(обновлено в 8:00, 8 сентября 2023)
Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики приняло решение о прекращении деятельности в распространении сервиса TikTok на территории Кыргызстана.
Директор по связям с органами власти и корпоративным вопросам в Восточной Европе и Центральной Азии TikTok Сергей Соколов ответил на вопросы редакции относительно этой инициативы.
— Как вы к относитесь к блокировке TikTok в Кыргызстане? Вы ведете диалог с правительством страны?
— Еще два года назад мы установили прямой канал коммуникации с правительством Кыргызской Республики. В этом году, однако, каких-либо обращений или жалоб по этому каналу к нам не поступало, так что решение о блокировке TikTok в Кыргызстане стало для нас неожиданностью. Услышав эту новость, мы сразу же вышли на связь с уполномоченными органами власти, включая Министерство культуры и Министерство цифрового развития. Мы прилетели в Бишкек, чтобы лично встретиться с руководством заинтересованных ведомств и госструктур, развеять их опасения по поводу безопасности на платформе, возобновить прервавшийся не по нашей вине диалог и найти решение проблемы.
— Как это скажется на пользователях TikTok?
— Миллионы людей в Кыргызстане используют TikTok каждый день, чтобы делиться своим творчеством и делать свою жизнь более интересной и насыщенной. Более того, для многих пользователей в вашей стране TikTok стал источником дохода, для кого-то даже основного. Многие авторы контента приобретают не только национальную, но даже международную известность благодаря TikTok. Кстати, хочу отметить, что для того, чтобы стать популярным на платформе, требуется только делать интересный и креативный контент, никакого платного продвижения не нужно. В Кыргызстане есть креаторы, которые заключают контракты с рекламодателями, а другие продвигают и развивают свой бизнес с помощью TikTok. Так, например, бишкекский магазин «Крошка» с детскими товарами набрал более 230 тысяч подписчиков, а фитнес-клуб FlexGym более 120 тысяч подписчиков.
Мы надеемся, что наше местное сообщество продолжит в полной мере пользоваться возможностями нашей платформы, в то время как мы вместе с уполномоченными органами власти будем с удвоенной силой обеспечивать безопасность и благополучие наших пользователей в стране.
— Действительно ли TikTok опасен для детей? И много ли там детей?
— Безопасность — это абсолютный приоритет TikTok, в особенности когда речь касается несовершеннолетних. Хочу подчеркнуть, что наша платформа вообще не предназначена для детей. У нас есть строгие возрастные ограничения — в TikTok могут регистрироваться только пользователи старше 13 лет. Когда новый пользователь регистрируется, он указывает дату рождения, причем никаких подсказок, как это бывает на других сервисах, мы не предлагаем. Если пользователь младше 13 лет, то он не сможет зарегистрироваться — более того, он не сможет даже сделать вторую попытку регистрации, поставив другую дату рождения. Конечно, пользователи могут указать ненастоящую дату рождения, но у нас есть специальные технические решения, позволяющие выявлять их, а наши модераторы обучены идентифицировать пользователей младше 13 лет и блокировать такие аккаунты в случае обнаружения. Кстати, TikTok стал первой платформой, начавшей раскрывать данные по блокировке аккаунтов пользователей, не достигших 13 лет. Так, только за 2022 год по этой причине мы удалили более 78 миллионов аккаунтов по всему миру.
Здесь стоит подчеркнуть, что вопрос контроля за соблюдением возрастных ограничений — это общий вызов, который стоит перед всеми онлайн-сервисами, регуляторами, экспертами, перед обществом в целом. Со своей стороны мы прикладываем много усилий к тому, чтобы не допустить использования TikTok детьми.
При этом TikTok считает, что роль родителей в благополучии детей не менее важна. Родители должны знать, какими платформами пользуются их дети, и вносить свой вклад в обеспечение их безопасности. Так, например, TikTok имеет возрастной рейтинг 12+ в магазинах приложений, и любой родитель может использовать инструменты родительского контроля на смартфоне ребенка, чтобы не допустить скачивание приложений, не подходящих ему по возрасту. В самом приложении TikTok есть своя функция родительского контроля — «Семейные настройки». Она позволяет родителям определять параметры использования нашего приложения подростками. Связав свой аккаунт с аккаунтом подростка старше 13 лет и подключив эту функцию, взрослый (это могут быть родители или законные опекуны) получает возможность контролировать экранное время, устанавливать настройки конфиденциальности аккаунта — например, ограничивать, кто может видеть аккаунт и писать подростку сообщения или оставлять комментарии под его видео.
— Но подростки от 13 лет и старше пользуются TikTok, и это тоже уязвимая группа, они не всегда могут обезопасить себя от нежелательного общения, критически оценивать контент в Интернете.
— Безусловно, мы осознаем, что подростки — это одна из самых уязвимых групп пользователей TikTok, и мы на самом деле прилагаем массу усилий для того, чтобы защитить несовершеннолетних пользователей. Для этого, в частности, TikTok постоянно совершенствует Правила сообщества — в последней редакции Правил четко прописано, какой контент подлежит удалению с платформы, а какой будет ограничен для несовершеннолетних. В целом в приложении много ограничений для пользователей, не достигших определенного возраста. Так, аккаунты пользователей младше 16 лет являются приватными по умолчанию, и созданные ими видео нельзя скачивать. Функция переписки вообще недоступна для пользователей до 16 лет, они не могут отправлять и получать сообщения в TikTok.
Особый раздел Правил касается прямых эфиров — их могут вести только пользователи старше 18 лет, и только совершеннолетние могут покупать, отправлять и получать виртуальные подарки. Все эти ограничения призваны обезопасить подростков, и TikTok работает с ведущими международными экспертами, чтобы постоянно совершенствовать эти настройки. В TikTok хотят, чтобы пользователи любого возраста могли творить и выражать себя в безопасной и комфортной атмосфере.
— В СМИ постоянно пишут об опасных челленджах, они есть в TikTok?
— Действительно, порой можно увидеть подобные громкие заголовки. Но очень часто в самих публикациях не приводится никаких доказательств, что такой контент действительно был или есть в TikTok. Например, недавно в США писали о челлендже, якобы распространяющемся на нашей платформе. Правоохранительные органы штата Алабама самостоятельно опровергли эти новости и заявили, что такой челлендж на платформе не был обнаружен. Но, как говорится, осадок от такой «утки» остался.
Согласно Правилам сообщества TikTok, демонстрация и пропаганда опасных действий и челленджей на нашей платформе запрещена. Сюда входят «челленджи», рискованные игры, ненадлежащее использование опасных предметов или инструментов, употребление в пищу опасных веществ и другие действия, которые могут нанести вред жизни и здоровью. Если пользователи будут целенаправленно искать хэштеги, связанные с какими-то опасными челленджами, то они не увидят такой контент, зато увидят специальное предупреждение.
Контент не допускается в раздел «Рекомендации», если он содержит действия, которые могут привести к умеренному физическому вреду, или если в нем участвуют профессионалы, занимающиеся экстремальными видами спорта или выполняющие трюки, которые могут быть опасными для обычных людей. Мы также добавляем специальные предупреждения к такому типу контента.
Кроме того, TikTok разработал специальную памятку о том, что делать, когда вы видите какой-либо челлендж в Интернете. Следуя четырем простым шагам, основанных на критической оценке («Остановиться — Подумать — Решить — Действовать»), пользователь сможет обезопасить себя от рискованных или необдуманных действий.
— Как вообще работает модерация контента в TikTok, в частности в Кыргызстане?
— Мы очень прозрачны в плане модерации контента, и каждый квартал публикуем Отчеты о соблюдении Правил сообщества, в которых отражаем, сколько контента было удалено из-за нарушений, по каким именно причинам, в какие сроки. Правила сообщества — это один из главных столпов, на котором держится безопасность пользователей нашей платформы, они устанавливают, какой контент запрещен или ограничивается в TikTok. В Кыргызстане, кстати, мы проактивно и самостоятельно удалили боле 440 000 тысяч видеороликов в 2023 году из-за нарушений Правил.
В TikTok создано несколько уровней защиты от противоправного или опасного контента. Сюда входит автоматическая модерация, которая удаляет подавляющую часть контента, нарушающего Правила сообщества, причем еще до того, как его кто-либо увидит, а также команды модераторов по всему миру, которые отсматривают спорный локальный контент и удаляют его в случае обнаружения нарушений. Сейчас более 40 тысяч человек по всему миру, говорящих на разных языках, обеспечивают безопасность на платформе. Замечу, что среди наших модераторов есть и кыргызы, которые владеют языком и обладают знаниями о культурных нормах страны. Еще один способ модерации основан на жалобах пользователей: любой человек может пожаловаться на контент в TikTok, соответствующее подразделение в нашем модерационном департаменте его рассмотрит и при необходимости примет соответствующие меры. Мы всегда призываем пользователей жаловаться на контент, который может нарушать Правила.
— В каждой стране есть своя культурная специфика, обычаи и традиции. Ваши алгоритмы могут не понимать эти нюансы и продвигать опасные для того или иного общества ролики. Каким образом учитываются такие моменты?
— Этой весной мы обновили Правила сообщества, и, пожалуй, это было самое важное обновление Правил за все время — они стали еще более прозрачными и понятными для пользователей TikTok, родителей, экспертов и регуляторов. В частности, были добавлены Принципы сообщества, задача которых — поддерживать баланс между правом на самовыражение и предотвращением вреда. И один из этих Принципов как раз заключается в учете и уважении местного контекста. Как я говорил ранее, сами Правила доступны на нашем сайте, в том числе, на русском языке. Принимая во внимание разнообразие глобального сообщества TikTok, компания принимает во внимание местные культурные особенности для определения своего подхода к потенциально чувствительному или взрослому контенту, который кто-то может посчитать оскорбительным. Чтобы соблюсти принцип уважения локального контекста и не переносить нормы одной страны на другую, в разных регионах могут применяться определенные исключения из рекомендаций этого раздела.
— Бытует мнение, что TikTok представляет собой бесполезное времяпрепровождение. Можно ли на этой площадке найти что-то полезное?
— Ключевой элемент TikTok, его «секретный соус» — это лента рекомендаций. Именно там пользователи проводят большинство времени. Лента показывает пользователю контент, соответствующий его интересам и предпочтениям. Чем больше времени вы проводите на платформе, тем более релевантными будут эти рекомендации. Соответственно, можно сказать, что TikTok — это зеркало интересов человека и общества в целом. Но следует отметить важный момент: несмотря на такую персонализацию, платформа избегает создания «информационных пузырей», и пользователю регулярно предлагается контент, отличный от его обычных интересов, чтобы он расширял свой кругозор.
TikTok — это уже гораздо больше, чем просто развлечение, здесь есть самые разнообразные видеоролики. Мы видим, что растет популярность познавательного контента, и появляется все больше авторов, создающих его. Например, в соседнем Казахстане есть учитель химии Улан Усенов (@wannabeteacher), который стал настоящей звездой не только в TikTok, где у него уже более миллиона подписчиков, но и за пределами платформы — он даже вошел в казахстанский рейтинг Forbes 30 under 30. Улан поет песни про химические элементы, использует отсылки к популярным аниме-сериалам. Такая уникальная, нескучная подача школьного материала действительно работает — в комментариях пользователи пишут, что теперь-то они точно не забудут информацию.
В Кыргызстане есть свои популярные авторы, которые делятся полезным контентом: например, Адилет Ногойбаев @adilet_nogoibaev_ делится видеороликами из своих путешествий и открывает своей аудитории целый мир. В целом, познавательный контент стал общемировым трендом. Поистине сенсацией глобального масштаба, например, стал органический тренд #BookTok, в рамках которого пользователи делятся рекомендациями любимых книг. Сейчас по этому хэштегу уже созданы миллионы видео, набравшие более 175 миллиардов просмотров, что говорит о крайне высоком интересе пользователей к такому контенту. А как следствие — и на этот счет есть независимые исследования и цифры — люди по всему миру стали больше читать и чаще покупать книги.
Подробнее: kg.akipress.org/news:1980389/?f=cp