Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Кабмин поддержал концепцию законопроекта Надиры Нарматовой об НКО, несмотря на то что правозащитное и гражданство сообщество, а также ряд международных организаций указывали на наличие в нем репрессивных норм. Жогорку Кенеш в первом чтении почти без обсуждения одобрил скандальный законопроект о некоммерческих организациях.

Так власти под предлогом обеспечения прозрачности деятельности некоммерческих организаций протаскивают закон об иностранных агентах. Однако нормы, обеспечивающие прозрачность НКО, уже заложены в действующем законодательстве. Но насколько власти сами обеспечивают прозрачность в госуправлении? Насколько государство прозрачно прежде всего для своих граждан?

Kaktus.media изучил решения госорганов последних лет. Как следует из примеров, государство взяло курс на закрытость.

Госзакупки скрыли от общественности

В 2022 году была принята новая редакция закона о госзакупках. Поправки позволяют муниципальным предприятиям и компаниям с 50-процентной государственной долей осуществлять закупки из одного источника и без проведения конкурса. Министерство финансов объясняло это тем, что необходимо максимально упрощать процесс закупки для экономии времени и средств госпредприятий. Однако эксперты и представители гражданского сообщества указывали на серьезные риски — это снижение государственного и общественного контроля, снижение бюджетной прозрачности, увеличение уровня коррупции, потеря доверия общественности и бизнеса к государству.

«Государственные предприятия начнут закупаться у компаний, принадлежащих родственникам и знакомым, заключать договоры в закрытом порядке. Мы даже не узнаем, у кого, на каких условиях и что они покупают. Если мы разрешим таким крупным предприятиям, как «Кыргыз темир жолу» или аэропорт «Манас», то мы концов не найдем. Они начнут каждый год проводить по 3-4 ремонта в одном и том же месте, воровать государственные средства, коррупция вновь усилится. Нам нельзя этого позволять. Если не объявлять тендер, то не было бы расследований по таким крупным коррупционным делам в «Кыргыз темир жолу». Поэтому информация об их закупках должна быть открытой», — писал депутат Дастан Бекешев.

Несмотря на критику, законопроект был принят, президент его подписал.

В настоящее время у журналистов нет возможности отследить закупки государственных компаний, а значит нет инструмента для анализа эффективности и прозрачности этих госкомпаний.

Информация о гражданстве засекречена

Раньше указ президента о принятии в кыргызское гражданство иностранных лиц публиковался в открытом доступе и у общественности была возможность узнать о новоявленных согражданах. Однако в 2022 году администрация президента эту информацию засекретила.

Решение о засекречивании списка было принято после того, как из-за войны в Украине количество россиян, захотевших получить кыргызское гражданство, сильно возросло. По словам депутата Гули Кожокуловой, на российских сайтах в это время была популярна реклама о «кыргызском паспорте под ключ». По данным The Moscow Times, паспорт Кыргызстана получили чиновники, бизнесмены и их приближенные. Среди желающих стать гражданином Кыргызстана оказался даже член ОПГ. Московский финансист Михаил Жуховицкий в соцсетях рассказывал, что у него шесть паспортов, а кыргызский он получил «чисто по приколу».

«Есть причины, по которым перестали публиковать фамилии лиц, получивших гражданство. К примеру, в других странах, таких как США, такие списки не публикуются. Основной смысл в том, что нужно уважать право на неприкосновенность частной жизни», — объяснял Эдиль Байсалов.

При этом законодательно запрет на обнародование списка новых граждан Кыргызстана никак не прописан, а в открытом доступе остались ранее подписанные указы, поэтому аргумент властей о «неприкосновенности частной жизни» непонятен. Но данное засекречивание лишило общественность Кыргызстана узнавать о том, кто получает гражданство и паспорт страны.

Нет возможности задать вопросы президенту

Итоговая пресс-конференция президента была единственной возможностью для представителей независимых медиа задать главе государства свои вопросы. Однако Садыр Жапаров второй год подряд отказывается от этой площадки. Уже по сложившейся традиции президент дает интервью только государственному информационному агентству «Кабар».

Жогорку Кенеш становится все более закрытым органом

Есть перечень тем, которые не подлежат рассмотрению Жогорку Кенешем в открытом режиме. Обычно это вопросы, касающиеся национальной безопасности и государственной тайны. Также у депутатов есть право рассмотреть любой другой вопрос в закрытом режиме. Однако в последнее время парламентарии все чаще закрывают двери перед прессой и в закрытом режиме могут, например, повысить себе зарплату.

Расходы на содержание руководства страны засекречены

Информация о расходах на полеты первых лиц страны теперь будет недоступна. По словам депутата Дастана Бекешева, засекретили также расходы на строительство нового «Белого дома».

Отметим, эти вопросы не только не являются частью гостайны, а наоборот, представляют общественный интерес, так как финансируются бюджетом, то есть налогоплательщиками.

Спонсоров становится все больше

В систему госуправления внедряют все больше неформальных элементов. Такие серые схемы в госуправлении были и ранее, однако за последние три года они достигли почти легитимного уровня. Так, за счет спонсоров проводят ремонт в здании МВД, приобретают авто главе ГКНБ и различным структурам МВД, финансируют проекты президента или даже изменение флага страны. Спонсоры дарят и авто лично президенту. При этом имена их дарителей не разглашаются. По неподтвержденной информации, авто президенту подарил Азим Рой, имеющий вес в криминальных и бизнес-кругах СНГ.

Таким образом государство и первые лица страны, принимающие финансовые средства и спонсорскую помощь от частных лиц и скрывающие эти сведения, сами нарушают принцип прозрачности, который требуют от некоммерческих организаций.

https://kaktus.media/492253