штаты не вмешиваться во внутреннюю политику Кыргызстана. Эта риторика отражает противоречие между государственным суверенитетом и неравномерным распределением власти в глобальной системе, которое привело к распространению законов, ограничивающих иностранное финансирование гражданского общества.

После десятилетия дебатов об иностранных агентах Кыргызстан занял место в лагере сторонников государственного суверенитета. Но готова ли страна взять на себя всю ответственность за социальные услуги и инфраструктуру, если Соединенные Штаты и Европейский союз свернут помощь?

https://thediplomat.com/2024/04/kyrgyzstan-adopts-law-targeting-foreign-funded-ngos/