Депутаты Жогорку Кенеша на заседании 20 декабря за восемь минут, без обсуждений, сразу во втором и третьем чтениях одобрили законопроект об изменении флага.
Теперь для вступления закона в силу его лишь должен подписать президент. Сомнений в том, что Садыр Жапаров это сделает, крайне мало. Ведь незадолго до этого он признался, что инициатива по изменению госсимвола принадлежит лично ему.
Мы воссоздали хронику событий и расскажем, как президенту удалось «протащить» непопулярную инициативу.
«Неправильный» цвет, похож на подсолнух
Разговоры о том, что флаг Кыргызстана, принятый 3 марта 1991 года, «неправильный», ведутся давно. К примеру, в 2011 году в Жогорку Кенеше поднимался вопрос о том, чтобы сменить цвет флага с красного на синий. Инициаторы такого изменения говорили о том, что у героя национального эпоса Манаса флаг был синий. У некоторых же складывалось ощущение того, что түндүк на флаге находится в огне. Однако тогда парламентарии ограничились лишь изменением гимна, сократив его на один куплет.
Один из авторов нынешнего флага Сабыр Иптаров в 2011 году отмечал, что поставить точку в вопросе флага удастся, если будут учтены три фактора:
«Нужно учитывать санжыру (генеалогию) кыргызов, эпос “Манас” и нашу историю. Если во флаге будут учтены все эти три фактора, то тогда, по моему мнению, вопрос решится правильно. Если что-то будет преобладать, то тогда в этом вопросе не будет поставлена точка», — говорил он, отмечая, что для изменения флага нужно провести долгие обсуждения.
С новой силой дискуссии об изменении флага вспыхнули спустя 12 лет. 28 сентября 2023 года спикер Жогорку Кенеша Нурланбек Шакиев и депутат из провластной фракции «Ата-Журт Кыргызстан» Улан Примов инициировали законопроект, которым предложили выпрямить лучи на флаге Кыргызстана.
Единственным аргументом парламентариев было то, что лучи солнца с түндүком посередине на флаге напоминают «цветок подсолнуха, либо оборок юрты».
Сигнал президента
Сначала законопроект воспринимался, как еще одна инициатива нардепов, которая не найдет поддержки. Лишь спустя месяц стало понятно, что это не так.
25 октября президент Садыр Жапаров в интервью госинформагенству «Кабар» рассказал, что поддерживает идею изменения флага. Тогда еще не было известно, что инициатива принадлежит лично главе государства.
«До этого в обществе активно озвучивали мнение, что наш флаг похож на подсолнух. Даже бывали такие случаи, когда приезжающие к нам в гости иностранцы говорили, что, наверное, в нашей стране подсолнух растет в большом количестве. Если говорить открыто, то с момента обретения независимости мы сильно зависим от внешнего мира. Поэтому может пришло время пересмотреть облик нашего флага», — отметил он.
Однако Жапарову не понравился флаг, предложенный депутатами из-за того, что он был «недоработанным». Вместо этого президент предложил свой вариант, который некоторым пользователям соцсетей напомнил ошейник.
Вслед за Жапаровым поддержал инициативу изменения флага и его ближайший соратник глава ГКНБ Камчыбек Ташиев.
«По моему мнению, [флаг] нужно менять! Смотря на флаг, мы равняемся, уважаем, государство узнают через флаг. Значит, он должен сиять, как лучи солнца, а не быть подсолнухом. Я поддерживаю изменение флага. Сияющий, как луч солнца. Давайте будем едиными перед нашим флагом!» — написал Ташиев на своей странице в фейсбуке.
Изменение флага начали обсуждать уже всерьез. Некоторые парламентарии говорили, что на изменение госсимволики нужно будет потратить много денег, а отдельные кыргызстанцы запустили в соцсетях флешмоб #неменяйтефлаг, призывая депутатов оставить флаг в покое.
Символ социального положения и несчастий?
Вскоре новые аргументы в пользу изменения флага озвучил советник президента Чолпонбек Абыкеев. Он призвал «не делать трагедию» из-за этого вопроса и говорил, что во флаге «изменится лишь деталь». Инициаторы и сторонники законопроекта настаивают на том, что не меняют госсимволику, а лишь «исправляют» ее.
«Я и до этого говорил и писал, что непонятно, почему на флаге три чамгарака (элемент түндүка в виде решетчатой крестовины, вписанной в обод). […] Раньше большое количество чамгараков было у больших юрт. Это свидетельство о богатстве. Если было по четыре-пять чамгараков, то означало, что это юрта богача. Три чамгарака были у тех, кто жил средне или бедно. Может быть, депутаты подумают и в этом направлении», — предложил Абыкеев 1 ноября в эфире «Биринчи Радио».
Когда законопроект об изменении флага начал рассматривать в профильный комитет Жогорку Кенеша, то в новом варианте флага количество чамгараков увеличили с трех до четырех.
Уже на втором Народном курултае, который проходил 15-16 декабря, президент Садыр Жапаров признался, что идея с изменением флага республики принадлежит ему, и призвал поддержать эту инициативу.
«Когда приняли флаг, я был молод, только женился, жил в селе. Флаг приняли, в гости пришли друзья отца. […] Они сидели, все радовались, что флаг приняли. Среди них был сильный историк, санжырачи (знаток кыргызских родов), который наизусть знал тысячелетнюю историю кыргызов. […] Он сказал: “Наш флаг стал похожим на подсолнух. Надо было это исправить!” Он посмотрел еще раз и сказал: “Неужели среди них нет кыргызов-знатоков? И түндүк неправильный”», — вспоминал президент, добавив, что три чамгарака было только у юрт, которые устанавливали во время трагических событий.
Однако, по словам потомственного мастера по изготовлению юрт в четвертом поколении Нурбека Исмаилова, традиционно в юртах было именно три чамгарака.
«Так кыргызы определяли месяцы. Глядя на потолок, люди могли понять какой сейчас месяц. Это сейчас стали делать из пяти-семи чамгараков, но в основном это для красоты», — говорил он в интервью журналистам «Настоящего времени. Азия».
«Бесхребетный» парламент и изменчивый Народный курултай
Жогорку Кенеш принял законопроект об изменении флага в первом чтении 29 ноября. За проголосовали 66 нардепов, восемь — против. Уже к третьему чтению количество парламентариев, проголосовавших против инициативы, сократилось всего до пяти.
«В первом чтении я голосовал против изменения флага, потому что инициаторы законопроекта не смогли в полной мере объяснить ни гражданам, ни депутатам, по какой причине они хотят изменений. Но я сам участвовал в курултае и там то, что два месяца нам не могли объяснить [инициаторы изменения], наш президент объяснил двумя предложениями, почему надо менять флаг. Я согласился с этим», — объяснил свое решение депутат Кубанычбек Самаков, добавив, что также почитал «историческую литературу».
По мнению политолога Эмиля Жороева, принятие Жогорку Кенешем законопроекта об изменении флага без обсуждений еще раз наглядно показало каким «бесхребетным» является парламент.
«Ни один из депутатов, поддержавших инициативу, не привел каких-то аргументов [в защиту своей позиции]. Они только говорят, что президент [за изменение флага]. Другого аргумента у них попросту нет», — отметил он в программе «Азаттыка» «Эксперттер талдайт».
Кроме того, Жороев считает, что одобрение Народным курултаем инициативы президента показало наглядное лицо этого института.
В первый день курултая некоторые делегаты с трибуны выступили против изменения флага, получая в ответ аплодисменты из зала. Однако уже на второй день, когда президент раскрыл, что идея изменения флага принадлежит ему, и попросил делегатов поддержать инициативу, зал аплодировал уже ему.
«Президент двумя предложениями показал, что такое Народный курултай. Мы увидели, как курултай при необходимости можно повернуть на 180 градусов [после одного слова]. У всех была одна позиция до выступления президента, а после все поменяли мнение. По-моему, мы получили ясный ответ на то, что такое собрание не может рассматривать подобные вопросы», — подчеркнул политолог.
«В сердце народа будет старый флаг»
По словам президента Садыра Жапарова, изменение флага не повлечет больших финансовых затрат. Он сообщил, что в первую очередь заменят флаги на госучреждениях и дипломатических представительствах. Для этого глава государства готов выделить собственную зарплату. Также один из инициаторов законопроекта Нурланбек Шакиев заявлял, что часть расходов на изменение флага оплатят «спонсоры». Кто они, спикер не уточнил.
Номерные знаки, паспорта и другие документы будут заменять постепенно — то есть де-факто у Кыргызстана в течение какого-то времени будет два флага.
По мнению манасчы Самата Кочорбаева, изменение флага создает «огромный разрыв между депутатами, государственными служащими и народом».
«[Новый вариант флага] будет висеть только в кабинетах госслужащих, а в сердце народа будет [старый] флаг», — считает он и добавляет, что большинство кыргызстанцев выступают против изменения флага, а депутаты, которые не учли мнения граждан, теперь не имеют морального права говорить от лица народа.
Популярный кыргызстанский комик, сценарист и продюсер Ростислав Ященко, комментируя принятие парламентом законопроекта об изменении флага, сказал, что «пранк вышел из-под контроля».
«Люди, которые говорили: “Нет, этого не будет, президент наложит вето” — даже они поверили [в изменение флага]. Многие, когда узнали, что это инициатива президента, позакрывали [рты], а некоторые даже начали поддерживать. […] Но Садыр Нургожоевич, если вы пришли поменять флаг, […] то сделайте это красиво, современно. Объявите всенародный конкурс, [в котором бы] участвовали лучшие художники и дизайнеры», — призвал он.
Перед голосованием по законопроекту к своим коллегам обратился парламентарий Нуржигит Кадырбеков. Он призвал не менять флаг.
«Посмотрите на флаг самого сильного государства в мире. Он похож на матрац (видимо, Кадырбеков имел в виду флаг США – прим. ред.). Но они не поменяли его. […] Поэтому было бы хорошо, не проводить ритуалы и оставить [флаг] как есть. Самое главное – единство. Заметно, что среди общественности появился раздор [из-за идеи о смене флага]», — сказал парламентарий, но Жогорку Кенеш не прислушался к нему.
Депутат Дастан Бекешев считает реальной причиной изменения флага то, что «кто-то просто хочет остаться в истории».
«В истории не будут писать, что в 2023 году ВВП был такой-то, дефицит либо профицит был такой-то. История любит события, любит какие-то явления. Ну, вот, пожалуйста, событие — изменили флаг», — сказал он в интервью Deutsche Welle.
Депутат Мирлан Самыйкожо, активно выступавший против изменения флага, предрекает возвращение нынешнего флага, «когда сменится власть».
«Наши соседи, Казахстан, изменили название своего города с Астаны на Нур-Султан. А теперь, по иронии судьбы, они вернули прежнее название. Я не против политики нашего уважаемого президента, но против изменения флага. […] Пусть жизнь этой власти будет долгой, а в стране будет стабильность, но через 20-30 лет, поверьте, нынешний флаг вернется», — отметил он.
Плохому танцору…
Сам же президент надеется, что новый флаг позволит Кыргызстану стать «развитой» страной.
«Если этот вариант, даст Бог, пройдет, то отныне мы не будем зависимыми. Впредь будет так, будто солнце светит нам и улыбается. Я далек, от каких-либо поверий и суеверий. Но, все же, мы должны надеяться, что отныне будем развитой и самостоятельной страной, подобно лучам солнца на нашем флаге, входящим через түндүк», — сказал он в интервью «Кабару» 25 октября.
До этого, по версии властей, Кыргызстану мешала развиваться статуя женщины с түндүком на площади Ала-Тоо, второй куплет гимна и даже полуторатысячелетняя мумия, найденная в Баткенской области. Статую убрали, гимн сократили, а мумию захоронили.
Что будет мешать власть имущим после того, как они поменяют и флаг?
https://storage.googleapis.com/qurium/kloop.kg/blog-2023-12-21-oshejnik-vmesto-solntsa-kak-prank-so-smenoj-flaga-kyrgyzstana-vyshel-iz-pod-kontrolya-i-stal-realnostyu.html