Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Специалисты общественного фонда «Правовая клиника «Адилет» проанализировали законодательную инициативу группы депутатов по «иностранным агентам». И пришли к выводу, что предложенные изменения в Закон «Об НКО» являются нарушением Конституции и международно-правовых документов.

Ниже приведен полный текст статьи.

«19 мая 2023 года в Жогорку Кенеше КР был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и Уголовный кодекс Кыргызской Республики»)», инициированный депутатами парламента (Надирой Нарматовой и др.), в соответствии с которым властями предпринимается очередная попытка оказать давление на деятельность некоммерческих организаций.

Законопроектом вводится понятие «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного представителя» — некоммерческая организация, созданная в КР, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории КР.

В этой связи НКО будет присваиваться статус организации, выполняющей функции иностранного представителя, на основании двух критериев:

  • организация получает финансирование от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • организация участвует в политической деятельности.

Государство само получает помощь от международных организаций

По первому критерию юристы правовой клиники отмечают следующее.

Ранее Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ в своем заключении отмечало, что «хотя государства имеют право удостовериться в том, что цель и деятельность ассоциации соответствуют их законодательству, при условии, что такое законодательство соответствует международным стандартам в области прав человека, они должны делать это в порядке, совместимом с их обязательствами по международным правовым инструментам. В частности, эти законные цели не должны использоваться в качестве предлога для контроля над ассоциациями или ограничения их способности выполнять свою законную работу, а также не должны приводить к попыткам заклеймить и подвергнуть остракизму некоторые организации гражданского общества исключительно на основе иностранного финансирования».

Специальный докладчик ООН по вопросу о правах на свободу мирных собраний и ассоциаций отмечает, что «право на свободу объединения включает не только возможность частных или юридических лиц создавать или присоединяться к объединениям, но и изыскивать, получать и пользоваться ресурсами — человеческими, материальными и финансовыми — из внутренних, иностранных и международных источников.

По мнению специального докладчика ООН, меры, которые вынуждают получателей иностранной финансовой помощи воспринимать такие негативные ярлыки, как «иностранные агенты», представляют собой ненадлежащие препятствия для их права изыскивать, получать и использовать такую финансовую помощь.

«Кроме того, нашим чиновникам не стоит забывать, что они живут в государстве, которое само получает помощь от иностранных государств и организаций в гораздо больших размерах, в том числе и от тех, которые призывают Кыргызстан соблюдать международные обязательства в области прав человека на свободу объединения. Стоит отметить, что ни государству, ни организациям не требовалась бы помощь иностранных инвесторов, если бы в стране были решены хотя бы основные (экономические, социальные и др.) вопросы», — считают в «Адилете».

Граждане имеют право участвовать в деятельности государства

Что касается второго критерия, то НКО признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории КР, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Предлагаемые формулировки являются чрезвычайно расплывчатыми и неточными, ввиду чего содержат высокую степень рисков произвольного их толкования и применения на практике, поскольку любая инициатива или рекомендация со стороны НКО, например, любое обсуждение актуальных проблем или проведение опроса общественного мнения, дача предложений по инициируемым законопроектам, проведение правозащитной экспертизы проектов НПА, может быть воспринята как участие в организации и проведении политических акций в целях изменения государственной политики.

Вместе с тем Конституция гарантирует гражданам КР право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане КР имеют право участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения.

В Законе США об иностранных агентах на самом деле акцентируется на других нюансах

Зачастую поддерживающие данную инициативу лица оправдывают ее наличием аналогичного закона в США, тем самым вводя в заблуждение общество, поскольку законопроект, предлагаемый депутатами Жогорку Кенеша КР, отличается от Закона США о регистрации иностранных агентов (FARA), который был принят в 1938 году в целях предотвращения усиливающейся пропаганды нацистской Германии.

В 1966 году в закон были внесены поправки, с тем чтобы акцентировать внимание на агентах, фактически работающих с иностранными правительствами, которые стремились получить экономические или политические преимущества, оказывая влияние на принятие правительственных решений.

В то же время из закона сделано исключение для общественных организаций, чья «деятельность служит главным образом не иностранным интересам», то есть НКО, осуществляющие деятельность в сферах прав человека, демократии, верховенства права и социальной помощи и получающие иностранное финансирование, не подлежат регистрации как иностранные агенты.

Всякий раз власти лишь призывают к диалогу с гражданским обществом, но по существу не предпринимают действий для сотрудничества и взаимодействия, в том числе с НКО. В то время как НКО не раз подтверждали свою открытость к диалогу и сотрудничеству с государственными органами путем совершения реальных действий.

Так, например, во время пандемии COVID-19 именно НКО оказывали большую поддержку всем нуждающимся, НКО помогают пострадавшим от домашнего насилия и др.

В этой связи призываем к конструктивному сотрудничеству представителей государственных органов с НКО, поскольку только совместными усилиями можно решить экономические, социальные и другие проблемы в нашей стране.

Ведь принятие подобного рода законодательных инициатив ведет к нарушению не только Конституции, но и международно-правовых документов, что в итоге приведет к дальнейшему снижению и так низких позиций Кыргызстана в международных рейтингах, а также к усилению недоверия населения к власти. Поскольку в основе доверия, стабильности лежит законность.

https://kaktus.media/481846