В первой половине мая депутаты Жогорку Кенеша обратились в Конституционный суд по поводу введения смертной казни. Группа парламентариев предлагает провести референдум и ввести смертную казнь для «педофилов». Депутаты разработали соответствующий законопроект по внесению изменений в Конституцию. Сама инициатива вызвала бурное обсуждение. Правозащитники выступили против отмены запрета на смертную казнь. «Пока в стране не будет справедливого суда, нельзя вводить смертную казнь. Когда суды будут выносить справедливые решения, таких преступлений, возможно, и не будет», — справедливо заметила, будучи на тот момент омбудсменом, Атыр Абдрахматова. Однако среди кыргызстанцев есть и те, кто поддерживает идею депутатов. Давайте еще раз вспомним, почему делать этого не стоит.
Почему в Кыргызстане нет смертной казни?
Смертная казнь — это убийство человека в качестве наказания за его преступление. В Кыргызстане мораторий на смертную казнь действовал с декабря 1998 года. Затем в рамках гуманизации уголовного законодательства смертную казнь заменили пожизненным заключением.
Как подчеркнула в интервью «Немецкой волне» руководитель правозащитного центра «Кылым Шамы» Азиза Абдирасулова, этого закона в республике ждали уже давно.
«Я, как правозащитница, жизнь всегда выше ставлю, чем смерть. Пусть пожизненно в тюрьме, но они будут жить жизнью, которая дана богом. Ни одна страна еще не может похвастаться тем, что с применением смертной казни снизилась преступность. Государство не должно быть карательным органом. Необходима еще и воспитательная работа», — отметила она.
«Вот я разговаривал со смертником, он говорил, что ему не надо заменять смертную казнь, что он убил человека жестоко и согласен с этим. Но следователи начали его избивать и навесили на него еще два трупа. И эти люди берут нераскрытые кражи, убийства, ограбления. Все они берут. А милиции что надо? Отрапортовать, что у них работа улучшилась», — рассказал «Немецкой волне» Турсунбай Бакир уулу, занимавший в тот момент пост омбудсмена.
В настоящее время Конституция запрещает смертную казнь. Поэтому нардепам и понадобилось вносить изменения в Конституцию.
Пострадают невиновные и бедные
«Смертная казнь является крайней жестокой, бесчеловечной формой наказания, которое представляет собой отрицание человеческого достоинства и неприкосновенности. В той системе уголовного правосудия, где могут совершаться ошибки или существует любая форма дискриминации, смертная казнь неизбежно будет применяться к невиновным«, — указано в научно-исследовательской работе «Отмена смертной казни и ее альтернативы в Центральной Азии» от «Международной тюремной реформы» (PRI).
С этим согласен и депутат Жанар Акаев. «Да, это ужасающее зверство, и их необходимо наказывать. Но с нашей нынешней несовершенной судебной системой вводить смертную казнь нельзя: могут погибнуть невиновные. У нас в тюрьмах сидят столько незаконно осужденных», — напомнил депутат. Другой депутат — Медербек Алиев четко обозначил категорию людей, рискующих быть казненными: это те, у кого нет денег.
«Коррупция, чтобы откупиться за жизнь, будет крайней, безграничной», — считает глава Независимого медицинского профсоюза и эксперт по доказательной медицине Бермет Барыктабасова.
Зависимость строгости наказания от толщины кошелька подсудимого отметила и юрист Индира Саутова.
«В нашей стране все еще характерна несовершенная судебная система, при которой невозможно избежать ошибок. И для рассмотрения таких вопросов, как смертная казнь, нужны квалифицированные и независимые судьи и эксперты. (…) Необходимо учитывать наличие судебных ошибок, когда осужденные за преступления невиновные люди могут понести ответственность в виде смертной казни, а данный вид наказания имеет необратимые последствия«, — напомнили в общественном фонде «Гражданская платформа».
Преступность не снизится, а жертв начнут убивать
«Не существует никаких убедительных доказательств того, что смертная казнь способствует снижению уровня преступности«, — отметили в Совете ООН по правам человека. «На сегодняшний день нет никак доказательств того, что смертная казнь более эффективна в предотвращении преступлений, чем любое другое наказание. Напротив, исследования показывают, что в некоторых государствах, которые отменили смертную казнь, количество убийств не изменилось или даже снизилось», — пояснила Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет.
Как отметил экс-премьер-министр и бывший милиционер Феликс Кулов, с позиции криминологии введение смертной казни не оказывало какого-либо существенного влияния на решение проблем борьбы с преступностью. Поэтому трудно ожидать, что это серьезно изменит ситуацию и с предупреждением насильственных преступлений против несовершеннолетних.
«Среди практиков есть такое мнение, что педофилы, чтобы скрыть следы преступления, будут попросту убивать своих жертв после надругательства. Потому что знают, что их в любом случае казнят», — добавил он.
Аналогичные опасения высказала депутат Жогорку Кенеша Динара Ашимова: «Криминалистика показывает: как только вводится смертная казнь, становится больше убийств. Потому что преступники в основном это люди, которые имеют проблемы психического характера. Зная, что будет смертная казнь, они не будут оставлять следов и свидетелей«.
«С введением кастрации в некоторых странах пришли к выводу, что число сексуальных преступлений не уменьшилось. Часть преступников продолжали насиловать и отбывали наказание по второму-третьему разу, но не исправлялись. Что будет, когда введут смертную казнь? Детей начнут убивать. Однозначно! Свидетелей легче убрать», — указала и Барыктабасова.
А что тогда эффективно?
«Уже во всем мире доказано, что введение смертной казни никоим образом не устрашает потенциальных насильников, то есть это неэффективный метод предупреждения сексуального насилия в отношении детей. А эффективный метод по предупреждению сексуального насилия в отношении детей, который мы предлагали, – институт социальных работников по защите детей», — отметила в интервью «Настоящему времени» глава ОФ «Лига защитников прав ребенка» Назгуль Турдубекова.
«У нас педофилией занимаются не просто посторонние, чаще всего это очень близкие люди – родной отец, отчим, двоюродные братья, родные братья, очень близкие соседи. В таких семьях нужно вводить мониторинг со стороны социальных работников. Что же получается, когда мы предлагаем современные, доказанные институты по защите детей от сексуального насилия, депутаты не поддерживают, но почему-то они хотят решить эту проблему через введение такого, знаете, карательного подхода, когда лишают жизни человека», — возмутилась правозащитница.
«Расследуйте. Сажайте на пожизненный срок. Справиться надо с безнаказанностью. Есть целые программы пошаговые. Это работает. Лучше накормите людей, минимум добейтесь обеспечения базовых потребностей. Дайте работу. Оденьте и отправьте в школу детей. И воспитывайте уважение к девочке и женщине, да и вообще к человеческому достоинству — с пеленок. Проводите ЗОЖ и санпросвет… Биться и пробиваться всей душой, всем народом надо к свету, а не в темноту, обратно в пещеры. Мы все в ответе за то, что происходит в настоящем и будущем», — указала Бермет Барыктабасова.
А если казнь — это лишь прикрытие?
Заместитель председателя кабмина Эдиль Байсалов в социальной сети Twitter заявил, что «отмена смертной казни — это основополагающая конституционная норма, неоднократно подтвержденная общенародным голосованием. Это не временный мораторий, а осознанный выбор! Кабинет министров будет активно стоять на защите Конституции от такого рода импульсивных инициатив».
Однако есть еще один момент: Феликс Кулов опасается, что «на референдуме обязательно появятся инициативы не ограничиваться рассмотрением лишь одного вопроса о введении смертной казни для педофилов, а также включить дополнительно еще какие-то».
«При нашей политизированности нам дай только повод…» — отметил он.
Фото на главной странице иллюстративное: донэллиот.рф, babylonbee.com, .