Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Директор общественного фонда «Правовая клиника «Адилет» Чолпон Джакукпова обратилась с письмом к спикеру Жогорку Кенеша Нурланбеку Шакиеву, а также в парламентские комитеты по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша и по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции.

Речь в письме идет о процедуре рассмотрения законопроекта о некоммерческих организациях.

Kaktus.media публикует текст обращения полностью.

«Поводом для настоящего обращения к вам послужило продвижение в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики»)», инициированного депутатами Жогорку Кенеша (Нарматовой Н. А., Садырбаевой Ж. Э., Култаевой Г. О. и др.), зарегистрированного в парламенте 19 мая текущего года.

Как вам известно, данная законодательная инициатива депутатов вызвала серьезный резонанс в обществе, поскольку положения законопроекта существенным образом ограничивают гарантированные Конституцией Кыргызской Республики и международными договорами права и свободы человека на объединения. О рисках принятия законопроекта не раз отмечалось в различных правовых анализах, статьях, подготовленных юристами, международными экспертами, некоммерческими организациями, в том числе и общественным фондом «Правовая клиника «Адилет», а также в совместном предварительном заключении Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия) и Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ), подготовленном к аналогичному законопроекту, инициированному депутатами Жогорку Кенеша в 2013 году. Об этом высказывались в интервью политические и общественные деятели, депутаты, представители международных организаций.

Учитывая все вышеизложенное, мы не будем в очередной раз излагать данные риски и пытаться донести до вас очевидные факты, свидетельствующие о том, что принятие обозначенного законопроекта приведет к фактическому уничтожению гражданского общества, закрытию значительного числа некоммерческих организаций, тотальному контролю государства за деятельностью неправительственного сектора, превращению нашей страны, являющейся до недавнего времени островком демократии, в фактически тоталитарное государство.

Настоящим мы постараемся обратить ваше внимание на необходимость неукоснительного соблюдения всех нормотворческих процедур, установленных законами Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» при рассмотрении указанного законопроекта. Ведь не зря Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» принятие нормативного правового акта в установленном порядке определено в качестве одного из способов обеспечения законности нормативных правовых актов. Более того, можно с уверенностью сказать, что соблюдение всех нормотворческих процедур лежит в основе верховенства закона и верховенства права, а также отражается на доверии общества к деятельности государственных органов, в том числе к парламенту, представляющему и обеспечивающему, согласно Конституции, верховенство власти народа.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что, согласно статье 86 Конституции Кыргызской Республики, законы принимаются Жогорку Кенешем в трех чтениях большинством от общего числа депутатов.

В свою очередь Закон Кыргызской Республики «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», который регулирует процедуры рассмотрения законопроектов и их принятие Жогорку Кенешем, предусматривает конкретные сроки для проведения экспертиз законопроекта, рассмотрения его ответственными комитетами, а также рассмотрения и принятия законопроекта по процедуре трех чтений.

Так, проекты законов, внесенные депутатами, после регистрации направляются другим субъектам права законодательной инициативы для рассмотрения вопросов, относящихся к их компетенции.

При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьей 46 вышеуказанного закона к проекту закона, вносимому субъектом права законодательной инициативы в Жогорку Кенеш, в обязательном порядке прилагается справка-обоснование, которая должна содержать информацию, в том числе о возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствиях действия закона; о результатах общественного слушания, общественного обсуждения; о соответствии проекта закона законодательству.

В свою очередь статья 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» устанавливает, что общественное обсуждение проекта нормативного правового акта обеспечивается нормотворческим органом путем:

  • обеспечения доступа к тексту проекта нормативного правового акта;
  • принятия, рассмотрения и обобщения предложений, поступающих от участников общественного обсуждения;
  • подготовки по результатам общественного обсуждения итоговой информации о поступивших предложениях с обоснованием причин включения либо невключения их в проект нормативного правового акта. Итоговая информация отражается в справке-обосновании к проекту нормативного правового акта.

Таким образом, учитывая, что в процессе общественного обсуждения к проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики»)» было направлено множество замечаний и предложений концептуального характера, необходимо, чтобы справка-обоснование к указанному законопроекту отражала в себе развернутую информацию по всем поступившим замечаниям и предложениям с указанием обоснованной позиции учета или неучета по каждому из них.

К сожалению, как показывает практика, данное требование Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» депутатами в большинстве случаев в последнее время игнорируется. При этом получить информацию о проводимой инициаторами работе по доработке законопроектов по итогам общественного обсуждения весьма затруднительно.

Далее ответственный комитет осуществляет предварительное рассмотрение проекта закона не позднее 30 рабочих дней со дня его получения. Предварительное же рассмотрение проекта закона ответственным комитетом без заключений экспертной и лингвистической служб аппарата Жогорку Кенеша не допускается. Экспертные службы аппарата по проекту закона в обязательном порядке представляют заключения с результатами правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз — как на проект закона и пакет проектов законов до рассмотрения их ответственным комитетом и внесения на первое чтение, так и на поправки, внесенные в ходе подготовки проекта закона ко второму чтению.

В то же время рассмотрение поправок к проекту закона ко второму чтению проводится не позднее 20 рабочих дней после окончания срока, указанного в постановлении о принятии закона в первом чтении.

При этом промежуток времени между каждым чтением по проекту закона не может быть менее 10 рабочих дней и более 30 рабочих дней.

Кроме того, поскольку проекты законов рассматриваются и принимаются по процедуре трех чтений, стоит отметить, что проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики»)» не может быть принят одновременно во втором и третьем чтениях или в трех чтениях, поскольку не соответствует требованиям, предусмотренным частью 13 статьи 53 Закона Кыргызской Республики «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Также напоминаем о необходимости проведения парламентских слушаний по вышеуказанному законопроекту, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 115 обозначенного закона проведение парламентских слушаний по проектам законов об обеспечении конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, правового статуса политических партий, некоммерческих организаций и средств массовой информации, о бюджете, налогах и других обязательных сборах, о введении новых видов государственного регулирования предпринимательской деятельности, об обеспечении экологической безопасности и борьбе с правонарушениями является обязательным.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также большую резонансность обозначенного выше законопроекта, призываем вас отклонить данную законодательную инициативу по причине несоответствия Конституции Кыргызской Республики и международным договорам по правам человека, а также неукоснительно соблюдать все нормотворческие правила и процедуры, установленные законодательством, при его рассмотрении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Одновременно в порядке информации напоминаем, что ранее общественный фонд «Правовая клиника «Адилет» уже направлял вам свой анализ, в котором отмечалась важность соблюдения регламентов и процедур в нормотворческом процессе во избежание принятия нормативных правовых актов, которые будут нарушать или ограничивать права и свободы человека и гражданина. Насколько нам известно, данный вопрос был поддержан депутатами и стал предметом отдельного обсуждения на пленарном заседании парламента», — говорится в обращении.

https://kaktus.media/482227