Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Власть имущие не устают твердить, что после апрельских событий 2010 года в Кыргызстане утвердилась истинная свобода слова, и никто из журналистов с тех пор не подвергался гонениям и нападениям.

Действительно, с горем пополам на базе Национального первого канала создано общественное телевидение, а статья о клевете из Уголовного кодекса убрана. На этом деятельность властей по обеспечению свободы слова закончилась.

По данным Министерства внутренних дел КР, с начала 2011 года в республике зарегистрировано 11 фактов нападения на журналистов. «Из них 7 — хулиганств, 1 — грабеж и 1 — умышленное причинение вреда здоровью. Из возбужденных уголовных дел 5 находятся на рассмотрении, 3 приостановлены, но оперативно-разыскные мероприятия по установлению виновных продолжаются», — отметили в пресс-службе МВД.

Вспомним погибших коллег

Печальная статистика показывает, что уголовные дела по фактам нападения на журналистов, даже с летальным исходом, остаются нераскрытыми. Вспомним погибшего в 2007 году после избиения сотрудниками милиции журналиста Алмаза Ташиева, застреленного в городе Оше Алишера Саипова.

По делу погибшего в 2010 году оператора НТС Тимура Исманбекова в апреле 2011-го вынесен приговор, по которому подсудимые Каскар Катажеков и Сергей Чихряков признаны виновными по статье 234 «Хулиганство» УК КР. В итоге они получили по 1,8 года колонии-поселения.

В начале октября 2011 года избит и через месяц скончался сотрудник радио «Тумар» Жаныбек Айдаралиев. Виновник смерти журналиста — некий Максат Эралиев, имеющий, как выяснилось, три ID-карты и четыре паспорта — объявлен в розыск. Похоже, папки с материалами и этого уголовного дела будут еще долго пылиться в архивах МВД.

По мнению руководителя Коалиции «За демократию и гражданское общество» Динары Ошурахуновой, раскрытие уголовного дела по убийству журналиста Геннадия Павлюка, является редким исключением. «Это стало возможным благодаря смене власти. Нынешние правители, бывшие на момент смерти Геннадия Павлюка в оппозиции, обещали докопаться до истины в этом деле. Обещание сдержали, но сейчас говорить о безопасности журналистов не приходится», — сказала она.

Ради нескольких строчек в газете

«Обычно нападения на журналистов МВД не связывает с их профессиональной деятельностью и чаще всего не информирует об итогах расследования. Даже если нападения на сотрудников СМИ произошли на бытовой почве, нельзя забывать, что журналисты относятся к особой категории граждан, которые исполняя профессиональный долг, больше остальных подвержены риску», — считает директор ОФ «Институт Медиа Полиси» Бегаим Усенова.

По мнению Динары Ошурахуновой, журналист может оказаться в сложной ситуации в любое время суток. «Во время акций протеста, когда митингующие нападают не только на журналистов, но и представителей государственной власти, а милиция бездействует, говорить о безопасности не приходится. И если не провести реальные реформы в системе правоохранительных органов, журналисты по-прежнему будут подвергаться нападениям», — отметила правозащитник.

По словам Бегаим Усеновой, особенно остро вопрос безопасности стоит на юге республики. «Журналисты говорят о том, что во время митингов и пикетов, они даже боятся вытащить ручку и блокнот, поскольку к ним относятся агрессивно», — сказала она.

В июне 2011 года на центральной площади города Оша перед зданием областной госадминистрации во время проведения митинга в поддержку депутатов парламента от фракции «Ата-Журт» Камчыбека Ташиева и Жылдызкан Джолдошовой избиты журналисты телеканала НТС Чынара Садыкова и Владимир Безбородов. В Управлении внутренних дел южной столицы этот факт не зарегистрирован. Не последовало реакции и со стороны властей, в том числе и вышеуказанных народных избранников.

Язык мой — враг твой?

Языковая и национальная карты, зачастую используемые для достижения целей некоторыми политиками и чиновниками, в 2011-м разыграны и на представителях СМИ. Пока бывший президент переходного периода КР Роза Отунбаева хвалилась тем, что в период ее правления «на журналистов не оказывается никакого давления», ее подчиненные устраивали охоту на неугодных работников масс-медиа.

Бывший глава Национальной комиссии по развитию государственного языка Азимжан Ибраимов потребовал, чтобы экономический обозреватель газеты «Вечерний Бишкек» Дина Маслова покинула страну. Ему не понравилась статья журналиста о нетерпимости к невладеющим кыргызским языком.

В мае в офисе ИА «24.kg» около 15 человек, представившихся членами партии «Асаба», во главе с лидером Салмоорбеком Дыйкановым устроили «разбор полетов» из-за ошибки, допущенной в одной из публикаций. Несмотря на готовность агентства исправить ситуацию и предоставить возможность высказаться в интервью, асабисты стали оскорблять сотрудников издания по национальной принадлежности. Они угрожали поджечь дома руководителей агентства и обещали добиться того, чтобы редактор покинул страну. Но Генеральная прокуратура не нашла в действиях членов партии «Асаба» ничего преступного и отказалась возбуждать уголовное дело.

О, дайте, дайте мне свободу!

По словам Бегаим Усеновой, после апрельских событий 2010 года журналисты получили больше возможностей критиковать чиновников. «Свобода слова — это показатель уровня соблюдения прав человека. Возможность критиковать тех или иных политиков не является показателем свободы слова. Нужны условия для экономической независимости СМИ, а также свобода получения, переработки и распространения информации», — сказала она.

Эксперт заметила, что госорганы по-прежнему остаются закрытыми, в том числе и для простых граждан. «Сейчас критиковать можно. Но если журналист захочет по тому или иному делу «копнуть» немного глубже, никто не даст ему это сделать. Если вопрос ставить так, то свободы слова в КР нет. Яркий пример — парламентские заседания за закрытыми дверями, что происходит часто и становится нормой», — подчеркнула Бегаим Усенова.

«Нельзя забывать, что составляющими свободы слова являются доступ к информации и ответственность самих журналистов. Увы, пока с этим сложно. После мартовской революции 2005 года у нас была эйфория от свободы слова, которую новые власти резко перекрыли. Нет гарантий, что и нынешние правители после укрепления позиций не станут действовать по тому же сценарию», — пояснила Динара Ошурахунова.

Информация к размышлению

Американская неправительственная организация Freedom House в своем рейтинге свободы прессы, заявила, что в Кыргызстане в 2010 году ситуация улучшилась. Из категории «несвободных» республика перешла в «частично свободные», вернув позиции, которые занимала с 1993 по 1996 годы. По данным организации «Репортеры без границ», по итогам 2010 года Кыргызстан по уровню свободы слова скатился на 25 позиций в сравнении с 2009 годом и занял 159-е место.

Учитывая учащающиеся факты нападений на журналистов, нераскрытые преступления, закрытость госорганов, международные оценки, республика окажется в хвосте и международных рейтингов по итогам текущего года, которые опубликуют в начале 2012-го.

«Наша свобода зависит от свободы прессы, которую, если ограничить, значит потерять», — эти слова принадлежат Томасу Джефферсону, выдающемуся политическому деятелю, ученому-гуманисту и просветителю. И сказаны они еще пару веков назад.

http://www.24.kg/community/117466-svoboda-slova-2011-krylya-nogi-i-xvosty.html