«Правозащитное движение «Бир Дуйно — Кыргызстан» обратилось в Конституционный суд КР и Административный суд Бишкека в связи с имеющимися в отдельных НПА нормами, допускающими цензуру в Кыргызстане. При этом эти нормы нарушают права и ограничивают свободы человека, гарантированные Конституцией Кыргызской Республики, а также нормами международных договоров, которые подписала Кыргызская Республика.
Изучив Закон «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики», организация обнаружила, что абзацем 2 статьи 5 закона установлено: «Цензура аудиовизуальных произведений не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 настоящего закона». Таким образом, цензура запрещена, однако делается оговорка, что имеются исключительные случаи со ссылкой на статью 6 данного же закона, абзац 2 которой определяет нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления этой самой цензуры: «Положение о порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности утверждается правительством Кыргызской Республики».
Согласно пункту 4 утвержденного постановлением правительства КР положения: «Аудиовизуальные произведения, предполагаемые для проката на территории Кыргызской Республики, в обязательном порядке предоставляются в Республиканский государственный фонд киновидеофильмов «Кыргызфильмофонд» (далее — «Кыргызфильмофонд») организациями кинематографии и прокатчиками фильмов для получения государственного прокатного удостоверения». Таким образом, положение обязует граждан к прохождению специальной экспертизы и к получению государственного удостоверения, то есть «официального разрешения» на демонстрацию фильма. То есть устанавливает проведение прямой цензуры аудиовизуальных произведений.
Уточняется, что, в соответствии с абзацем 4 статьи 3 Закона «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики», под прокатом фильма понимается распространение фильма в любой форме и любыми способами. При этом перечень мероприятий, на которых могут быть распространены (продемонстрированы) фильмы, носит не исчерпывающий характер. И в него могут входить как публичные фестивали, семинары, различные акции, так и частные семейные торжества, такие как свадьбы, юбилеи, дни рождения и многие другие. При этом аудиовизуальные произведения на данных мероприятиях могут быть изготовлены, отсняты, смонтированы как самостоятельно, так и по заказу. Тем самым данные процедуры налагают ограничения для организаторов показа фильмов (физических и юридических лиц) беспрепятственно выражать, распространять любым способом свои мысли, мнения и убеждения.
Необоснованные и нецелесообразные требования вышеуказанных НПА, в первую очередь, противоречат части 2 статьи 10 Конституции Кыргызской Республики, согласно которой цензура в Кыргызской Республике не допускается.
Правозащитное движение «Бир Дуйно — Кыргызстан», в соответствии с подведомственностью, обратилось в следующие инстанции:
1) Конституционный суд КР — о признании неконституционной и противоречащей Конституции КР нормы Закона «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики», допускающей цензуру:
— сторона-ответчик – Жогорку Кенеш КР, третьи лица – полномочный представитель президента и кабинета министров в Конституционном суде КР, Министерство юстиции КР, Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР;
— стадия – принято к производству.
2) Административный суд Бишкека – о признании недействительным постановления правительства КР «Об утверждении Положения о порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности» от 14 октября 2016 года №551, устанавливающего порядок осуществления цензуры:
— ответчик — кабинет министров КР, третьи лица — омбудсмен (акыйкатчы) КР, Генеральная прокуратура КР;
— стадия – рассмотрение, следующее заседание назначено на 5 октября 2023 года в 15:00 в помещении суда по адресу: Бишкек, ул. Ибраимова, 64.