Представитель президента и Кабмина в Конституционном суде (КС) Алмазбек Молдобаев прокомментировал законопроект, позволяющий пересматривать решения КС. Этот документ инициировала администрация президента.
По словам Молдобаева, судьи Конституционного суда тоже могут ошибаться, поэтому нужно дать им возможность пересматривать свои же решения. В качестве примера он привел Верховный суд. По его словам, решения ВС тоже считаются окончательными, но Уголовно-процессуальный кодекс позволяет пересмотреть решение, если открылись новые обстоятельства.
«Касательно Конституционного суда, то сейчас отсутствует возможность [пересмотра решений]. Но никто не застрахован от ошибок. И [законопроект] направлен на усиление прав наших граждан […] Пересматривать свои акты будут сами судьи, никто не будет контролировать», — отметил он, добавив, что возможность пересматривать свои решения есть у Конституционных судов Узбекистана, Казахстана и Литвы.
Администрация президента 17 июля опубликовала законопроект о внесении изменения в конституционный закон «О Конституционном суде». Им предлагается разрешить Конституционному суду пересматривать свои же решения.
Если законопроект примут, то решение Конституционного суда может быть пересмотрено им по представлению президента или по представлению председателя Конституционного суда.
В проекте закона прописаны случаи, при которых может быть принято решение о пересмотре вердикта. Так, это может быть сделано, если изменилась норма Конституции на основании которой было принято решение, если открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, неизвестные Конституционному суду в момент вынесения решения и если решение противоречит «моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа Кыргызской Республики».
По действующему законодательству, решение Конституционного суда окончательное и обжалованию не подлежит.
Одно из последних решений Конституционного суда касалось матчества. Согласно нему, кыргызстанцы могут брать матчество по достижении 18 лет. Однако решение вызвало общественный резонанс, в частности против матчества высказывался глава ГКНБ Камчыбек Ташиев, отмечавший, что тот, «кто принял закон должен его отменить».