Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Пожалуйста, обратитесь к Президенту КР, чтобы вернул законопроект в Жогорку Кенеш на доработку!

22 июня 2023 года Жогорку Кенеш КР принял проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях и Законы Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике», «О средствах массовой информации»). Мы считаем, что данный законопроект является еще одним административным рычагом для установления цензуры и произвольного ограничения граждан в доступе к информации, а заявленная инициаторами цель создания безопасной информационной среды для детей — лишь популизм и имитация бурной деятельности.

Мы обращаем внимание общества, что законопроект был принят депутатами поспешно, без проведения надлежащих парламентских слушаний и с нарушением законодательно закрепленных правил принятия законопроектов, а само содержание проекта закона не отвечает требованиям точности и четкости изложения смысла нормативных предписаний.

Ввиду этого законопроект должен быть возвращен Президентом Кыргызской Республики С.Н. Жапаровым в Жогорку Кенеш КР для тщательной доработки уже с участием экспертов в данной сфере, анализа международных правовых норм, международной практики, с учетом необходимости проведения парламентских слушаний, соблюдения установленных законом процедур принятия законов.

Законопроект принят депутатами поспешно, без проведения надлежащих парламентских слушаний

Согласно Закону КР «О Регламенте Жогорку Кенеша КР», который определяет общие требования к рассмотрению законопроектов, промежуток времени между каждым чтением по проекту закона не может быть менее 10 и не более 30 рабочих дней (статья 53 Закона). Законопроект депутата Джамили Исаевой, зарегистрированный в Жогорку Кенеше КР 19 мая 2023 года, был принят в первом чтении 7 июня 2023 года.  А уже 21 июня 2023 года Жогорку Кенеш КР принял законопроект сразу во втором и третьем чтении, одновременно. Таким образом, Парламент не стал соблюдать промежуток времени между вторым и третьим чтениями, который не может быть менее 10 рабочих дней.

 

Закон предусматривает исключения, когда Жогорку Кенеш КР может принять проект закона одновременно во втором и третьем чтениях или в трех чтениях сразу, но только при условии наличия положительного заключения ответственного и профильного комитетов. Вместе с тем, исключения касаются только законопроектов, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации, по вопросам правопорядка и безопасности в связи с введением чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации и (или) с обстоятельствами непреодолимой силы; на приведение норм закона в соответствие с Конституцией КР; приведение действующего закона в соответствие с нормами вновь принятого закона;  внесение редакционных правок; устранение несоответствий между текстами закона на государственном и официальном языках; рассмотрение проектов законов о ратификации международных договоров, за исключением кредитных соглашений и др. Однако рассмотренный законопроект депутата Джамили Исаевой  не подпадает под вышеуказанный перечень.

Следует отметить, что в справке-обосновании автор проекта Джамиля Исаева лишь процитировала нормы Конституции КР, содержащие формулировки о духовном и нравственном развитии детей, но не привела конкретных норм из законов КР «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике» и «О средствах массовой информации», которые противоречат Конституции КР и которые необходимо привести в соответствие с основным законом страны.  Соответственно, принимая закон в спешном порядке, депутаты нарушили нормы, регулирующие процедурные вопросы, Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

При принятии указанного законопроекта парламентом было сделано еще одно грубое нарушение — не были организованы и проведены парламентские слушания по законопроекту, как этого требует статья 115 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша КР». Проведение парламентских слушаний по проектам законов об обеспечении конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, правового статуса политических партий, некоммерческих организаций и средств массовой информации, о бюджете, налогах и других обязательных сборах, о введении новых видов государственного регулирования предпринимательской деятельности, об обеспечении экологической безопасности и борьбе с правонарушениями является обязательным. Фракции, депутатские группы, комитеты и комиссии после утверждения темы парламентских слушаний, времени и места их проведения, не позднее чем за 5 дней до проведения парламентских слушаний должны разместить информацию на официальном сайте Жогорку Кенеша и передать информацию в СМИ. Однако в нарушение установленных требований Закона КР  «О Регламенте Жогорку Кенеша КР», без соблюдения сроков рассмотрения и принятия законопроектов, в отсутствие какой-либо чрезвычайной необходимости. Не обеспечив проведение парламентских слушаний 22 июня 2023 года, Жогорку Кенеш КР принял законопроект сразу во втором и третьем чтении одновременно. Более того, 22 июня 2023 года депутатами вносились изменения даже в ходе обсуждения и принятия законопроекта одновременно во втором и третьем чтении.

 

Отсылки на зарубежный опыт и сотрудничество с Meta некорректны и вводят в заблуждение

В справке-обосновании указано, что международный опыт, таких стран как Великобритания, Германия, США, Канада, Китай, Иран, Грузия, Украина Латвия, Литва, Россия и Казахстан, свидетельствует об успешности принимаемых мер в реализации государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию. Однако неизвестно, что, именно, считает автор законопроекта успешным опытом, поскольку в справке-обосновании не приводятся примеры эффективных норм, и не указывается, каким, именно, образом регулируется защита детей от вредоносной информации. Хотели бы отметить, что в Великобритании с 2018 года обсуждается нормативно-правовой акт с целью повышения безопасности в Интернете для детей, но до сих пор закон не принят. Что касается США, то в соответствии с разделом 230 Закона о пристойности коммуникаций (1996), который часто называют CDA 230, и последующим прецедентным правом, почти все высказывания в Интернете являются законными в США. Стоит отметить, что проблема обеспечения безопасности детей в Интернете — это вопрос, который действительно обсуждается многими правительствами, и, в основном, дебаты идут о регулировании онлайн-платформ. Вместе с тем, имеется консенсус, что при удалении контента социальные сети должны учитывать не только собственную политику коммуникации в сообществе и национальное законодательство, но и, главным образом, международные стандарты в области прав человека.

 

В этой связи, представляется, что представители Министерства цифрового развития КР либо недопонимают, либо лукавят, делая заявления о том, что  «некие представители госорганов (пять человек, хорошо владеющих английским языком) получат от компании Meta право блокирования определенных страниц соцсети»[1], поскольку Facebook рассматривает все запросы на удаление контента в соответствии с едиными принципами для всех стран, и решения принимаются независимо от правительств. Об этом компания Meta подчеркнула в 2021 году в ответ на заявление Правительства Казахстана о, так называемом, «Совместном заявлении Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан и Facebook».[2]

 

Представляется, что наши госорганы приняли и выдали желаемое за действительное, когда на заседании Жогорку Кенеша сообщили, что получат от компании Meta право блокирования определенных страниц соцсети.[3]

Содержание законопроекта не отвечает требованиям точности и четкости изложения смысла нормативных предписаний

ОФ «Институт Медиа Полиси» направлял 17 апреля 2023 года предложения и замечания к данному законопроекту. Подробнее с предложениями организации можно ознакомиться по ссылке: https://media.kg/wp-content/uploads/2023/04/17.04.23_predlozheniya-i-zamechaniya-na-proekt-zakona-kr-ob-izm-ot-17.03.23-3-avtovosstanovlenie_na-sajt-1.pdf. Основная претензия к проекту закона, что его широкие трактовки законопроекта (о запрете информации  «побуждающей детей», «способной вызвать»,  «обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия»,  «отрицающей семейные ценности»), с одной стороны, угрожают свободе слова и доступа к информации, поскольку такие формулировки могут привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц в целях ограничения деятельности СМИ, публикующих общественно-значимые репортажи, а, с другой стороны, данный законопроект не сделает Интернет более безопасным местом для детей.

В справке-обосновании о необходимости принятия законопроекта, автор указывает на ст. 19 Конвенции о правах ребенка, согласно которой государства–участники, должны принимать меры на социальном, законодательном и административном уровне для обеспечения защиты несовершеннолетних от проявлений телесного и сексуального насилия, от халатного и жестоко обращения и незаконной эксплуатации опекунами, родителями и другими людьми, берущими на себя ответственность по их воспитанию. Но эта норма в большей своей степени касается защиты детей от физического насилия и указывает на необходимость принятия мер, в том числе законов от насилия над детьми. Проектом же закона предусматривается защита от широкого круга информации. В kg-сегменте интернета дети в основном пользуются социальными сетями и мессенжерами, среди которых наиболее популярные соцсети — это: TikTok; YouTube; Instagram, а наиболее популярные мессенджеры – это WhatsApp; Telegram; Discord. Однако поскольку представители Министерства цифрового развития КР не могут регулировать контент в соцсетях, то наделение ответственностью местных веб-сайтов и интернет-блогеров, которые и без того следуют национальному законодательству, не решит проблему с безопасностью детей, поскольку на самостоятельный допуск детей к Всемирной паутине Интернет данный законопроект никак не повлияет.

Решение о том, какой контент следует запретить, учитывая широкие трактовки запрещенной информации, будет произвольно и избирательно принимать уполномоченный  орган. В конечном счете, это ставит все веб-сайты в невозможную ситуацию: без четкого руководства относительно того, какой контент может привести к вреду для детей, они будут подвергать цензуре любые обсуждения, касающиеся детей. Например, критика любых нелепых и абсурдных высказываний депутатов о несовершеннолетних, разъяснение о том, что такое виктимблейминг в гендерном насилии[4], может быть сочтена уполномоченным органом как информация, «отрицающая семейные ценности».

В результате, законопроект сделает веб-сайты ответственными за контент, который они показывают несовершеннолетним, полностью, так как ответственность будет основана на расплывчатых требованиях и запретах. В связи с чем, например, опасаясь ответственности по данному законопроекту, СМИ скорее всего, будут превентивно исключать любые дискуссии разговоры на такие темы, как, например, разговоры о расстройствах пищевого поведения (анорексии или переедании) или депрессии. С другой стороны, закон не решит проблемы кибербуллинга или порнографии в соцсетях, а учитывая, что в Кыргызстане к 11 годам подавляющее большинство детей имеют собственный мобильный телефон или планшет, либо оба устройства сразу[5], при этом зачастую доступ к любой информации, в том числе, причиняющий вред здоровью, может быть предоставлен и самими родителями, данный законопроект не решает самую свою главную задачу — безопасность детей в интернете, зато может привести к потере доступа к информации, которая не представляет опасности. Поскольку предлагаемый законопроект не представляет классификации и маркировки информационной продукции по возрастной категории, это означает что законопроект уравнивает в восприятии информации условно 7-летнего и 16-летнего ребенка, необоснованно объединяя всех несовершеннолетних в одну категорию. Кроме того, это ограничение коснется и взрослых, которые в результате принятия законопроекта, скорее всего, столкнутся с препятствиями в доступе к легальному контенту в Интернете.

Безусловно, безопасность детей в Интернете — это реальный вызов, но данный законопроект пытается свести его к одному решению, вводя несоразмерные ограничения и запреты для СМИ, операторов информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет, блогеров и обычных пользователей социальных сетей при распространении печатной и аудиовизуальной информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей.

Мы согласны, что необходимо защищать детей от вредоносной информации, но принятый законопроект имеет целью не безопасность для детей, а цензуру для взрослых!

В связи с вышеизложенным, мы призываем всех неравнодушных обратиться к Президенту Кыргызской Республики С.Н. Жапарову с требованием воспользоваться правом наложения возражения на принятые законы и возвратить закон в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики для проведения парламентских слушаний в соответствии с законодательством и последующей доработкой законопроекта с участием экспертов  медиа-сектора.

 

[1] https://24.kg/vlast/267376_mintsifryi_budet_sotrudnichat_sMeta_chtobyi_blokirovat_kontent_vsotssetyah/

[2] https://kloop.kg/blog/2021/12/28/kazakhstan-facebook-and-content-what-s-going-on-and-is-it-censorship/

[3] https://24.kg/vlast/267376_mintsifryi_budet_sotrudnichat_sMeta_chtobyi_blokirovat_kontent_vsotssetyah/

[4] ttps://kaktus.media/doc/478287_ona_sama_vinovata._kak_mvd_i_depytaty_vozlagaut_na_jertv_otvetstvennost _za_nasilie.html

[5] Данные исследования «Дети и медиапотребление в Кыргызстане» по Кыргызстану за 2021-2022 г.г.