Нет, не Алдаяр Исманкулов, Шалкар Уразалин и Алмаз Игиликов выкинули из окна двухкомнатной квартиры жилого дома в центре Алматы Геннадия Павлюка. Это сделали, сначала связав журналисту скотч-лентой руки и ноги, неустановленные следствием нелюди с именами Руслан и Кайрат.
Бывшего же сотрудника тогда ещё Государственной службы национальной безопасности КР Алдаяра Исманкулова суд признал виновным в организации убийства журналиста Павлюка, а также в совершении других преступлений, среди которых — использование подложных документов и незаконное пересечение границы.
А казахстанцы Шалкар Уразалин и Алмаз Игиликов были признаны виновными в похищении журналиста.
— Прошу садиться, — разрешил судья Специализированного межрайонного суда по уголовным делам города Алматы Ахметкали Мулдагалиев, закончив оглашение приговора. На это у него ушло почти два часа.
По лицам осуждённых Алдаяра Исманкулова, Шалкара Уразалина и Алмаза Игиликова не понять было, что они сейчас чувствуют.
Не похоже, что они раскаиваются — ведь свою вину никто из них так и не признал. А может быть, приговор показался им слишком суровым?
Уразалин и Игиликов наверняка надеялись, что к ним-то суд будет снисходительным. Они же, когда снимали квартиру в центре Алматы и бронировали номер в гостинице для Геннадия Павлюка, не знали, чем окончится разговор с прибывшим из Бишкека «важным гостем». Им же Алдаяр Исманкулов не сказал, что журналиста из Кыргызстана, которого Алмаз Игиликов и Шалкар Уразалин «обманным путём выманили из гостиницы и привезли в квартиру», будут в конце концов убивать… Да и вообще, как установил суд, не было их в Алматы, когда связанного по рукам и ногам Павлюка сбросили с шестого этажа.
Но снисхождения к Алмазу Игиликову и Шалкару Уразалину суд не проявил.
А Алдаяр Исманкулов…Когда судья приговорил бывшего чекиста к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима, тот лишь улыбнулся. И невозможно было понять, какие эмоции выразил своей улыбкой кыргызстанец Исманкулов, по воле судьбы оказавшийся на казахстанской скамье подсудимых. Хотя при чём тут судьба? Люди своими руками прокладывают свой жизненный путь. Никто свыше им зла не желает.
Все суды когда-нибудь заканчиваются. Большинство — вынесением приговора. Не стал исключением и судебный процесс по убийству Геннадия Павлюка, начавшийся в Алматы ещё в мае 2011 года. Журналиста, напомним, 16 декабря 2009 года выкинули из окна квартиры, расположенной на шестом этаже дома в центре Алматы. По данному факту департамент внутренних дел бывшей столицы Казахстана возбудил уголовное дело по статье «Покушение на убийство». После 22 декабря, дня, когда Геннадий Павлюк не приходя в сознание скончался в городской клинической больнице города Алматы от полученных при падении травм, статью переквалифицировали на «Убийство».
Первым, кого задержали казахские полицейские в рамках возбуждённого уголовного дела, стал Алмаз Игиликов. Шалкара Уразалина и Алдаяра Исманкулова «взяли» почти через год — в сентябре 2010. Обоих — в одном из кафе Алматы. К тому моменту Алдаяр Исманкулов уже не являлся сотрудником Государственной службы национальной безопасности КР — в апреле 2010 года после революции он уволился из ГСНБ. Но всякий раз, когда имя и фамилия этого человека упоминались в средствах массовой информации, его неизменно называли главным «мокрушником» Бакиевых.
И вспоминали историю с задержанием Алдаяра Исманкулова 17 января 2006 года оперативниками Ленинского РОВД Бишкека. У него тогда нашли пистолет со сточенными номерами и удостоверение сотрудника Службы национальной безопасности, занимающего должность начальника отдела по борьбе с организованной преступностью. В отношении Исманкулова было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное ношение и хранение оружия».
Тогда же некоторые депутаты Жогорку Кенеша озвучили информацию о том, что Алдаяр Исманкулов состоял в дружеских отношениях с Рыспеком Акматбаевым и от имени сыновей Бакиева «крышевал» группировку криминального лидера. Более того, Исманкулов был «оруженосцем» — хранил у себя оружие, использованное в громких убийствах того времени. Например, в убийстве известного кыргызского спортсмена Раатбека Санатбаева.
История эта закончилась так, как она и должна была закончиться во времена правления Бакиевых… «Своих» они до поры до времени не сдавали.
Как Алдаяр Исманкулов оказался причастным к убийству Геннадия Павлюка? Ответ на этот вопрос прозвучал 11 октября 2011 года в зале судебных заседаний Специализированного межрайонного суда по уголовным делам города Алматы.
— Вы из Бишкека приехали? — спрашивает меня молоденькая журналистка-телевизионщица. — Расскажите, пожалуйста, об Алдаяре Исманкулове.
Увольте, не для того, чтобы выступать в качестве интервьюируемого, я приехал в Алматы. Тем более рассказывать о таких личностях, как Алдаяр Исманкулов.
— А родственники Геннадия Павлюка с вами приехали? — продолжает наседать коллега.
Увы, нет. Помощник судьи, с которым я разговаривал за день до даты оглашения приговора, попросил меня связаться с бывшей женой Павлюка Еленой и передать ей, что в такой-то час, там-то будет вынесен приговор. Я дозвонился до Елены, но она сказала, что в Алматы не поедет. «В моральном плане мне тяжело находиться в одном зале с родственниками подсудимых», — объяснила она. «Да и такие поездки для меня дороговаты», — добавила женщина.
В том же ключе высказалась и её адвокат.
За несколько минут до оглашения приговора журналистов запускают в зал суда. «Всё у них тут не по-людски», — оглядываясь, усмехаюсь про себя. Вместо железной клетки, в которой в наших судах закрывают подсудимых, — огороженное стеклянными стенами пространство. Каждому из участников процесса отведено его место. Установлены микрофоны, позволяющие записывать всё сказанное в ходе судебного заседания. Чистота и порядок, в общем.
— Всё согласно международным стандартам, — объясняет стоящая рядом со мной журналистка. В это время в зал по одному вводят подсудимых. А ещё через пару минут появляется судья Ахметкали Мулдагалиев.
— Прошу всех встать!
— Именем Республики Казахстан…, — судья начинает оглашение приговора.
Сам приговор насчитывает несколько десятков страниц. Вычленим из него главное: почему и как убили Геннадия Павлюка.
Вот как это было. Вернее сказать, вот к каким выводам пришло следствие.
В декабре 2009 года Алдаяр Исманкулов, будучи сотрудником Службы национальной безопасности КР, получил указание от неустановленных следствием лиц выяснить, какие материалы, компрометирующие руководство Кыргызстана, имеются у Геннадия Павлюка. А также изъять их у журналиста и произвести физическое устранение Павлюка в связи с его неугодной руководству КР журналистской и общественно-политической деятельностью.
Алдаяр Исманкулов решил провести кровавую операцию на территории Казахстана. 11 декабря 2009 года он приехал в Алматы. Вместе с ним прибыли два человека, личности которых следствие так и не установило. Они должны были проделать всю «грязную» работу. Кроме них, Алдаяр Исманкулов привлёк к осуществлению задуманного граждан Казахстана Шалкара Уразалина и Алмаза Игиликова. С первым он давно находился в приятельских отношениях, второй является одним из братьев его бывшей жены. Их задача заключалась в том, чтобы снять квартиру в городе и забронировать для Геннадия Павлюка номер в гостинице. После Уразалин и Игиликов должны были привезти Павлюка из гостиницы в квартиру. Для чего, Исманкулов им не сказал.
13 декабря 2009 года Алдаяр Исманкулов вступил в интернет-переписку с Геннадием Павлюком. Чекист назвался представителем некоего Фонда развития СМИ в странах СНГ и предложил журналисту приехать в Алматы для получения гранта в размере 80 тысяч евро. Якобы кандидатура Геннадия Павлюка была одобрена советом директоров фонда. 14 и 15 декабря Алдаяр Исманкулов несколько раз лично звонил с купленного им сотового телефона Павлюку, представлялся Абаем — работником фонда — и убеждал его приехать в Алматы для получения гранта.
И убедил.
15 декабря 2009 года Алмаз Игиликов снял двухкомнатную квартиру. В квартире, куда вскоре прибыли Шалкар Уразалин и двое компаньонов Исманкулова, Игиликову вручили листок бумаги, на котором были написаны имя и фамилия Геннадия Павлюка и название фонда, от имени которого нужно было забронировать номер в гостинице для журналиста. За эти услуги Алмаз Игиликов получил одну тысячу долларов.
Когда номер был забронирован, чекист Исманкулов сообщил об этом Павлюку. Который 16 декабря 2009 года приехал в Алматы и заселился в гостиницу. В тот же день Алмаз Игиликов встретился с Геннадием Павлюком, представился Абаем и предложил журналисту проехать в офис фонда для встречи с его руководством. И Павлюк поехал. На встречу со своей гибелью.
В квартире журналиста ждали Алдаяр Исманкулов, Шалкар Уразалин и те двое неустановленных следствием лиц. Игиликов и Уразалин уехали сразу после того, как Павлюк вошёл в квартиру.
Смертельная ловушка захлопнулась.
Геннадия Павлюка избивали, требуя отдать имеющийся у него компромат. Он отказался это сделать. Тогда Алдаяр Исманкулов приказал заклеить журналисту рот, замотать ему руки и ноги скотчем и убить его. После чего вышел из квартиры, сел в такси и уехал в Бишкек.
Геннадия Павлюка выкинули из окна шестого этажа. 22 декабря он скончался в больнице не приходя в сознание.
Как уже было сказано, Алдаяр Исманкулов, Шалкар Уразалин и Алмаз Игиликов своей вины не признали. По словам чекиста Исманкулова, с 11 по 16 декабря он действительно находился в Алматы. Проводил время со своими детьми от первого брака. Как-то ему позвонил Шалкар Уразалин. Они встретились, поговорили, разошлись. 16 декабря, по словам Исманкулова, он уехал в Бишкек, где из новостей узнал, что его подозревают в убийстве Геннадия Павлюка. В апреле 2010 года он уволился из ГСНБ и решил якобы провести собственное расследование убийства журналиста. Для чего, дескать, в сентябре 2010 года приехал в Алматы… Случайно встретился с Шалкаром Уразалиным в кафе, где их обоих задержали полицейские.
А вот что рассказал Шалкар Уразалин о неустановленных следствием людях, которые выкинули Геннадия Павлюка из окна:
— В апреле 2009 года я познакомился в Бишкеке с двумя парнями по имени Руслан и Кайрат. Парни интересовались возможностью сбыта мяса китайского производства в Казахстане. Я согласился изучить рынок мяса в Казахстане. 14 декабря 2009 года Руслан позвонил мне и сообщил, что приехал с Кайратом в Алматы. Они попросили забронировать номер в гостинице и снять хорошую квартиру в городе. Я позвонил Алмазу Игиликову, попросил помочь. Он согласился. Договорились все встретиться на следующий день. На следующий день я встретился с Русланом и Кайратом, познакомил их с Алмазом Игиликовым, сказал, что он поможет им снять квартиру и забронировать номер. Руслан попросил Игиликова забронировать номер в гостинице для какого-то важного гостя. При этом Руслан дал ему листок бумаги с какой-то фамилией и названием организации и деньги. Игиликов снял квартиру. Руслан попросил Алмаза Игиликова привезти какого-то Павлюка из гостиницы и дал ему за это одну тысячу долларов. Тот согласился. После чего Игиликов ушёл. Мы втроём всю ночь распивали спиртные напитки. 16 декабря 2009 года утром в дверь постучали. Я открыл дверь и увидел мужчину европейской наружности. За ним стоял Алмаз Игиликов. Европеец зашёл в квартиру, а мы с Игиликовым ушли. Об убийстве Геннадия Павлюка я узнал из новостей. Боясь последствий, уехал из Алматы. В сентябре 2010 мне позвонил Алдаяр Исманкулов. Мы встретились в кафе, где и были задержаны полицейскими.
— Несмотря на непризнание подсудимыми своей вины, — зачитывал приговор судья, — их вина подтверждается объективными, всесторонне исследованными фактическими данными, которые согласуются с показаниями свидетелей, заключениями экспертиз и другими не вызывающими сомнения доказательствами. В этой связи к показаниям подсудимых суд относится критически и оценивает их как попытку избежать ответственности и наказания за совершённые преступления.
Кстати говоря, одной из экспертиз, с помощью которой была установлена причастность Алдаяра Исманкулова к убийству Геннадия Павлюка, точнее факт посещения им той квартиры, стала так называемая «запаховая» экспертиза. Это когда эксперты специальными салфетками снимают «запаховые» следы с различных предметов, после чего служебно-розыскные собаки сличают снятые запахи и запахи подозреваемых.
— Как установил суд, никаких корыстных целей Алдаяр Исманкулов не преследовал, — продолжил зачитывать приговор судья. — Его целью было получение информации от Павлюка в отношении руководства Кыргызстана. Вина Алдаяра Исманкулова в организации похищения Геннадия Павлюка доказана. Он был организатором похищения и руководил его исполнением. Также суд считает доказанной вину Исманкулова в организации умышленного убийства журналиста Павлюка.
— Действия Игиликова и Уразалина были квалифицированы следствием, как соучастие в умышленном убийстве Павлюка. На протяжении судебного разбирательства Игиликов и Уразалин утверждали, что о намерении совершить убийство Павлюка им не было известно. Бесспорно установлено, что Игиликов и Уразалин в момент убийства Павлюка находились за пределами Алматы. Поэтому суд считает необходимым оправдать Уразалина и Игиликова за отсутствием в их действиях состава преступления. Они, тем не менее, принимали непосредственное участие в похищении Павлюка. За услуги по бронированию гостиницы, съёму квартиры и перевозке Павлюка из гостиницы в съёмную квартиру Игиликов получил одну тысячу долларов США. В его действиях усматривается корыстный мотив и цель материального обогащения за оказываемые им услуги.
Суд также посчитал доказанной вину Алдаяра Исманкулова в использовании подложных документов и незаконном пересечении государственной границы Казахстана. 13 июля 2010 года в международном аэропорту Алматы пограничный контроль прошёл пассажир, прибывший рейсом из Турции. Некий Пак Леонид Романович 1972 года рождения, гражданин Кыргызстана. В действительности это был Алдаяр Исманкулов, который использовал поддельный паспорт, полученный «в неустановленном следствием месте». После этого чекист дважды пользовался «фальшивкой», пересекая госграницу Казахстана. 25 июля 2010 года «Паку Леониду Романовичу» пришлось заплатить штраф за отсутствие в паспорте регистрационно-миграционной отметки иностранного гражданина.
Заплатив штраф, он вылетел из Алматы в Москву. А 29 июля 2010 года в аэропорту Шереметьево российские пограничники задержали Пака-Исманкулова уже конкретно за использование поддельного документа — того самого паспорта на имя Пака Леонида Романовича. Одному из братьев его бывшей жены Адилету Игиликову — не путайте с Алмазом — пришлось лететь в Москву и вносить на депозитный счёт управления судебного департамента Москвы залог в размере 150 тысяч рублей, чтобы Исманкулова отпустили под подписку о невыезде. Чекиста отпустили. Но вот как он, находясь под подпиской о невыезде, смог-таки улететь в Алматы? На этот вопрос ответ в суде не прозвучал.
— Суд считает, что оснований для назначения Алдаяру Исманкулову, Алмазу Игиликову и Шалкару Уразалину более мягкого наказания, чем предусмотрено санкциями уголовных статей, нет. Подсудимым необходимо назначить наказание, связанное с изоляцией от общества. Процессуальные издержки в сумме 946 тысяч тенге за производство судебных экспертиз суд считает необходимым возложить на подсудимых в долевом порядке. Исманкулову — 250 тысяч тенге, Уразалину — 382 тысячи, Игиликову — 313 тысяч тенге.
Суд приговорил:
Алдаяра Исманкулова признать виновным и назначить наказание в виде 17 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима и штрафа 756 тысяч тенге. Шалкара Уразалина признать виновным и назначить наказание в виде 11 лет лишения свободы без конфискации имущества в колонии общего режима. Алмаза Игиликова признать виновным и назначить наказание в виде 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества в колонии общего режима.
Суд соседнего государства, на территории которого было совершено зверское убийство кыргызстанского журналиста Геннадия Павлюка, косвенно всё-таки признал это политическим убийством. Заказчиком преступления, конечно же, является не Алдаяр Исманкулов, а тот, или те, кто поручил ему сделать это. Но сам Исманкулов вряд ли когда-нибудь расскажет об этом. Хотя, в жизни всякое бывает.
http://delo.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=3143:2011-10-20-08-08-38&catid=52:2011-05-19-20-39-42&Itemid=119