Материал опубликован в разделе «Мнения» – в таких публикациях выражается личное мнение автора. Авторка этой колонки – главная редакторка онлайн-издания «Новые лица» Лейла Саралаева. Повествование ведется от ее лица.
32 года назад Кыргызстан получил независимость и с тех пор выбрал демократический путь развития. А это значит, что одним из главных компонентов развития государства, кроме рыночной экономики, верховенства права и соблюдения прав человека, была свобода слова. Я в журналистике с 1995 года, и период с начала 90-х до 2000-х можно назвать лучшими годами для свободы слова на территории бывшего Союза, в том числе и в Кыргызстане.
Цензурированная советская журналистика ушла и зарождалась новая независимая журналистика, появилась возможность писать на любые темы. В том числе и критиковать новую власть. Журналистика начала 90-х была подобна бурной горной реке, когда информация лилась оглушающим потоком.
История репрессий
К сожалению, все последующие годы независимости превратились в вечное противостояние между властью и независимыми СМИ. Как только приходит очередной новый президент на волне революции, сначала он благодарит независимые СМИ за поддержку, честность и критику предыдущего режима. Но проходит время и, вкусив власть в полной мере, он пытается заткнуть этот поток информации, который несут свободные СМИ.
Происходит это потому, что президент и его окружение безумно хотят сохранить власть. Поэтому Акаев и его команда начали менять Конституцию, чтобы остаться на второй и третий сроки, и начали давить на независимые СМИ и журналистов, которые обвиняли его в узурпации власти, в рейдерстве всего бизнеса его семьей, в коррупции и так далее. При Акаеве начались суды над журналистами, разорения редакций.
Второй президент Бакиев и его семья начали с устранения неугодных – политиков и журналистов, которые критиковали его, убивали или калечили. При Бакиеве двое журналистов были убиты, несколько избиты, некоторым пришлось бежать за границу.
Атамбаев долгое время держался и терпел критику, но к концу срока тоже «забронзовел» и поддержал подачу многомиллионных исков генпрокуратурой на ряд журналистов. Позже он снял материальные претензии, но «осадок», как говорится, остался. После того, как сам Атамбаев отсидел в тюрьме, он признал подачу этих исков ошибкой.
Президент Жээнбеков тоже боролся с независимыми СМИ. Именно в его бытность были опубликованы резонансные журналистские расследования про коррупцию на таможне. После этих расследований экс-таможенник Райым Матраимов подал в суд на ряд изданий. В период правления Жээнбекова на расследователя Болота Темирова было совершено нападение.
Как затягивается удавка
Очередной, давно невиданный, рост давления на журналистов начался при нынешнем президенте Садыре Жапарове. Самое интересное, что приход к власти дуэта двух друзей Жапарова и Ташиева, стал возможным только потому, что независимые СМИ давали им площадку для высказываний своего мнения, когда они были в оппозиции. Именно независимые СМИ писали о том, что происходило в СИЗО и тюрьме пока шло следствие по делу о «попытке захвата власти» и «захват заложников». Благодаря огласке в СМИ, Ташиева не признали психически больным, и кыргызстанцы узнали о попытке суицида Жапарова.
И именно независимые СМИ для двух друзей сегодня главные враги, потому что мы, как и прежде, даем площадку оппозиции и тем, кто томится в тюрьмах как политические узники.
Некоторые наивные коллеги в кулуарах обсуждают, что президент Садыр Жапаров введен в заблуждение руководителем собственной пресс-службы Дайыром Орунбековым. Якобы сам он поддерживает свободу слова, но Орунбеков его неправильно информирует и лепит из независимых журналистов врагов. Такое распространенное клише: «Царь – хороший, бояре – плохие».
Но это большое заблуждение. Судя по высказываниям в интервью, Садыр Жапаров в курсе всего происходящего и отслеживает все материалы, которые публикуют журналисты-расследователи.
Не случайно сначала у независимых СМИ Кыргызстана начались проблемы с рекламой, так как сам президент приказал не размещать крупным госкомпаниям рекламу в независимых СМИ.
«Я прекратил это, потому что народные, государственные деньги должны работать для народа. С того дня меня все ненавидят. Поэтому они не хотят видеть хорошее. Я на них не обращаю внимания», – так Жапаров объяснял это в интервью «Кабару» в конце лета 2023 года.
Вот уже больше года, как через фабрики троллей независимые СМИ активно начали называть «агентами Запада» и «врагами народа». Одновременно началась эпопея с принятием дискриминационного «закона о СМИ», который значительно сужает свободу слова и делает работу независимых журналистов невозможной, так как СМИ могут лишить регистрации или лишить аккредитации.
Коротко хронология давления выглядит так:
- В ноябре 2022 года выдворили из страны журналиста-расследователя Болота Темирова.
- В октябре 2022 началась блокировка «Азаттыка».
- В 2023 году издание «Клооп» подверглось блокировке, после публикации журналистского расследования об открытии первыми лицами страны академии футбола совместно с испанским клубом «Барселона». В настоящий момент рассматривается иск прокуратуры о ликвидации юрлица «Клоопа».
- Далее суд обязал издание «Кактус» выплатить штраф в 600 тысяч сомов за публикацию информации о прекращении печати бумажной версии провластной газеты «Вечерний Бишкек». Газета действительно не выходит в бумажном виде, но «Кактус» всё равно осудили, так как информация «нанесла моральный вред» «Вечерке».
- Одновременно на независимую «Политклинику» подал иск государственный телеканал ЭлТР. Суд частично удовлетворил иск и обязал дать опровержение некоторых слов.
Ситуация резко стала критической в январе 2024 года. 15 января ГКНБ устроил обыски в редакции авторитетного издания 24.kg. У сотрудников редакции изъяли технику и мобильные телефоны. Сейчас офис 24.kg опечатан. Редактора уже дважды побывали на допросах в ГКНБ.
А 16 января следователи МВД ранним утром начали обыски в домах и аресты 11 человек, которые в разное время работали на редакцию Temirov Live, публиковали расследования о коррупции в высших эшелонах власти.
Расчищают поле для нового срока?
Почему именно при нынешней власти происходит столь беспрецедентное давление? Потому что два друга изначально пришли к власти сомнительным путем – запугивая депутатов и манипулируя общественным мнением через фабрики троллей. Они в очередной раз изменили Конституцию, наделив президента огромными полномочиями. Они совершили много действий, в которых демонстрировали пренебрежение интересами страны и народа, и уже сейчас уровень доверия населения к ним упал. А запрет митингов создает видимость, что люди их терпят.
На днях Эдиль Байсалов заявил, что президент Садыр Жапаров намерен идти на второй срок. Как двуумвирату Жапаров – Ташиев сохранить власть при таком недоверии? Только обманом, манипуляциями и запугиванием. А для того, чтобы правда не вышла наружу, чтобы не было критики их непопулярных действий, необходимо заткнуть независимые СМИ.
Независимые СМИ и журналистов щедро поливают грязью через публикации в провластной «Вечерке», на прокремлевских сайтах, телеграм-каналах и в соцсетях, публикуя «компромат» о финансировании некоторых редакций международными организациями и посольствами. Но в грантах на создание качественного контента нет ничего криминального, все видео и статьи есть в открытом доступе, их тематика посвящена гендерному равенству, женскому лидерству, жизни в регионах. И потом, если президент сам отрезал финансирование через рекламу, как выживать независимым СМИ? И самое главное, наше правительство и государственные учреждения получают многомиллионные гранты от тех же международных организаций и посольств. Почему тогда государство не считается грантоедом и «рабом Запада», а на независимых СМИ навешивают ярлык? Где справедливость и честность?
Сразу скажу, заткнуть журналистов не получится. Мы не ОПГ, которых можно закатать в тюрьмы без суда и следствия. Мы не бизнесмены, которых можно шантажировать их активами и вынудить закрыть свой бизнес. Мы прошли большую школу репрессий от опричников Акаева до убийц Бакиева, а отдельные СМИ подверглись судебным преследованиям и во время Атамбаева и Жээнбекова. Мы помним всё.
В том числе и кем были Садыр Жапаров и Камчыбек Ташиев до прихода к власти, помним каждый их шаг в политике, их действия и их интервью. Мы понимаем, что давление будет жестким.
Но и мы, журналистское сообщество, как никогда едины, сплочены и опытны. Мы не прекратим свою журналистскую деятельность – информирование общественности обо всех событиях в стране и мире.
Наличие независимых СМИ и журналистов – это главное условие демократии, и действия нынешней власти уже получили осуждение у демократических стран.
Но самое главное, судя по реакции в соцсетях, симпатии кыргызстанцев на стороне журналистов. Многие наши граждане шокированы и осуждают ложь и репрессии в отношении журналистов. И градус недовольства и ненависти растет, что приведет в перспективе к поляризации общества и понижению рейтинга доверия к власти. А с таким имиджем быть переизбранный на следующий срок очень маловероятно.