Решение суда о ликвидации «Клооп Медиа» вызвало дискуссии о качестве судебной экспертизы. В последние годы десятки оппозиционных политиков, гражданских активистов и журналистов оказались за решеткой из-за широкого распространения в политических судебных процессах лингвистических и политологических экспертиз.
Специалисты отмечают, что эксперты не имеют единой и ясной методики для анализа текстов и выходят за рамки своих полномочий.
9 февраля Первомайский районный суд Бишкека вынес решение о ликвидации издания «Клооп Медиа». В основу решения суда легло заключение психолого-психиатрической экспертизы.
Эксперты против СМИ
На последнем заседании суда, на котором было принято решение о ликвидации «Клооп Медиа», психолог Вероника Терехова, привлеченная в качестве эксперта, заявила, что в светской стране не следует критиковать власть.
Эксперт Жанна Караева, врач Республиканского центра психиатрии и наркологии, отвечая на вопросы адвоката и суда, рассказала, что выводы группы экспертов сделаны на основе ее личного опыта.
«Хотите вы этого или не хотите, но средства массовой информации оказывают воздействие на мысли людей. На их отношение к миру, в том числе. Конечно, у нас нет статистики, что кто-то, прочитав статью из «Клоопа», заболел психическими расстройствами. Но были общие ответы, мы отвечали на это в общем. У меня очень большая практика работы и ко мне приходят люди с тревожными расстройствами, с паническими расстройствами, с расстройствами настроения, с депрессией. И как только начинаешь с ними беседовать, что они начинают говорить? Что у нас в стране творится просто какое-то безобразие. Откуда вы это взяли? Мы это взяли из средств массовой информации, в том числе».
О том, что прокуратура Бишкека подала в суд иск о ликвидации общественного фонда «Клооп Медиа» стало известно 28 августа 2023 года. В заявлении прокурора города Эмильбека Абдыманапова, в частности, отмечалось, что ГКНБ в результате проверки издания «Клооп» установил, что «публикуемые материалы направлены на резкую критику проводимой политики действующей власти», а «большая часть публикаций носит сугубо негативный характер, направленный на дискредитацию представителей государственных и муниципальных органов».
В качестве причины иска было названо «осуществление деятельности, выходящей за рамки, предусмотренные уставом».
Главный редактор издания Анна Капушенко отмечает тот факт, что заключение независимой экспертизы не было учтено, а в основу решения суда легло заключение государственной экспертизы. Она считает, что решение суда было продиктовано сверху.
«Мы не согласны с качеством и компетентностью экспертизы. Мы провели альтернативную экспертизу. Мы предоставили ее суду и даже зачитали. Однако суд не принял его во внимание. На самом деле, это очень удивительная ситуация. Ведь эти экспертизы изначально были созданы для уголовного дела. Нам совершенно непонятно, почему они легли в основу решения суда о ликвидации издания. Это непонятно и юристам. Вначале прокуратура обвиняла в недостаточности информации о нашей деятельности в уставе. Согласно этому, мы перерегистрировали общественный фонд и внесли в устав необходимые сведения о сборе информации для населения. Мы выполнили требования прокуратуры. На наш взгляд, в этом случае суд должен был прекратить дело. Однако в итоге решение было принято на основе заключения экспертизы. Думаю, всем очевидно, что эксперты не смогли доказать то, что написано в заключении. В целом эксперты некомпетентны. Однако суд принял такое решение. Мы будем обжаловать его всеми законными способами. По нашему мнению, этого не должно было произойти. Мы считаем, что решение было спущено сверху».
Помимо «Клооп Медиа», комплексные экспертизы были проведены по десяткам уголовных дел. Такая экспертиза часто включает лингвистический, психиатрический, теологический и политологический анализы.
Политики, журналисты и активисты – «жертвы» экспертизы
В последние два года активно используется проведение политологической судебной экспертизы. Если по уголовным делам политического характера назначается комплексная экспертиза, она также включает и политологический анализ. Комплексные экспертизы проводились по делам «кемпирабадцев», гражданских активистов Ондуруша Токтонасырова, Ырыса Жекшеналиева, Афтандила Жоробекова, Олжобая Шакира, Адилета Балтабая, Зарины Торокуловой, Тилекмата Куренова, директора Next TV Таалайбека Дуйшембиева, «Клооп Медиа», «Азаттык Медиа» и других. По всем этим делам эксперты дали заключения, что в опубликованных ответчиками материалах содержались призывы к захвату власти, организации массовых беспорядков, свержению государственного строя, разжиганию межнациональной и межрегиональной вражды.
Политологическую экспертизу по делам «кемпирабадцев», директора Next TV Таалайбека Дуйшембиева, активистов Ырыса Жекшеналиева, Адилета Балтабая и Олжобая Шакира проводил научный сотрудник Института государства и права Национальной академии наук Азамат Жанышбек уулу.
Остановимся на некоторых «делах» эксперта.
В октябре 2022 года МВД арестовало 27 оппозиционных политиков и гражданских активистов. Участникам комитета против передачи Узбекистану земель Кемпир-Абадского водохранилища были предъявлены обвинения в «массовых беспорядках» и «подготовке к насильственному захвату власти».
Президент Садыр Жапаров выразил свое мнение по этому поводу. Он заявил, что не позволит тем, кто, прикрываясь демократией, зашел слишком далеко, развязывать конфликты.
По «Кемпир-Абадскому делу» была назначена судебно-лингвистическая и политологическая экспертиза, на заключение которой был наложен гриф секретности. Однако один из обвиняемых, политик Равшан Джеенбеков, ознакомившийся с заключением, заявил, что эксперты выполняют приказы властей.
«Следователь Жапеков срочно, незаконно и подделав экспертизу, хочет посадить конкурентов Садыра Жапарова и патриотов Кыргызстана. Эксперты же зависимы и работают против будущего Кыргызстана, они выполняют приказы властей и способствуют аресту невиновных политиков, журналистов и активистов».
Одна из обвиняемых по «Кемпир-Абадскому делу» экс-судья Конституционного суда Клара Сооронкулова считает, что Кыргызстан перенимает российский опыт политологической экспертизы.
«В судебной экспертизе нет понятия политологической экспертизы. Это ввели в России три года назад. Затем под их влиянием два года назад это пришло и к нам. Политологическая экспертиза – это то, чего не существует в мире. Ее используют в России для преследований. Потом и у нас стали использовать ее в своих целях. Однако, согласно Закону «Об экспертизе», любая экспертиза должна основываться на научных методах. Эксперт в обязательном порядке должен показать какие методы он использовал. Это должна быть методология, утвержденная государством. Например, существует методология лингвистической экспертизы. Но не существует ничего подобного по политологической экспертизе. У нас эту экспертизу проводит один единственный политолог — Жанышбек уулу, не имеющий никаких знаний в области политологии. В экспертизе должно быть указано, какие методы использовал эксперт. А он пишет «литература по политологии» и указывает литературу, которой пользуются студенты 1-2 курсов. Нет никаких методов».
Ондуруш Токтонасыров – один из гражданских активистов, выступающих за демократические ценности в стране. Через акции протеста и публикации в социальных сетях он всегда выражает свою позицию по поводу событий, ограничивающих свободу и нарушающих права человека. В марте 2023 года на основе его постов в социальных сетях было возбуждено уголовное дело и началось расследование. Ему было предъявлено обвинение по статье «Возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды». Активист считает, что обвинение выдвинуто из-за высказываемой им критики в адрес власти в социальных сетях.
«Когда я предложил вместе со своими адвокатами сформировать совместную экспертную комиссию, суд отказался, заявив, что так нельзя. Однако стараниями моих адвокатов доктор филологических наук Нарынбаева дала заключение как независимый эксперт. В заключении было четко указано, что «посты Токтонасырова не содержат никаких признаков, призывающих к межнациональной вражде». Несмотря на это заключение, суд почему-то удовлетворил ходатайство прокурора и вынес решение о назначении комиссии экспертов. Насколько я знаю, над моими постами работает экспертная комиссия из трех человек. Будет психолог, филолог и политолог. Это всего лишь попытка поставить меня на место как гражданского активиста, заткнуть рот и заставить замолчать».
Двадцатилетний блогер Ырыс Жекшеналиев был арестован 14 августа 2022 года за размещение в социальных сетях видеообращения экс-председателя ГКНБ Абдиля Сегизбаева от 2021 года. В этом обращении Сегизбаев говорил о необходимости отказа от эксплуатации железорудного месторождения Жетим-Тоо в Нарынской области. В отношении Жекшеналиева было возбуждено уголовное дело по статье «Массовые беспорядки», а прокурор потребовал приговорить его к шести годам лишения свободы.
Гражданский активист Афтандил Жоробеков был арестован за организацию акции протеста против смены государственного флага. Ему предъявлено обвинение по статье «Массовые беспорядки». Адвокат Жаныш Бараков заявил, что активиста арестовали только по результатам лингвистической экспертизы:
«Основанием для возбуждения данного уголовного дела послужило заключение назначенной следствием лингвистической экспертизы. В нем говорится, что содержатся «призывы к массовым беспорядкам». Афтандил был задержан и заключен под стражу. Как известно, основанием послужило высказанное личное мнение Афтандила Жоробекова о флаге. Однако я не согласился со следователем и написал заявление. Прежде всего, когда назначалась экспертиза, следователь должен был вызвать меня или моего подзащитного Жоробекова, сообщить об этом, а также должен был включить и наши вопросы экспертам. Нам такой информации не предоставили, об итогах мы услышали только после того, как было выдано заключение, а информация о назначении экспертизы была сообщена с опозданием. Поэтому я написал ходатайство, указав, что правила были нарушены, и попросил назначить комиссионную лингвистическую экспертизу. Мы не согласны с заключением экспертизы. Следователь проигнорировал мое ходатайство, оставил его без удовлетворения, вынес решение и направил дело в Свердловский районный суд».
Писатель и гражданский активист Олжобай Шакир был арестован за высказанную позицию против передачи Узбекистану в аренду четырех пансионатов на Иссык-Куле и призыв выйти на акцию протеста 31 августа 2023 года. ГКНБ обвинил активиста в распространении материалов, содержащих «призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам».
Политологическую экспертизу по делу Олжобая Шакира проводил научный сотрудник Института государства и права Национальной академии наук Азамат Жанышбек уулу. Отвечая на вопросы «Азаттыка» о заключении, которое он сделал в рамках упомянутого дела, он сообщил, что проанализировал посты активиста методами, существующими в политологии.
«К нам поступили обращения и публикации Эгембердиева Олжобая на 19-ти странницах. Также была одна видеозапись. На основе этих материалов мы провели экспертизу, опираясь на научно-политологические методы, существующие в политологической науке. С их помощью мы пришли к заключению, что в словах этого гражданина звучат призывы к насильственному захвату власти и массовым беспорядкам. Следует отметить, что в начале августа мы все знали, что четыре пансионата были переданы инвесторам из Узбекистана. Этот гражданин распространил недостоверную информацию о том, что они были переданы незаконно. Кроме того, он приглашал на незаконный митинг 31 августа».
Адвокаты заявляют, что Азамат Жанышбек уулу не зарегистрирован в государственном реестре экспертов, поэтому не имеет права проводить какую-либо экспертизу. Однако их доводы не были приняты во внимание в суде.
11 сентября 2023 года была арестована гражданская активистка Зарина Торокулова. Спецслужба предъявила ей обвинение по статье «Массовые беспорядки». Активистка поделилась двумя постами аккаунта «Умай Аруу» в «Фейсбуке»: один – «Жапаров мафия», другой – «Организуем онлайн-митинг» Олжобая Шакира. 16 января Первомайский районный суд Бишкека назначил Торокуловой трехлетний пробационный надзор.
Юрист общественного фонда «Институт Медиа Полиси» Акмат Алагушев отмечает, что были случаи, когда некоторые эксперты брали на себя функцию суда при рассмотрении многих нашумевших дел, и это явление началось с того, что Атамбаев подал в суд на сайт «Заноза». Однако если тогда это было применено к гражданскому судопроизводству, то теперь, по словам адвоката, этот опыт получил распространение в уголовных делах.
«Это был гражданский процесс. Теперь же калечат судьбы людей при помощи уголовных дел. Это наносит прямой ущерб. Потому что есть ангажированная сторона. И не профессиональная. Большинство следователей напрямую задают юридические вопросы. И они отвечают на одни и те же вопросы. А это неправильно. Однако это не обо всех экспертах, есть четыре-пять таких экспертов. В большинстве случаев – разжигание вражды, массовые беспорядки, призывы к насильственному захвату власти – все вопросы, которые задает следствие, неправильные. Однако несмотря на это эксперты отвечают на них. Более того, они называют то, чего нет. Например, есть ли призывы? Призывы к чему? На эти вопросы они не дают ответов. Словом, здесь много недоработок. К примеру, в отношении 11 журналистов дела заведены на основании заключения. Если мы посмотрим это заключение, то они пишут о том, чего нет. Приведу пример – Афтандил Жоробеков, Олжобай Шакир, Зарина Торокулова, Мирлан Ураимов – они [эксперты] пишут, что у них всех присутствует все это».
Как уже упоминалось, 16 января МВД арестовало 11 журналистов, работавших и работающих в расследовательском медиа Темиров LIVE. Уголовные дела основаны на результатах судебно-лингвистической экспертизы о том, что посты журналистов в социальных сетях содержат признаки «призыва к массовым беспорядкам».
Вскоре после этого Садыр Жапаров в интервью «Кабару» назвал задержанных безответственными блогерами, публикующих ложную информацию в социальных сетях, и выразил мнение, что они должны нести ответственность.
«Мы часто становились свидетелями того, как некоторые блогеры и активисты открыто распространяют ложную информацию. Нередко имело место преднамеренное или непреднамеренное разжигание региональной, религиозной и национальной вражды, призывы к антиконституционным действиям и массовым беспорядкам. Согласно заключению судебно-экспертной службы при Минюсте, как раз по данному поводу установлено, что видеообращения Тажибек кызы Махабат содержат признаки призыва к массовым беспорядкам, что соответствует части 3 статьи 78 Уголовного кодекса. В сегодняшние неспокойные и нестабильные времена свобода слова тесно связана с ответственностью. Страны, которые сегодня можно считать демократическими, уже вводят ограничения для тех, кто использует свободу слова для достижения политических целей и дестабилизации общества. Мы должны принять превентивные меры в этом отношении, потому что это напрямую связано с национальной безопасностью страны».
Местные и международные правозащитные организации не раз обращались к властям Кыргызстана по поводу задержания журналистов. В настоящее время по делу ведется следствие.
Необоснованная экспертиза вызывает много вопросов
Существует специальная государственная служба, которая проводит судебные экспертизы. В случае отсутствия соответствующих специалистов привлекают специалистов Национальной академии наук, Республиканского центра психиатрии и наркологии и других официальных учреждений для проведения лингвистических, политологических, психических и психологических экспертиз.
Получить информацию о деятельности учреждения и методах проведения экспертиз в судебно-экспертной службе нам не удалось. Заместитель руководителя службы Кубан Нурланов сообщил через своего секретаря, что занят, и отказался выходить на связь.
Правозащитница Азиза Абдирасулова отмечает, что в Кыргызстане низкое качество лингвистических, теологических, криминалистических и баллистических экспертиз. Она призывает Академию наук и Минюст обратить пристальное внимание на подобные явления.
«Из-за низкого качества, во-первых, многие преступления остаются нераскрытыми, уголовные дела расследуются месяцами и годами, и еще много вопросов возникает в ходе судебных разбирательств. Только в случае с «Кемпир-Абадским делом» есть много вопросов, связанных с лингвистической экспертизой. Требовать должны адвокаты, следователи, судьи, прокуроры. Какая методология используется? Например, я знакома со многими заключениями лингвистических экспертиз. Они делают выводы, основываясь на собственной интуиции и понимании. Любая экспертиза должна иметь свою методологию. Какой метод использовался, должны быть ссылки. Объясняется значение каждого слова. У нас нет вызывающей доверие лингвистической экспертизы высокого уровня. Такое присутствует и в других видах экспертиз. Что меня особенно беспокоит как правозащитника, так это то, что теологическая экспертиза вызывает так много вопросов. Потому что простых людей всегда арестовывают поодиночке, и заключения экспертизы по их делам издаются по одному и тому же шаблону».
По словам Азизы Абдирасуловой, до этого по результатам теологической экспертизы в год арестовывали до 2-3 тысяч человек.
Уголовный кодекс Кыргызской Республики предусматривает ответственность эксперта, за ложную или вводящую в заблуждение экспертизу. Статья 364 предусматривает наказание за «заведомо ложные заключения эксперта или показания специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в исполнительном производстве».
Перевод с кыргызского, оригинал статьи здесь