Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В то же время Нурлан Шакиев заявил, что законодательство о СМИ требует доработки

Кыргызстан обещал улучшить ситуацию с правами человека и свободой слова. Об этом накануне напомнила на технических консультациях по новой редакции Закона «О СМИ» региональный представитель УВКПЧ ООН для Центральной Азии Матильда Богнер.

Во время обсуждения кандидатуры республики в составе Совета по правам человека ООН на 2023-2025 годы предполагалось, что КР будет вести конструктивный диалог по правам человека с международными институтами. А также улучшит систему правовой защиты в стране, в том числе, создаст благоприятные условия работы СМИ и независимого выражения гражданами своей позиции в интернете и реальной жизни.
Однако действия в сфере кыргызстанского права со стороны государства способствуют тому, что с каждым днем все больше появляется возможностей злоупотреблять законодательством в борьбе с независимыми СМИ, блогерами, правозащитниками под прикрытием борьбы с экстремизмом и недостоверной информацией.

Таким примером стал закон о борьбе с фейками Гульшат Асылбаевой, который с момента принятия использовался для борьбы с инакомыслием, но никак не с недостоверной информацией, наличие которой становится все большей информационной проблемой. Как в случаях финансовых пирамид в соцсетях или фейков, направленных против обычных граждан.

Таким же средством борьбы с независимым мнением и неугодными СМИ может стать законопроект о СМИ, который сейчас обсуждается в обществе.

Матильда Богнер выразила беспокойство, что данные законы используется органами исполнительной власти в целях блокировки ресурсов без соблюдения необходимых правовых процедур и судебного разбирательства.

«Для решения проблем Кыргызстану необходимо пересмотреть национальную правовую и институциональную базу, чтобы избежать случаев необоснованного ограничения свободы слова. Отказаться от применения только уголовного преследования в качестве инструмента давления по критическим вопросам, представляющим общественный интерес. Усилить защиту блогеров, журналистов, правозащитников и лиц, критикующих деятельность правительства, от любого рода угроз, давления, запугивания или нападения. В случае, если такие происшествия имеют место, обеспечить тщательное и независимое расследование, а также наказание в случае необоснованности нападок. И пересмотреть закон о фейках, чтобы обеспечить гарантии правовой деятельности работы медиа-ресурсов и независимых журналистов. В том числе, касательно вопроса лицензирования и аккредитации», — отметила она.

Государство способно и может обеспечить независимость и плюрализм СМИ, как традиционных, так и онлайн, в том числе гарантируя редакционную свободу, и обеспечивая, чтобы финансирование не подрывало независимость СМИ, полагает региональный представитель.

«Ограничения интернет-изданий, включая блоги и веб-сайты, не должны использоваться для ограничения свободы выражения мнений в Интернете сверх того, что разрешено международным правом. В этом случае, особую озабоченность вызывает то, что законопроект приравнивает интернет-сайты к традиционным СМИ, вводя новые требования к регистрации, не учитывая специфические характеристики Интернета, такие как его транснациональный характер», — сказала Богнер.

В противном случае, считает она, есть возможность злоупотреблять широкими и несоразмерными полномочиями по регулированию онлайн-пространства, что может серьезно подорвать право граждан Кыргызстана на свободный доступ к информации в сети.

«Обеспокоенность усиливается тем, что подобные действия могут быть направлены не только на СМИ, но и на все виды веб-сайтов, распространяющих любой вид информации, — предупредила региональный представитель. — Обширные требования обязательной регистрации для всех форм СМИ создают неоправданные барьеры для их работы и не учитывают гражданскую журналистику, действующую в более неформальной и индивидуальной форме».

Матильда Богнер также напомнила, что Комитет ООН рекомендовал в судебной практике Кыргызстана ценить свободу выражения мнения и избегать наказания за недостоверные сообщения, которые были опубликованы по ошибке и без злого умысла.

Напомним, в Жогорку Кенеше и кабмине также предлагали исключить ответственность депутатов и госслужащих за публичные заявления. Мало того, в прошлом году Минюстом было предложено законодательно оградить госслужащих, в особенности среднего и высшего звена, за «ошибки» в организации деятельности подчиненного отдела, ведомства или министерства. Причиной инициативы стал страх совершить ошибки во время выполнения своей работы госслужащими.

Накануне спикер ЖК Нурлан Шакиев заявил, что законодательство о СМИ требует изменений, так как оно было принято в 1992 году и не учитывало таких понятий как Интернет и веб-сайты.

Однако Гражданский и Уголовный кодексы успешно используются в случае преследований СМИ, блогеров и правозащитников. Кроме того, ответственность за распространение информации прописана в законе о фейках Гульшат Асылбаевой и в законе о защите детей от вредной информации.

В настоящее время рассматриваются законопроекты о СМИ и иноагентах, которые еще больше ограничат свободу слова и деятельности в Кыргызстане.

https://vesti.kg/politika/item/116620-matilda-bogner-kyrgyzstan-obeshchal-uluchshit-situatsiyu-s-pravami-cheloveka-i-svobodoj-slova.html