Российское внимание все больше направляется на регион Центральной Азии и на это есть ряд причин. С одной стороны, страны региона проявляют все больше независимости в своих внешнеполитических решениях, особенно относительно ситуации вокруг войны в Украине. С другой стороны, товарооборот между ЦА и Россией на фоне санкций колоссально вырос.
Традиционно, многие годы внешнеполитические взгляды Москвы не были направлены на Центральную Азию, так как считалось, что регион итак достаточно зависит от России. Но война и сокращение возможностей для выбора внешних партнеров заставили российские власти направить внимание на наши страны.
Однако вместо того, чтобы признать субъектность стран Центральной Азии и заниматься собственной привлекательностью для них, Москва требует от бывших советских республик не разрушать унаследованное Кремлем историческое доминирование. Все чаще из уст российских политиков можно услышать нарратив о том, что постсоветские страны «не настоящие», а государственность им «подарили».
Центральноазиатские независимые СМИ стараются освещать события в Украине объективно, за что в России их блокируют. В общественном обсуждении снова всплывают темы деколонизации. Эти факторы влияют на усиление российской пропаганды и распространение дезинформации в русскоязычном сегменте региона.
Эти данные подчеркивают сложность и многогранность отношений между Россией и странами Центральной Азии, где политическая дистанцированность соседствует с экономической взаимозависимостью.
Контекст колониальной пропаганды и дезинформации
Пропаганда, исходящая из России, направляется в частности на суверенитет и стабильность соседних государств, распространяя искаженные нарративы.
Пример: буквально несколько недель назад депутат Госдумы России Евгений Федоров заявил, что России придется воевать со всеми бывшими республиками СССР.
Военных конфликтов, по словам депутата, удастся избежать, если республики будут возвращены [вероятно, в состав СССР 2.0, прим.ред.] дипломатическим путем.
Еще один пример подобного заявления был в прошлом году, когда в Сети появилось письмо депутата Московской городской думы Сергея Савостьянова, в котором он предложил включить в зону «денацификации и демилитаризации» шесть государств, в том числе страны Балтии, Польшу, Молдову и Казахстан.
Основой для такого пропагандистского нарратива выступает распространяемая через различные каналы дезинформация о том, что «республики бывшего СССР не имеют действующего статуса в соответствии с международным правом, потому что не существует международного соглашения, реализующего их суверенный статус». Фактчек этого нарратива, который мы делали ранее, можно посмотреть тут.
«Новояз» – инструмент пропаганды и дезинформации
Мы уже писали о том, что общественное мнение в Кыргызстане в немалой степени сформировано на основе российской информации, транслируемой через «Первый канал» и РТР, которые входят в базовый пакет подписки на цифровое телевидение в Кыргызстане, а также доступность ангажированных печатных российских СМИ. Об этом говорится в исследовании Института по освещению войны и мира (IWPR) и исследовании независимого аналитического центра «Европейская политика соседства» (European Neighbourhood Council, ENC).
Во всех этих источниках используется так называемый «новояз», как один из методов воздействия на сознание людей. Эти термины и конструкции используются для манипуляции общественным мнением и формирования определенных взглядов и убеждений. К примерам «новояза» относится замена слов и понятий: «капиталистические страны» на «коллективный запад», «шпионы» на «иностранные агенты».
Самый яркий пример «новояза», это замена слова «война» на аббревиатуру «СВО» (специальная военная операция) и «денацификацию». Сюда же относятся: вместо «взрыв» – «хлопОк», вместо «отрицательный рост» – «рецессия» и подобные примеры.
Влияние на демократические ценности
Пропаганда и дезинформация искажает и подрывает основные демократические ценности и права человека, представляя активизм, свободу слова, независимые СМИ, как угрозы стабильности и порядку. Репрессивные законы и практики, заимствованные у России, усиливают этот эффект, ограничивая свободы и права граждан. По примеру России, в регионе участились политические репрессии, преследование гражданских активистов и независимых журналистов.
По примеру российского опыта, когда мирные собрания и открытое волеизъявление граждан стало приравниваться к оппозиционному и якобы направленному против власти, в Кыргызстане, традиционно считавшимся «островком демократии» в Центральной Азии, теперь стали также ограничены проявления этой самой демократии. Так, с марта 2022 года в центре Бишкека до сих пор запрещено проводить мирные собрания. С тех пор запрет продлевается судом.
В Конституции Кыргызстана указано, что каждый гражданин «имеет право на свободу мирных собраний», а Закон «О мирных собраниях» гласит, что пользование данным правом «не может быть ограничено».
Важно отметить, что поводом для запрета послужила именно нота российского посольства в КР, направленная после нескольких мирных антивоенных митингов у здания их диппредставительства. В итоге мирные митинги запрещено проводить не только у здания посольства РФ, но и перед зданием Жогорку Кенеша, аппарата президента, Верховного суда, ГКНБ, а также на центральной площади Ала-Тоо и на бульваре Эркиндик.
Еще одним ярким примером можно назвать скопированный на 90% с российского законодательства, законопроект об о некоммерческих организациях, продвигаемый сейчас в парламенте Кыргызстана. В целом же практика плагиата антидемократических российских законов стала регулярной для депутатов Жогорку Кенеша. Об этом можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь.
Что делать?
Страны Центральной Азии, и в частности Кыргызстан, столкнулись с серьезными вызовами в области борьбы с дезинформацией и пропагандой. Слабая журналистика, отсутствие качественного медиаконтента и недостаток образовательных программ по медиаграмотности усиливают уязвимость региона.
Мерами безопасности в борьбе с дезинформацией могут стать обучение граждан медиаграмотности и самостоятельному выявлению пропаганды, фейковых новостей. Раскрытие недостоверной информации и обучение журналистов.
Развитие и поддержка качественных национальных продуктов на собственном медиарынке телепередач и печатных материалов, а также развитие музыки, кино, телевидения, книгоиздания и других сфер.
Создание качественного национального контента является важной стратегией для предоставления альтернативы иностранным продуктам и для формирования национальной идентичности.
https://factcheck.kg/kolonialnaya-propaganda-i-dezinformacziya-v-czentralnoj-azii-kak-zashhititsya/