Депутат Эльдар Абакиров рассказал, как можно решить проблему дефицита учебников в образовательных учреждениях.
На заседании Жогорку Кенеша 21 февраля он сообщил, что анализ в течение четырех месяцев готовится совместно с KG Analytics и «Билимдүү Кыргызстан».
Депутат напомнил, что образовательный процесс состоит из трех элементов: учителя, учебника и ученика.
«Если учитель квалифицированный, учебник качественный, а ученик старательный, то, безусловно, качество образования высокое. В Кыргызстане на конец 2023 года 1,5 млн учеников. Каждый из школьников в среднем использует 12 учебников в год. Следовательно, нашей системе образования необходимо 18 млн учебников, и они должны отвечать стандартам. Каждая школа, будь она государственной, муниципальной или частной, должна придерживаться госстандартов. В зависимости от развития науки, технологий, экономики меняются и стандарты», — отметил Абакиров.
По его словам, на данный момент недостаток учебников в стране составляет 4,7 млн единиц, или 26% от необходимого количества.
«Они покупаются на базарах или завозятся из России. Таким образом сейчас решается проблема. В 2023 году в республике было изготовлено 740 тыс. учебников. Если будем считать, что учебники не будут устаревать, то и к 2030 году вопрос с учебниками не будет закрыт. Все равно 11% учебников не будет хватать. Но, по стандартам, учебниками можно пользоваться только три года, после этого они считаются негодными. Таким образом к 2023 году дефицит учебников может составить 85%. Другими словами, с каждым годом проблема будет стоять еще острее. Надо также учитывать, что ежегодно увеличивается и количество школьников», — сказал депутат.
Относительно учебников по кыргызскому языку он подчеркнул, что для 5-6-х классов вопрос решен на 70-80%, 9-11-е классы пользуются учебниками, которым более 10 лет.
«70% учеников первых классов тоже пользуются старыми учебниками. С учебниками по русскому языку ситуация схожая: для 5-6-х классов достаточно новых книг, для 3-4-х классов — учебникам от 5 до 10 лет, в остальных классах — учебникам более 10 лет», — добавил Абакиров.
В Кыргызстане две проблемы: качество учебников и их дефицит. В 2019 году Кыргызстан занял последнее место в рейтинге PISA. 70% учеников не понимают школьный материал, по математике не могут решить элементарные задачи.
«Как издаются у нас учебники? Автор предлагает концепцию, издательский дом редактирует и разрабатывает дизайн, Министерство образования забирает себе авторские права большинства учебников, выбирает издательский дом, само определяет нужду школ в учебниках, само проводит экспертизу и апробацию, отправляет на печать и распространяет. У учителей и учеников тут только одно право — заполнить форму Д10 о том, сколько книг не хватает. Но мы изучили опыт Эстонии, которая занимает четвертое место в PISA. Приезжали представители Минобразования Эстонии. У них система работает по-другому: авторы работают напрямую с учителями, школьниками и их родителями, которые говорят, что нравится и что нет. Учителя выбирают учебниками. Минобразования только утверждает государственный стандарт и проводит экспертизу. После чего весь список учебников публикуется на сайте. Таким образом, мы считаем, что Кыргызстан должен перейти на модель работы Эстонии», — обратился депутат к коллегам.
Он считает, что впоследствии будет возрастать качество учебников, увеличится количество авторов, будет конкуренция, снизятся цены на книги.
«Также в библиотеках пылятся книги, которыми никто не пользуется. Они некачественные, изданы с ошибками, не отвечают стандартам. В Эстонии по каждому предмету утверждены по восемь учебников, из которых более удобный выбирают учителя и родители. Именно поэтому страна занимает ведущие позиции в PISA», — сказал Абакиров.
Депутат предлагает Минобразования КР утвердить по три учебника по каждому предмету.