Группа депутатов вынесла на общественное обсуждение законопроект об НКО. Инициаторы предлагают придать статус «иностранный представитель» некоммерческим организациям, финансируемым из-за рубежа и занимающимся политической деятельностью, и установить для них особый режим отчетности, а в случае нарушения закона и уголовную ответственность.
Однако НКО не единственные, кто в Кыргызстане получает финансирование из-за рубежа и занимается политической деятельностью.
Жогорку Кенеш развивается при помощи доноров
Жогорку Кенеш, как политический орган, получает гранты от международных организаций на свое развитие. Например, ранее USAID выделял средства на совершенствование законотворческого процесса. За счет гранта были изданы словари, учебники по законодательной деятельности, проведены тренинги и другие мероприятия.
В октябре 2020 года в результатов погромов здание Жогорку Кенеша пострадало. На помощь кыргызским законодателям пришло Корейское агентство международного сотрудничества (KOICA) в Кыргызстане. Организация выделила грант в размере $8 млн, чтобы парламентарии могли заниматься законодательной деятельностью в нормальных условиях. Проект будет реализован в три этапа с 2023 по 2026 год: техническое обеспечение зала заседаний Жогорку Кенеша, систематизация и программирование установленного оборудования, подготовка специалистов по эксплуатации IT-оборудования.
Сайт Жогорку Кенеша также модернизировали при финансовой поддержке донорских организаций.
Депутаты развивают свои компетенции при помощи грантов
Жогорку Кенеш получает гранты не только на техническое развитие, но и на развитие человеческих ресурсов. Так, в Жогорку Кенеше регулярно проходят различные семинары как для сотрудников аппарата, так и самих парламентариев. Буквально недавно, 18-19 мая, состоялся двухдневный семинар на тему «Законотворческий процесс в Кыргызской Республике». Обучающий курс провели при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке в рамках проекта по укреплению демократического управления.
Регулярно сами депутаты привлекают экспертов из неправительственных организаций к разработке законопроектов или продвижению того или иного вопроса. Например, Совет по правам женщин, детей и гендерного равенства при торага Жогорку Кенеша сотрудничает с неправительственными организациями «Гражданская платформа», «Лига защитников прав ребенка» и другими.
Депутаты ездят в командировки за счет зарубежных доноров
В бюджете Жогорку Кенеша заложены средства на служебные поездки депутатов, но очень часто парламентарии выезжают за рубеж за счет неправительственных организаций.
Так, депутаты V созыва Жогорку Кенеша побывали в США, Великобритании, Германии, Швеции и других странах в рамках гранта от USAUD.
Сегодня, 6 июня, стало известно, что члены парламентской фракции «Ынтымак» в полном составе поедут в США. Поездку финансирует NDI (Национальный демократический институт по международным вопросам).
Таким образом, если следовать логике инициаторов законопроекта, то главным иностранным агентом является сам Жогорку Кенеш.
- Обвиняя НКО в получении грантов, власти умалчивают, что самым крупным грантополучателем является само государство, причем использует эти гранты довольно неэффективно. А на примере Жогорку Кенеша видно, что от внешней помощи зависимы не только государственные органы, но и главный политический орган страны — Жогорку Кенеш.
- Чиновники и провластные политики используют язык вражды в отношении некоммерческих организаций. И если с подачи властей к гражданским активистам, журналистам прилепили ярлык «грантоеды», то теперь депутаты примеряют к ним более враждебное в массовом сознании понятие «иностранный агент». Однако, как показывает практика, в Кыргызстане на страже порядка и законности страны стоят именно независимые медиа и неправительственные организации, занимающиеся правовым просвещением. Таким образом, депутаты разрушают пусть и неудобное для властей, но эффективное для государства партнерство.
- В случае принятия законопроекта об иностранных агентах негативный эффект скажется не только на НКО, занимающихся политической деятельностью, но и на всех других организациях. В законопроекте понятие «политическая деятельность» описано очень нечетко и размыто. Таким образом, любые действия, так или иначе влияющие на общественную повестку, могут засчитаться как политическая деятельность, а значит, стать поводом для уголовного преследования.