Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Администрация президента опубликовала для общественного обсуждения проект Закона КР «О средствах массовой информации». Обсуждение продлится месяц. Текст опубликован на сайте общественных обсуждений. При этом рабочая группа не проводила личные встречи и постатейные обсуждения, хотя представители СМИ настаивали на этом.

Как указывает АП, документ разработан «в целях пересмотра действующего Закона «О СМИ» с учетом изменений информационно-коммуникационной среды с целью формирования социальной ответственности журналистов и правовой культуры в медиасфере».

Что предлагается?

К СМИ предлагают отнести периодические печатные издания, теле-, радиовещание, веб-сайты в телекоммуникационной сети Интернет и иные электронные СМИ (неясная формулировка), а также зарегистрированные как СМИ информагентства, деятельность которых направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера.

Также, согласно положениям представленного проекта закона, СМИ осуществляет свою деятельность после государственной регистрации, за исключением некоторых случаев.

Веб-сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подлежит регистрации Минцифры как сетевое СМИ и в порядке, установленном кабмином КР.

Подробные изменения, которые появились без согласования с медиасектором

Как объясняет АП изменения?

Администрация президента заявляет, что проект доработан рабочей группой, образованной распоряжением президента Жапарова от 7 декабря 2022 года №230. В нее вошли 15 представителей независимых СМИ и общественных организаций, заинтересованных в доработке проекта.

Но медиасообщество отправило предложения к четвертому варианту законопроекта 10 апреля. В течение месяца администрация президента не реагировала на вопросы о том, когда начнется постатейное обсуждение законопроекта, представив сразу пятый вариант без объяснения, почему предложения медиасектора не включены в документ, и без аргументации того, почему необходимо было включить те или иные изменения в пятую версию. АП готовила очередной вариант документа в течение месяца, а на ознакомление с документом дала представителям медиасектора два дня.

Необходимость принятия проекта вызвана моральным устареванием действующего Закона КР «О СМИ» от 2 июля 1992 года, хотя международные эксперты говорили, что данный закон качественный и требует минимум изменений.

В справке-обосновании указывается, что предлагаемый проект соответствует международным актам в области свободы слова, и государство лишь в определенных случаях может налагать ограничения в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

При этом администрация заявляет об отсутствии цензуры со своей стороны, но на деле она осталась в следующих положениях:

  • Осталась норма о «недопустимости злоупотребления свободой выражения своего мнения, свободой слова и печати, получения и распространения информации» с длинным списком того, что нельзя публиковать.
  • Ужесточены нормы по правам и обязанностям журналиста. Например, чтобы снять на видео действия какого-то коррупционера и нарушителя, журналист должен спросить у него разрешение, может ли он его фотографировать и снимать на видео.

«Действующий закон однозначно привязывает все права и обязанности по созданию и распространению информации к СМИ, в то время как Конституция Кыргызской Республики гарантирует свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати каждому, т. е. всем гражданам страны, а не только журналистам. В результате только к редакциям СМИ относятся ограничения и запреты, которые должны быть распространены на каждого», — объясняет поправки АП.

Проект закона предлагает урегулировать вопросы:

  • свободы выражения своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации;
  • недопустимости вмешательства в деятельность средства массовой информации;
  • недопустимости злоупотребления свободой выражения своего мнения, свободой слова и печати, получения и распространения информации;
  • неразглашения информации;
  • разновидностей СМИ;
  • особенностей государственного антимонопольного регулирования рынка СМИ;
  • государственною регистрации СМИ.

АП считает, что законопроект опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы. Однако медиасектор говорит, что нарушения международного законодательство по-прежнему есть.

Автор иллюстрации на главном фото: Татьяна Зеленская.

https://kaktus.media/480679