Бюро представителя ОБСЕ по свободе СМИ и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека провели совместную оценку проекта Закона «О средствах массовой информации», который продвигает администрация президента КР.
Напомним, 2 мая омбудсмен КР (на тот момент Атыр Абдрахматова) направила в ОБСЕ запрос о проведении правовой экспертизы проекта закона о средствах массовой информации.
Анализ документа показал, что система регулирования, предусмотренная законопроектом, не учитывает различия между печатным и вещательным сегментами и Интернетом в соответствии с международными рекомендациями и передовой практикой.
Отмечается, что пресса и онлайн-СМИ должны быть исключены из сферы применения обязательной регистрации. Вместо этого можно предложить добровольную процедуру регистрации или уведомления для прессы и онлайн-СМИ, которая могла бы обеспечить дополнительные преимущества для зарегистрированных СМИ.
Более того, некоторые ограничения содержания, предложенные в законопроекте, являются проблематичными с точки зрения свободы выражения мнений. Они, как представляется, не преследуют законной цели и не сформулированы четким и конкретным образом.
В частности, использование слишком широких терминов, таких как «экстремизм» или запрет на «пропаганду однополых браков», может подорвать реализацию права на свободу выражения мнений, получение и распространение информации, а также принципа недискриминации.
«В целом государства должны воздерживаться от введения необоснованных и чрезмерных ограничений на содержание СМИ,» — говорится в документе.
Кроме того, законопроект содержит положения, которые могут ограничить способность СМИ работать независимо и расследовать важные вопросы, так как вводит жесткие требования по регистрации для всех СМИ.
В промежуточной оценке также отмечено, что законопроект не устанавливает независимого органа по регулированию СМИ, а вместо этого регулирование СМИ полностью сосредоточено в руках государственных органов.
Наконец, предлагаемая система санкций, которая может привести к приостановлению или прекращению деятельности, применяемых на неопределенных и широких основаниях, скорее всего, окажет сдерживающее воздействие на свободу СМИ.
Рекомендации:
- Более строго ограничить сферу действия законопроекта путем более узкого определения ключевых терминов и обеспечения того, чтобы закон регулировал только профессиональные СМИ, исключая из сферы его действия непрофессиональные издания, личные блоги и персональные страницы в социальных сетях.
- Полностью пересмотреть статью 33 об обязанностях журналистов с целью содействия самоконтролю журналистов и СМИ, обеспечив при этом, чтобы право журналистов не раскрывать свои источники было сформулировано как позитивное право.
- Сделать процесс аккредитации журналистов простым, прозрачным и инклюзивным и чтобы при этом правила были публично обнародованы, а основания для отказа четко определены с возможностью эффективного обжалования.
- Сузить сферу действия ограничений по содержанию, включенных в статью 5 законопроекта, в том числе путем удаления упоминания «экстремистских материалов» и запрета на «пропаганду однополых браков».
- Дать более четкое и узкое определение подстрекательства к терроризму.
- Указать, что ограничения допустимы только тогда, если в отдельных случаях раскрытие определенных данных или информации может нанести существенный вред защищаемым интересам и если этот вред перевешивает общественный интерес в раскрытии, обеспечивая при этом, что любой запрет, направленный на защиту чести или достоинства, не распространяется на высказывания, сделанные в рамках добросовестного обсуждения или публичных дебатов по вопросам религии, образования.
- Провести переоценку ограничений в статье 23(5), касающихся владения СМИ, и сузить рамки ограничения владения СМИ иностранными гражданами до того, что считается оправданным и пропорциональным, пересмотрев при этом общий запрет на владение СМИ лицами с двойным гражданством и систему предварительного разрешения на ввоз и распространение иностранных периодических изданий.
- Что касается регистрации, то следует пересмотреть требование о регистрации, чтобы предусмотренная процедура представляла собой простое уведомление, а не предварительное разрешение. Также рекомендуется рассмотреть возможность создания отдельного независимого органа по регулированию СМИ, который был бы эффективным и независимым как с точки зрения закона, так и на практике.
- Предусмотреть освобождение от ответственности лиц, раскрывающих секретную информацию, когда общественная польза от обладания секретной информацией перевешивает возможный вред от ее раскрытия, если только эти лица не совершили мошенничество или другое преступление для получения информации.
- Подумать над исключением из законопроекта упоминаний о государственных СМИ, рассмотрев при этом возможность преобразования всех государственных СМИ в настоящие общественные СМИ, а также разработки и принятия специального законодательства с этой целью.
***
Напомним, новую редакцию закона о СМИ продвигает администрация президента. Была создана рабочая группа, которую возглавил руководитель управления правового обеспечения Мурат Укушов. Рабочая группа, в которую вошли медиаэксперты, юристы и представители независимых СМИ, указала на ряд нарушений и противоречий, однако авторы один за другим предлагают новые версии документа, в которых не учтены предыдущие принципиальные замечания.
ОФ «Институт Медиа Полиси» провел анализ последней, пятой версии законопроекта и выяснил, что и она противоречит нормам Конституции КР и международным договорам, участницей которых является страна.