Фото на главной странице иллюстративное: mk-turkey.ru.
Общественный фонд «Институт Медиа Полиси» подготовил замечания и предложения к законопроекту о поправках в Кодекс о правонарушениях и Законы «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике» и «О средствах массовой информации». Анализ законопроекта представлен на сайте организации.
В фонде напомнили, что законопроект был представлен 17 марта 2023 г. на Едином портале общественного обсуждения. Инициатором изменений выступила депутат Жогорку Кенеша Джамиля Исаева.
Как считают эксперты, проводившие анализ, «проект представляет собой очередное копирование Закона Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
И, как уже принято в практике наших законодателей, никто даже не пытается заимствованный текст адаптировать к национальному законодательству. В результате — сплошное противоречие и нестыковка с национальным и международным правами.
В качестве подтверждения ОФ приводит прошлогодний пример с новым законопроектом «О средствах массовой информации», представленным администрацией президента, который «также был списан с российского закона и содержал большую часть негативных положений, незаконно ограничивающих права журналистов и деятельность медиа организаций. «Поэтому рабочая группа по доработке кыргызского законопроекта о СМИ, созданная еще в 2022 году, до сих пор приводит его содержание к адекватному варианту», — говорится в тексте заключения.
Помимо прочего, авторы оценки перечислили существенные недостатки проекта закона:
- заявленная цель законопроекта о создании безопасной информационной среды для детей не соответствует нормам самого законопроекта о регулировании отношений по защите детей от вредной информации, при этом в полной мере механизмы по созданию безопасной информационной среды для детей не представлены;
- допускает серьезные риски неправомерных отступлений от гарантий прав человека на свободное выражение мнения, защищаемых Конституцией страны и международными договорами, участником которых является Кыргызстан;
- не отрегулировано участие родителей, ответственных, в первую очередь, за развитие ребенка, не предусмотрен тот факт, что доступ к любой информации, в том числе причиняющий вред здоровью, может быть предоставлен и самими родителями;
- вводит несоразмерные ограничения и запреты для СМИ, операторов информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет, блогеров и обычных пользователей социальных сетей при распространении печатной и аудиовизуальной информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей;
- не отрегулировано участие представителей медиаиндустрии в формировании политики и ее реализации, что не соответствует международным стандартам и общей логике включения в процесс специалистов из регулируемой области.
- устанавливает требования, которые носят чрезвычайно расплывчатый и оценочный характер, что противоречит принципу правовой определенности и создает в правоприменительной практике условия для субъективизма и широкого толкования положений документа;
- без законного основания дифференцирует виды информации на запрещенные и ограниченные в отсутствии каких-либо характеристик;
- предоставляет возможность уполномоченному органу контролировать и вмешиваться в контент СМИ, блогеров и активных пользователей социальных сетей;
- устанавливает ряд условий, ограничивающих права детей и взрослых на свободное получение информации;
- требует от поставщиков и распространителей информационного продукта проставления «знак информационной продукции» в отсутствие разработанных квалифицирующих признаков возрастного разграничения;
- устанавливает неправомерные процедуры, носящие непрозрачный характер, и способствующие возникновению коррупционных схем;
- требует от производителей и распространителей информации исполнения определенных действий без наличия разработанных процедур;
- дополняет понятийный аппарат новыми терминами, не раскрывая их смысл;
- употребляемая терминология требует тщательной и глубокой редакционной доработки, содержание текста проекта требует логической, стилистической и грамматической переработок;
- требует существенного изменения с учетом рекомендаций, основанных на международном праве и практике других демократических стран, в которых действует сходное законодательство;
- нуждается в проведении анализа регулятивного воздействия, а также в финансово-экономической оценке, которая должна подтвердить либо опровергнуть заявление инициатора проекта закона об отсутствии расходов из государственного бюджета при его реализации.