В Кыргызстане после смены формы правления на парламентскую, произошедшую на волне апрельских событий 2010 года, по большому счету ничего не изменилось. Разве что аппетиты тех, кто оказался по счастливой случайности у руля, выросли в разы. Подтверждением служит национализация ряда частных объектов, а то и переход некоторых из них в ведение отдельных госструктур. На блюдце с голубой каемочкой для законодателей благодаря трудовым подвигам временного правительства, которые на тот момент были направлены на накопление политических дивидендов, оказалось и ЗАО «Пятый канал». С начала по декрету ВП «оранжевая кнопка» должна была стать народной. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Депутаты, опьяненные возможностями, которые дала им парламентская форма правления, возжелали получить свой собственный телевизионный рупор.
Система «НЕУДержаний» и «противостояний»?
Еще в июне 2011 года с инициативой сделать некогда частный «Пятый канал» парламентским выступил депутат от фракции СДПК Исмаил Исаков. Идею слуга народа обосновал желанием «обеспечить информационную безопасность в республике, которая является частью национальной».
Инициативу коллеги без лишних вопросов поддержали депутаты всех пяти парламентских фракций. А после летней поездки нардепов в Малайзию и Индонезию во главе со спикером и многочисленной свитой их желание заполучить телеканал удвоилось. В интервью ИА «24.kg» Ахматбек Келдибеков рассказал, что хотел бы, чтобы «журналисты и некоторые деятели прекратили заниматься политическими играми». «Пример тому — национализированный «Пятый канал», который про нашу поездку в Малайзию и Индонезию выпустил ряд негативных репортажей. Некий чиновник из правительства, который планирует стать хозяином «оранжевой кнопки», сообщил мне, что родственница главы государства, которая работает на канале, дала распоряжение «мочить» наших депутатов по поводу командировки. Почему? Да потому что самой Розе Отунбаевой, у которой был запланирован визит в Сингапур, Малайзию и Филиппины, в Куала-Лумпуре вежливо отказали. «Пятый канал» продолжает работать по схеме, утвержденной ее бывшим владельцем Максимом Бакиевым», — сказал он.
Ко всему прочему выяснилось, что большинство депутатов держит обиду на канал за критику в репортажах и хочет объективного освещения своей работы. При этом понимание объективности у законодателей ограничивается желанием, чтобы по ТВ не показывали кадры, где кто-то из слуг народа спит, ковыряет в носу, красит губы или разговаривает по мобильному телефону во время заседаний.
Обиженные законодатели и их патрон после затяжных летних каникул первым делом одобрили законопроект о передаче «Пятого канала» на баланс Жогорку Кенеша. Заключение правительства о нецелесообразности подобного шага из-за отсутствия лишних денег в бюджете и огромных долгов канала парламентарии проигнорировали.
Но свое слово вставила президент переходного периода Роза Отунбаева, которая наложила вето на принятый депутатами законопроект. Попытка главы государства показать, «кто в доме хозяин», не увенчалась успехом. Слуги народа абсолютным большинством преодолели вето, и закон скоро опубликуют в СМИ, а значит, он автоматически вступит в силу. Ни президент, ни правительство не смогут ничего сделать. В Основном законе ответный ход не предусмотрен.
Любовь до первой непогоды?
Депутаты оппозиционного меньшинства и коалиционного большинства практически в один голос заявили, что «Пятый канал» будет самоокупаемым, поэтому не нужно беспокоиться о деньгах на его содержание. Нардеп от «Ата-Журта» Садыр Жапаров заметил, что, в отличие от ОТРК со штатом в 1,5 тысячи человек, на «Пятом» работают около 40. Его коллега от «Ар-Намыса» Замир Бекбоев сказал, что для финансирования парламентского канала потребуется 300 миллионов сомов. «По Конституции законы, увеличивающие расходы госбюджета, решаются парламентом», — подчеркнул он.
Ахматбек Келдибеков и вовсе предложил продать телеканал, если он будет убыточным. «Тем самым можно принести дополнительные средства в госбюджет», — пояснил торага.
Глава Общественного фонда «Открытая позиция» Дмитрий Кабак считает, что структура парламента не работает по задуманной авторами схеме. «В парламенте создано абсолютное большинство, которое без проблем может преодолеть вето президента и протащить любой закон. Между фракциями отсутствует конкуренция. Они, договорившись, смогут принимать любые законы. Это говорит о том, что у Жогорку Кенеша нет ограничений. В этом случае речь идет об ответственности парламента в части требований и ограничений для депутатов», — отметил он.
Конституционный мордоворот…
Помнится, «отец» Основного закона — оппозиционер с большим стажем и лидер парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев обещал сделать главный документ источником власти, справедливости и законности, что станет главными условиями развития демократии в КР. Ситуация с «Пятым» показывает обратное. Конституция, провозглашающая в стране парламентскую форму правления, вновь отдала все властные полномочия одному институту. На этот раз Жогорку Кенешу со 120 депутатами, которые, судя по их стремлению поучаствовать во всем — начиная от организации праздников и заканчивая тем, какого цвета галстук должен носить тот или иной министр, решили прибрать к рукам все.
По мнению директора Института медиа полиси Бегаим Усеновой, возникает много вопросов, как принимался законопроект о «Пятом канале». «В том числе много вопросов по процедурным моментам. Сначала стоял вопрос о национализации канала. По ходу обсуждения решили его сделать парламентским. Поскольку суть вопроса изменилась, законопроект о том, чтобы передать канал парламенту, должен был пройти через общественные слушания с участием экспертов, рассматриваться во фракциях, в профильных комитетах и только потом выноситься на сессию», — пояснила она.
«По закону национализация без судебного решения невозможна, а решение депутатов по таким вопросам допускается в исключительных случаях», — подчеркнула эксперт.
Кто не платит, тот заказывает музыку?
Управляющий директор Центральноазиатского института свободного рынка Мирсулжан Намазалиев отмечает, что государство в Кыргызстане является плохим менеджером. «В КР нет ни одного ведомства или госпредприятия, которое было бы рентабельным, ориентированным на клиента или эффективным. Все, что принадлежит государству, общее. Трагедия общего в том, что никто не заинтересован в его развитии. В той же ситуации окажется и «Пятый канал», поскольку не будет стимула для его развития. За государственные деньги будут заполнять эфир фильмами или роликами. Частные же компании более рентабельны, интересны и клиентоориентированы, поскольку у их владельцев есть стимул», — сказал он.
Эксперт заметил, что во всех цивилизованных странах с развитой демократией открытие госканалов запрещено Конституцией. «На самом деле большинство СМИ в КР не самоокупаемые. Лишь в исключительных случаях они могут быть рентабельными. Если «Пятый» перейдет на баланс Жогорку Кенеша, ничего хорошего не будет. У нас и без того два госканала — «ЭлТР» и ОТРК, на содержание которых за счет налогоплательщиков выделяются огромные средства. Для нормальной работы канала нужно вкладывать деньги, что с дефицитным бюджетом невозможно. Политики хотят за наши же деньги кормить нас обещаниями и пиариться. Некоторые депутаты полагают, что «Пятый канал» будет окупаться, что вызывает большие сомнения. При плохом финансировании уровень новостных сюжетов и программ будет падать, и канал станет неинтересным», — пояснил Мирсулжан Намазалиев.
Парламентский канал небезопасности
Бегаим Усенова считает, что парламентский канал не может обеспечить информационную безопасность, как полагают законодатели. «Для этого нужно создавать новые местные каналы, развивать госязык. Нельзя отбирать телевидение у аудитории. Может, зрители интересуются не политической информацией на «Пятом канале», а социальной или культурной», — отметила она.
«Меня больше беспокоит то, что депутаты не думают о зрителях, как не имеют представления о концепции развития телеканала. Спрашивается: зачем парламентарии на 6 миллионов сомов оборудовали телестудию в ЖК, если знали, что у них будет свой канал? Непонятно, откуда они будут брать средства, если правительство говорит, что не может выделить дополнительные деньги на его содержание. Депутаты полагают, что канал будет самоокупаемым. Но кто будет давать рекламу, если «Пятый» будет освещать деятельность парламента?», — задалась вопросом Бегаим Усенова.
«Та аудитория, которую потеряет канал, уйдет на казахские или российские «ящики», что уже само по себе небезопасно с точки зрения информации. Складывается впечатление, что решения депутатов интуитивные и не имеют под собой никаких реальных обоснований», — добавила аналитик.
Мирсулжан Намазалиев сказал, что основной аудиторией «Пятого» является русскоязычное городское население. «Когда канал станет освещать работу парламента, вся аудитория уйдет на российские каналы, которые ведут антизападную политику и пиарят диктаторов. Может сложиться ситуация, как на юге республики, когда большое число людей под влиянием узбекских каналов считают себя гражданами РУз. Кроме того, такими темпами у нас в ближайшее время свободы слова не будет вовсе. Хотя информационная безопасность обеспечивается наличием альтернативной информации», — заключил эксперт.
http://mirror24.24.kg/parlament/111626-parlamentskij-laquogambitraquo-laquopyataya.html