Представители гражданского общества Кыргызстана обратились к президенту Садыру Жапарову и депутатам Жогорку Кенеша по поводу поправок в законы, регулирующие деятельность НКО и государственную регистрацию. Отметим, документ внесен в парламент на прошлой неделе.
Обратившиеся отмечают, что законопроект содержит дискриминационные нормы, противоречащие основным демократическим принципам и в случае его принятия значительно ограничит деятельность некоммерческих организаций (НКО), включая филиалы и представительства иностранных НКО, работающих в Кыргызстане.
«Многие положения законопроекта противоречат Конституции Кыргызской Республики и основным демократическим принципам, закрепляющим права человека. Ряд положений законопроекта противоречит положениям Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), стороной в котором Кыргызстан является с 1994 года. Законопроект предлагает предоставить широкие права государственным органам вмешиваться во внутренние дела НКО и ИНКО, а также приостанавливать их деятельность или ликвидировать их, по своему усмотрению, практически вне каких-либо административных правил, которые бы ограничивали произвол. Тем самым законопроект создает барьеры и ограничения для НКО, которые параллельно не применяются в регулировании деятельности коммерческих организаций. В соответствии с международной практикой, правовое регулирование деятельности НКО, не обладающих специальным статусом благотворительной или общественно-полезной организации, дающим им право на определенные льготы, должно быть аналогично правовому регулированию деятельности коммерческих организаций», — говорится в обращении.
Гражданские активисты отмечают, что законопроект в случае принятия будет иметь негативный эффект на все НКО, включая благотворительные и гуманитарные организации, оказывающие социальные услуги населению.
Установление вышеуказанных обременительных требований чревато сокращением иностранных инвестиций в некоммерческий сектор и экономику Кыргызстана, что приведет к сокращению оказываемых НКО социальных услуг, в которых население страны остро нуждается.
«На наш взгляд, обществом и государственными органами не в полной мере осознается важность и масштабы деятельности НКО Кыргызстана, которые вносят существенный вклад в экономическое и социальное развитие страны. Они выполняют те функции, которые не в силах выполнять в должной мере государство и рыночные институты, тем самым снижая социальную напряженность в обществе. Законопроект пронизан идеей о том, что «иностранная помощь для НКО — это дестабилизирующая сила, угрожающая Кыргызстану». Однако самая большая часть иностранной помощи Кыргызстану предоставляется через государственные органы, значительную часть помощи иностранные и международные организации оказывают коммерческому сектору. В этой связи не справедливо видеть угрозу национальной безопасности в иностранной помощи только НКО-сектора Кыргызстана», — напомнили правозащитники.
Они подчеркнули, что во всех странах с установившимися демократическими традициями организации, в том числе НКО, могут получать иностранное финансирование и использовать его для различной деятельности: продвигать законодательные реформы, выступать против политики государства по разным вопросам, участвовать наблюдателями на выборах или помогать государству в выработке политики в той или иной сфере.
В демократических странах отдельные ограничения в вопросах иностранного финансирования имеют место в отношении узких групп организаций (например, политических партий. — Прим. 24.kg) и в отношении четко определенных видов деятельности (например, финансирование выборных кампаний в поддержку кандидатов в государственные органы. — Прим. 24.kg). Такие ограничения и ответственность граждан уже закреплены и в законодательстве страны.
«Безусловно, Кыргызстан должен принимать меры по предотвращению угроз национальной безопасности и суверенитету. Однако рассматривать НКО как особый источник этой угрозы является ошибочным, особенно учитывая то, что за все годы независимости Кыргызстана не было ни одного факта использования НКО во вред Кыргызстану», — добавили подписавшиеся.
Они отметили, что организации, представляющие угрозу национальной безопасности, должны выявляться не путем установления бюрократических барьеров и тотальных проверок НКО, а по факту нарушения той или иной организацией законодательства КР.
«Сегодня Кыргызстан имеет заслуженную репутацию одной из самых прогрессивных стран в Центральной Азии и СНГ в вопросах обеспечения и защиты фундаментальных прав и свобод человека, где гражданское общество содействует парламенту, президенту и кабмину в осуществлении их основной миссии — улучшении жизни граждан. К сожалению, положения законопроекта подрывают и поворачивают вспять усилия Кыргызстана в этой сфере и ослабляют его способности развивать человеческие ресурсы, привлекать иностранные инвестиции, пользоваться поддержкой своих граждан и международного сообщества для поддержания устойчивых позиций как демократического государства», — утверждают правозащитники.
Ограничение свободы деятельности НКО никак не будет способствовать развитию страны. Принятие законопроекта приведет к свертыванию деятельности большинства НКО, нанесет значительный ущерб интересам населения и государства, а также подорвет имидж Кыргызстана на международной арене как демократического государства.
из обращения НКО к президенту и депутатам
Они просят депутатов не поддерживать дискриминационную инициативу. В случае же одобрения, обращаются к президенту с просьбой наложить вето.
Ранее юристы правовой клиники «Адилет» и правозащитного движения «Бир дуйно Кыргызстан» заявляли, что принятие скандальных инициатив приведет к ликвидации гражданского сектора. Их замечания проигнорировали.
Напомним, будучи депутатом пятого созыва, Надира Нарматова в соавторстве с Турсунбаем Бакир уулу предлагала аналогичный документ. На 80 процентов он тоже был списан с российского аналога. Проект закона в 2016 году отклонили в третьем чтении члены шестого созыва.