Выступление Постоянного координатора ООН на 24-й Центральноазиатской конференции ОБСЕ по СМИ (CACM)“На перепутье:обеспечение свободы СМИ для защиты демократии».
Уважаемые представители Правительства Кыргызстана, а также представители Правительств, Парламентов, гражданского общества и СМИ Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана,
Уважаемая Представительница ОБСЕ по свободе СМИ, Тереза Рибейро, сердечно приветствую вас в Бишкеке,
Ваши превосходительства, дамы и господа, дорогие коллеги,
От имени Организации Объединенных Наций в Кыргызской Республике для меня большая честь выступать на Центральноазиатской конференции ОБСЕ по СМИ, посвященной теме «Обеспечения свободы СМИ для защиты демократии». Прежде всего, позвольте мне поблагодарить Правительство Кыргызстана за проведение этой важной для региона ежегодной встречи и поблагодарить Представительницу ОБСЕ по свободе СМИ за то, что она собрала нас всех здесь для обсуждения этой актуальной темы в этом году, когда мы празднуем 30-летие сотрудничеству между ООН и ОБСЕ.
Как ООН в Кыргызстане, в течение последних месяцев мы ясно выразили свою позицию по вопросам свободы СМИ, свободы выражения мнений и других основных свобод и прав человека в контексте событий в Кыргызстане. Сегодня, позвольте мне поделиться еще некоторыми дополнительными размышлениями:
Основополагающие принципы свободы выражения мнений и свободы СМИ закреплены не только в целях Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, 75-летие которой мы отмечаем в этом году, Международном пакте о гражданских и политических правах, международных документах по правам человека и конституциях стран Центральной Азии, но они также служат жизненно важными движущими силами для достижения Целей в области устойчивого развития и видения, изложенного в Повестке дня на период до 2030 года, которая является ключевым приоритетом для всех стран региона.
Как признали авторы Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека, развитие, мир и безопасность, а также уважение прав человека взаимозависимы, и их достижение требует значимого, инклюзивного и безопасного участия общественности и гражданского общества. Значимое участие, в свою очередь, требует открытого гражданского пространства: среды, обеспечивающей разнообразие голосов в дебатах, и динамичного медиа-ландшафта, позволяющего распространять фактическую, своевременную, ясную, доступную, многоязычную и основанную на доказательствах информацию, которая помогает людям и обществам быть достаточно хорошо информированными, чтобы делать подходящий и значимый политический, гражданский, социальный, экономический или культурный выбор.
Свободные СМИ и открытое гражданское пространство необходимы не только для демократии. Они также важны для процветания, экономического роста, инклюзивного и устойчивого развития по ряду причин, включая следующие:
Государства и общества, которые ценят свободу выражения мнений и продвигают различные точки зрений, способны поощрять креативность и инновации, создавать благоприятную среду для развития новых идей, продуктов и услуг, стимулировать предпринимательство, новые возможности для трудоустройства и равный доступ к ним.
Я слышала это непосредственно от многих представителей частного сектора не только в Бишкеке, но и в нескольких областях, которые я имела честь недавно посетить. Предприниматели поделились своими опасениями относительно потенциального влияния ограничений на СМИ и Интернет на создание рабочих мест и экономический рост, например, посредством ограничений на продвижение товаров и услуг через социальные медиа-платформы.
Более того, разнообразный и всесторонний медийный ландшафт также помогает обществу не оставить никого позади, что является девизом Целей устойчивого развития, поскольку он позволяет недопредставленным или уязвимым группам, чьи голоса в противном случае могут остаться неуслышанными, таким как местным женщинам-лидерам, меньшинствам, молодежи или людям с инвалидностью, стать частью национального диалога.
Свободные и плюралистические СМИ способны оказать содействие в продвижении социальной справедливости и равенства и в создании возможностей для всех людей в Центральной Азии участвовать в устойчивом развитии своих стран.
Таким образом, политические меры, стимулирующие экономический рост или программы национального развития, столкнутся с серьезными препятствиями, если, в целом, свобода СМИ и гражданское пространство будут ослаблены. Политика, законодательство и правоприменительная практика на всех уровнях должны руководствоваться этими соображениями.
Дамы и господа,
Свобода выражения мнений способна справляться с дезинформацией. Хотя это право не является абсолютным, мы должны помнить, что оно может быть ограничено только на основании принципов законности, необходимости, соразмерности и недискриминации. Ограничения, которые не соответствуют хотя бы одному из этих критериев, потенциально неправомерны.
Тем не менее, слишком часто государства выбирают ограничительную политику. Еще и потому, что это проще всего сделать. И в наших дискуссиях мы часто фокусируемся только на том, чего делать не следует.
Поэтому я бы хотела отметить то, что Генеральная Ассамблея ООН недавно призвала государства «противодействовать дезинформации не с помощью наказаний, а посредством политических мер, включая образование, наращивание потенциала для предотвращения дезинформации и выработки устойчивости к ней, адвокацию и повышение общественной осведомленности». Международные эксперты по правам человека и ЮНЕСКО, например, сделали то же самое и призвали государства рассмотреть позитивные меры, такие как поддержка программ по медиа- и информационной грамотности для противодействия дезинформации, вместо использования карательных подходов. Такие меры важны, чтобы избежать карательные подходы, которые используются также при ограничении доступа к определенной информации; дискредитации и ограничении критических репортажей; нацеленном преследовании, судебных тяжбах, и подавлении журналистов, оппонентов, разоблачителей или правозащитников, или стигматизации и дискриминации уже и так недостаточно представленных групп.
Исключением, когда речь должна быть ограничена, является подстрекательство к ненависти и насилию. Две параллельные проблемы, которые требуют нашего неотложного внимания:
С одной стороны, кейсы, достигшие уровня подстрекательства к ненависти и насилию, но зачастую не ведущие к уголовному преследованию, если мишенью стали представители уязвимых групп. С другой стороны, нечеткие законы о языке вражды, используемые для подавления всего, что воспринимается как оппозиция, инакомыслие и критика.
Для эффективного противодействия языку вражды, меры реагирования должны быть многогранными и должны базироваться на уважении свободы выражения мнений.
Механизмы ООН подчеркивают, что, помимо соответствующих правовых мер, для предотвращения языка вражды меры реагирования со стороны государства должны включать в себя также разнообразные политические решения, практические мероприятия и меры, способствующие развитию общественного сознания и продвижению недискриминации, прав человека и демократических ценностей. И значимые действия против языка вражды и ложной информации должны предприниматься через совместные усилия государства, частного сектора, СМИ, педагогов, религиозных лидеров и представителей гражданского общества с целью как обеспечения выверенных подходов, так и адекватной защиты для тех, кто неоднократно становится объектом языка вражды, включая меньшинства, женщин и девочек, членов сообщества ЛГБТИК+, беженцев и мигрантов, журналистов и правозащитников.
Мы считаем, что Рабатский план действий УВКПЧ ООН от 2012 года и ряд других документов, подготовленных ООН, предлагают важное руководство и для стран Центральной Азии в этом отношении.
Дамы и господа,
В заключение позвольте мне напомнить, что свобода мнений и свобода их выражения являются неотъемлемыми условиями для полноценного развития личности, и они являются фундаментом для любого общества, которое стремится к росту и развитию.
Для обеспечения защиты и продвижения этих основных свобод необходимы совместные усилия и многостороннее сотрудничество государственных институтов, гражданского общества, включая низовые организации, СМИ, молодежь, частный сектор и научные круги.
Я уверена, что дискуссии в течение следующих двух дней подтвердят важность подхода, основанного на правах человека, к основным свободам и гражданскому пространству в регионе. Это более чем своевременно, учитывая, что сейчас, три из пяти стран Центральной Азии являются членами Совета ООН по правам человека, что является честью, которая вместе с тем влечет за собой и ожидание, что они продемонстрируют пример в поддержании самых высоких стандартов в сфере продвижения и защиты прав человека.
Я желаю вам продуктивной дискуссии сегодня и завтра, и с нетерпением жду рекомендаций, которые будут представлены по итогам конференции.
Спасибо!