Кыргызстанские СМИ продолжают находится под дамокловым мечом власти. Чиновники администрации президента не учли большинство замечаний членов рабочей группы по доработке законопроекта «О СМИ», а по проекту документа «О НКО» и вовсе взяли паузу и больше двух месяцев хранят гробовое молчание.
Спорные статьи из скандальных документов, скопированных с российских аналогов, авторы не изъяли. Что касается поправок, которые предлагает член провластной парламентской фракции «Ата Журт Кыргызстан» Надира Нарматова, то и здесь надежды на торжество здравого смысла практически нет.
С представителями НПО депутат так и не встретилась. Пункт, навешивающий на правозащитников и гражданских активистов статус «иностранного агента», благополучно перекочевал из редакции 2015 года, отклоненного парламентом шестого созыва в режиме третьего чтения, в обновленную седьмым.
Эксперты и правозащитники считают, что власти, лоббируя эти инициативы, пытаются давить на свободу слова, уничтожают гражданское общество, стигматизируя их, и навешивают ярлыки.
Что дальше?
Почти подтверждая эту версию, администрация президента представила пятый вариант проекта закона «О СМИ». Большинство норм, которые были в первой редакции, при настойчивом сопротивлении членов РГ от медиасообщества из документа убрали. В частности целый раздел о блогерах, вызвавший массу недовольства, удален. Но часть статей, против которых ранее выступали представители независимых медиа, остались без изменения.
В частности СМИ может работать только после государственной регистрации, заявление подается в Министерство юстиции или Министерство цифрового развития.
Теперь любой веб-сайт подлежит регистрации как сетевое издание, даже если он не новостной, и необязательно для этого быть СМИ.
От этой процедуры освобождают только медиа, учреждаемые госорганами или МСУ для издания официальных сообщений и нормативных правовых актов.
Кроме того, в документе появилась статья о недопустимости злоупотребления свободой выражения своего мнения, свободой слова и печати, получения и распространения информации.
Напомним, СМИ, включая веб-сайты, помимо материалов, содержащих элементы порнографии, не должны пропагандировать «однополые браки, наносящие вред здоровью и нравственности населения, культ насилия и жестокости».
Что разработчик конкретно понимает под нравственностью населения, не уточняется.
Члены рабочей группы пятый вариант назвали «чисто продуктом юристов администрации президента». И отказались подписываться под ним, как члены рабочей группы, образованной президентом Садыром Жапаровым. Тем более, что теперь добавились более ужесточающие нормы. «Даже аккредитацию на заседания Жогорку Кенеша, где может присутствовать любой журналист, привязали к аккредитации СМИ», — отметил юрист Института Медиа Полиси Нурбек Сыдыков.
Одни и те же функции приписали и Минюсту, и Минцифры. Это не было предметом обсуждения, члены рабочей группы не предлагали эту норму.
Нурбек Сыдыков
Представители медиасообщества и независимые юристы подчеркивают, что постатейного обсуждения не было, устраивать же панельные дискуссии в чате в WhatsApp — это просто несерьезно.
Полномочия рабочей группы истекли 15 мая. В этот же день сырой и не согласованный с ней проект документа «О СМИ» был вывешен на сайт кабмина.
«Мы, члены рабочей группы, были легитимными в течение шести месяцев. Но мы не встретились за полгода для постатейного обсуждения. И первый раз решили приступить к нему, когда срок доработки уже истек. Рабочая группа по доработке проекта закона «О СМИ» создана не кем-то, а президентом страны. Но произошел срыв ее деятельности. Кто-нибудь понесет ответственность за это?» — поинтересовался на встрече 16 мая юрист Нурбек Сыдыков.
Стоит отметить, что главного архитектора резонансного проекта «О СМИ» — юриста президентской администрации Марата Укушева на этой встрече теперь уже бывших членов рабочей группы не было.
Кто ответит за срыв работы?
«Главный юрист администрации президента Мурат Укушев действовал неконструктивно и фактически сорвал работу, не исполнив задачи, поставленные Садыром Жапаровым по доработке проекта закона «О СМИ», — с таким заявлением на имя главы государства обратились представители медиасообщества и независимых СМИ. Они просят рассмотреть ответственность начальника правового управления, который по сути проигнорировал распоряжение и наказ президента. Сам Укушев на первом заседании рабочей группы по доработке законопроекта «О СМИ» заявлял: глава государства наказал ему разработать такой документ, который устраивал бы всех и служил на благо нашей страны многие годы. Сделано ли это? Нет.
Члены РГ от СМИ напоминают, что 7 декабря 2022 года Садыр Жапаров своим распоряжением образовал рабочую группу по доработке проекта закона КР «О средствах массовой информации», куда помимо шести сотрудников государственных органов вошли 15 представителей независимых медиаорганизаций страны.
Рабочей группе было поручено до 15 мая 2023 года доработать проект закона «О СМИ» и вынести его на общественное обсуждение. Там же прописано, что членам рабочей группы предоставляется право привлекать к работе специалистов государственных органов и организаций, запрашивать материалы и получать помощь от госорганов для выполнения поставленных задач.
Согласно распоряжению, организационное обеспечение деятельности рабочей группы было возложено на отдел правового обеспечения президента и кабинета министров управления правового обеспечения администрации главы государства.
«Однако, к большому сожалению, руководитель управления правового обеспечения Мурат Укушев, будучи председателем рабочей группы, фактически сорвал работу. За шесть месяцев деятельности рабочая группа собиралась лишь на три заседания. Глава рабочей группы Мурат Укушев принял участие лишь в одном заседании — ознакомительном 20 декабря 2022 года», — говорится в обращении представителей СМИ.
Они отмечают, что фактически это законопроект разработан администрацией президента и члены созданной Садыром Жапаровым рабочей группы из числа медиасообщества не имеют никакого отношения к нему.
К огромному сожалению, из-за неконструктивных действий главы рабочей группы Мурата Укушева и представителей управления правового обеспечения президента ваша позитивная инициатива по созданию рабочей группы по доработке проекта закона «О СМИ» была сведена на нет, что нанесло ущерб всем заинтересованным сторонам и обществу в целом.
из обращения членов РГ к Садыру Жапарову
Фактически неучастие Мурата Укушева в работе РГ и игнорирование предложений представителей медиасообщества, нарушение законных сроков создает образ непрофессионализма, непрозрачности, недемократичности и отсутствия готовности учитывать интересы медиа и общества.
«Была сведена на нет конструктивная идея президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова о создании закона, который учитывал бы все актуальные тенденции и лучшие практики в мировой журналистике, а также гарантировал бы защиту прав СМИ и свободу слова. Уверены, все ответственные за срыв инициативы главы государства понесут заслуженное наказание», — резюмируют представители медиасообщества.
Ходить под дурака
На встречах по доработке проекта закона «О НКО» Мурат Укушев также появился лишь один раз. По последнему, напомним, в конце декабря 2022-го по инициативе представителей НКО и с согласия чиновников также была создана рабочая группа, в состав которой вошли гражданские активисты и независимые юристы. Они должны вместе переписать спорный проект, предложенный Старой площадью.
1 июня истекает срок полномочий и этой группы. Однако, как и в случае с редакцией документа, регулирующего деятельность средств массовой информации, с момента ее создания было проведено лишь одно заседание. По словам главы ОО «Журналисты» Нурдина Дуйшенбекова, активистам и юристам сказали представить свои предложения в письменном виде, чтобы собраться и обсудить постатейно. Они это сделали, но заседаний больше чиновники не созывали.
«Судя по тому, как ловко инициаторы, наплевав на предложения независимых экспертов и представителей медиа, провернули схему с проектом закона «О СМИ», я не тешу себя иллюзиями, что с документом, регулирующим деятельность некоммерческих организаций, разработчики поступят иначе», — сказал он.
Отдельная история с пакетом предложений Надиры Нарматовой. Депутат блокирует любые попытки представителей гражданского общества и независимых юристов поговорить по существу.
Правозащитники решили достучаться до авторов и обратились в Конституционный суд о проверке соответствия Основному закону некоторых статей проекта документа, подготовленного администрацией президента.
Заявители отмечают, что «оспариваемые законодательные нормы носят обременительный характер, имеют структурную дискриминационную направленность, создают дополнительную нагрузку для НКО и ограничивают право граждан на равные возможности и свободу объединений».
Они попросили вызвать в суд экспертов парламента, которые готовили экспертизу по предлагаемым инициативам, и заслушать юриста «Бир дуйно Кыргызстан». Ходатайство удовлетворено.
Однако поддержит ли КС гражданских активистов — другой вопрос. Его судьи уже продемонстрировали, что позволяет себе трактовать положения Основного закона, как считают нужным.
К примеру, ранее КС КР в своем вынесенном решении отметил, что размер пенсий, пособий и другой социальной помощи зависит от состояния экономики и возможностей бюджета. Получается, норма, указанная в статье 44 Конституции, прописана для красного словца и не обязательна к исполнению.
Так что надежды на объективное рассмотрение заявления правозащитников об отмене норм проекта закона «О НКО» мало. Заседание, на котором должна будет отвечать на вопросы эксперт ЖК, назначено на 7 июня.
А в ответ тишина
Между тем исследователи организации Международное партнерство за права человека и фонда «Правовое процветание» в рамках их сотрудничества с CIVICUS Monitor подготовили промежуточный отчет, свидетельствующий о нарастающих угрозах гражданским правам и свободам человека в Кыргызстане.
В нем говорится, что в течение отчетного периода с ноября 2022-го по апрель 2023 года власти страны продолжали попытки «закручивания гаек» в отношении свободы слова и гражданской активности.
Эксперты указали на ограничительные законопроекты «О СМИ» и «О НКО».
Чиновники не учли ключевые рекомендации членов рабочих групп, в результате чего в редакциях этих документов сохранились принципиальные недостатки.
Есть опасения, что законопроект «О СМИ» в случае принятия в предлагаемом формате приведет к чрезмерному государственному контролю над деятельностью медиа и может быть использован для подавления неудобных информационных ресурсов.
Правозащитники требуют от властей пересмотреть свою политику в этом направлении и отказаться от практики давления на СМИ и гражданских активистов, напомнив еще раз о соблюдении Кыргызстаном обязательств в рамках международных договоров.
Но отчет, как и рекомендации, за ним последовавшие, Старая площадь, по обыкновению своему, проигнорировала. Отношение к независимым СМИ и гражданскому обществу, как неким чуждым пережиткам демократии, с которыми можно либо не считаться, либо прессовать, социологи относят к попыткам власти стигматизировать тех, кто думает, говорит, пишет и действует иначе.
На пике
Долгие годы в Кыргызстане, как и в других странах бывшего СССР, слово «стигматизация» чаще всего применяли к людям, живущим с ВИЧ.
Дискуссия о стигматизации касалась в первую очередь представителей уязвимых социальных групп, чьи права нарушаются за несоответствие некой норме.
Но после событий октября 2020 года, слово «стигма» приобрело дополнительное значение. Власти стали особенно широко раздавать статусы провокаторов, подстрекателей, бузукулар. Журналисты и правозащитники определили их как стигму, отметив, что стигматизируют неугодные СМИ и НПО, называя их то «агентами Запада», то «грантоедами», то «шпионами».
Все это происходит от того, как считают эксперты, что государствам необходимо поддерживать определенную социальную иерархию, разделяя граждан на «хороших» и «плохих». Стигматизация — один из способов обозначить «плохих».
Пожалуй, самый показательный пример — стереотип о ВИЧ-инфекции как «болезни гомосексуалов», который привел к всплеску дискриминации в адрес ЛГБТК(А+)-сообщества.
Еще государства активно прибегают к механизмам стигматизации, когда чувствуют угрозу собственному суверенитету.
Известны случаи, когда политики сравнивали мигрантов с природными катаклизмами и военной угрозой. Бывший президент Чехии Милош Земан в свое время предлагал высылать мигрантов-мусульман из Европы в Африку и на необитаемые греческие острова. МВД Словакии настаивало, что защиты от гражданской войны в Сирии заслуживают только христиане. А президент Литвы намекал, что против беженцев может быть применено оружие.
Кыргызстан не стал исключением. Внутренняя логика авторитаризма привела к ситуации, когда власти страны рассматривают любую, даже самую незначительную, критику как вражескую.
Стигматизация при таком раскладе — действенный инструмент консервативной мобилизации, то есть политического сплочения молчаливого большинства.
Но, как и любое иное позорное клеймо, которым пользуются чиновники, стигмы при необходимости служат оправданием репрессий.